Слайд 1Психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей учащихся
Слайд 2Сопровождение
Психолого-педагогическое сопровождение – целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются
социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.
М.Р. Битянова
Психолого-педагогическое сопровождение – особый вид помощи ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса.
Э.М. Александровская
Слайд 3Психологическая служба образования
Психологическая служба образования – интегральное явление, представляющее собой единство
четырех его составляющих, или аспектов, – научного, прикладного, практического и организационного.
И.В. Дубровина
Слайд 4Цели и задачи психологической службы
Главной целью психологической службы образования является психологическое
здоровье детей дошкольного и школьного возраста. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
Слайд 5Цели и задачи психологической службы
Основные задачи психологической службы образования:
реализация в работе
с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;
создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), которые определяются прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками;
оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Слайд 6Основные направления психолого-педагогического сопровождения
психологическое просвещение;
психологическая профилактика;
психологическое консультирование;
психологическая диагностика;
психологическая коррекция.
Слайд 7Психологическое просвещение
Психологическое просвещение – приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей
к психологическим знаниям.
Слайд 8Психологическая профилактика
Психологическая профилактика – специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение,
укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Слайд 9Психологическое консультирование
Психологическое консультирование – оказание психологической помощи субъектам образовательного процесса в
вопросах развития, воспитания и обучения.
Слайд 10Психологическая диагностика
Психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего
периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе воспитания и обучения, профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Слайд 11Психологическая коррекция
Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в
детском возрасте и сохранение ее индивидуальности.
Слайд 12Критерии успешности сопровождения
психолого-педагогическая и социальная характеристика учебного пространства (класс, школа, направленность
процесса обучения и др.);
психолого-педагогическая компетентность учителей;
уровень развития родителей и их запросов к образованию ребенка (требования к учебно-воспитательному процессу);
стиль взаимоотношений в системе «учитель-ученик-родитель»;
организационно-методические возможности школы в плане реализации развития творческих способностей школьников;
готовность администрации, педагогического коллектива и специалистов школы (психологов, врачей, социальных педагогов, логопедов и др.) взять на себя ответственность за результаты психолого-педагогического сопровождения ребенка в ходе его обучения.
Слайд 13Развивающая и коррекционная работа
Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на
искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности.
Слайд 14Задачи арттерапии
Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.
Получить материал
для интерпретации и диагностических заключений.
Проработать мысли и чувства, которые обычно подавляются.
Развить чувство внутреннего контроля.
Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
Способствовать преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
Развить творческие способности и повысить самооценку.
Слайд 15Виды арттерапии
Музыкотерапия
Библиотерапия
Танцевальная терапия
Проективный рисунок
Сочинение историй
Сказкотерапия
Куклотерапия
Слайд 16Музыкотерапия
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные
методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия.
Слайд 17Библиотерапия
Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на человека с помощью чтения специально
подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. «Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии, психокоррекции», писал В. М. Мясищев.
Слайд 18Танцевальная терапия
Танцевальная терапия - это вид арттерапии, который использует движение (танец)
для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека.
Слайд 19Проективный рисунок
Рисование – творческий акт, позволяющий человеку ощутить и понять самого
себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Рисование широко используется для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов и страхов, развития творческих способностей.
Слайд 20Сочинение историй
Сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств , вербализации образов,
ассоциаций, символов, для того чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ и вдохновиться в творчестве. Процесс написания рассказов, сочинений, дневниковых записей способствует освобождению от многих переживаний и осознанию, решению внутреннего конфликта. Этот метод может использоваться как в индивидуальной , так и в групповой работе.
Слайд 21Сказкотерапия
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих
способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.
Слайд 22Куклотерапия
Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем
мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя).