Психологические особенности взаимодействия с детьмиотцов-одиночек презентация

Слайд 1Психологические особенности взаимодействия с детьми отцов-одиночек
Т.М. Харламова,кандидат психологических наук, доцент кафедры

психологии Пермского государственного педагогического университета

Слайд 2Цель исследования:
изучение психологических особенностей взаимодействия с детьми отцов-одиночек
с разной степенью

удовлетворённости данными отношениями.

Слайд 3Характеристика выборки:
в исследовании приняли участие отцы-одиночки в возрасте

40-45 лет, воспитывающие одного или более детей дошкольного возраста; критерием для формирования соответствующих выборок послужили результаты кластерного анализа, который был проведен на основе показателя «удовлетворённость в отношениях с ребёнком» по методике И.М. Марковской.
Методики исследования:
опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова;
опросник экстраверсии-интроверсии и нейротизма (EPI)
Г. Айзенка (адаптация А.Г. Шмелёва);
опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» (ВРР)
И.М. Марковской;
методика «Потребность в детях».

Слайд 4Основные результаты исследования


Слайд 5
Условные обозначения показателей индивидуальных свойств и особенностей взаимодействия с детьми отцов-одиночек:

1

- пластичность интеллектуальная;
2 - эмоциональность коммуникативная;
3 - нейротизм;
4 - мягкость – строгость родителя;
5 - автономность – контроль по отношению к ребенку;
6 - эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю;
7 - отсутствие сотрудничества – сотрудничество;
8 - удовлетворённость отношениями с ребёнком;
9 - потребность в детях .

Слайд 6







Выводы:
1. Для отцов, менее

удовлетворённых отношениями с детьми, характерны следующие психологические особенности:
эмоциональная неустойчивость, низкая адаптация к стрессовым факторам, склонность к быстрой смене настроений;
высокая чувствительность и ранимость в случае неудач общения с ребенком;
наличие эмоциональной дистанции в процессе взаимодействия с ребёнком, отсутствие стремления сотрудничать с ним;
ощущение напряжённости в отношениях с ребёнком, а не радости и удовлетворения;
тенденция к беспокойству, неуверенности и раздражительности в процессе социального взаимодействия.



Слайд 7
2. Для отцов, более удовлетворённых отношениями с детьми, характерны

следующие психологические особенности:
высокая гибкость мышления, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем, в т.ч. связанных с воспитанием детей;
высокая потребность в общении со своим ребёнком;
ощущение эмоциональной насыщенности, теплоты в отношениях с ребёнком;
желание сотрудничать, взаимодействовать с ним, делиться своим опытом;
готовность строго контролировать, направлять действия ребенка, за которого отец несет персональную ответственность.


Слайд 8 Схема взаимосвязи показателей индивидуальных свойств и особенностей взаимодействия с детьми отцов-одиночек

Условные обозначения: 1 – эргичность интеллектуальная, 2 - пластичность психомоторная, 3 - пластичность интеллектуальная, 4 - пластичность коммуникативная, 5 - скорость психомоторная, 6 - скорость интеллектуальная, 7 - эмоциональность психомоторная, 8 - эмоциональность коммуникативная, 9 - нейротизм, 10 -нетребовательность-требовательность родителя, 11 - мягкость-строгость родителя, 12 - отвержение-принятие ребёнка, 13 - отсутствие сотрудничества-сотрудничество, 14 - тревожность за ребенка, 15 - воспитательная конфронтация в семье, 16-потребность в детях.

Отцы-одиночки менее удовлетворенные отношениями с детьми

Отцы-одиночки более удовлетворенные отношениями с детьми


Слайд 9Выводы:
1. В выборке отцов, менее удовлетворенных отношениями с детьми, в качестве

системообразующего выступает показатель «тревожность за ребенка». Его взаимосвязи позволяют предположить, что чем более данные отцы-одиночки склонны к умственному напряжению, ранимы, неуверенны в себе и раздражительны, тем больше они тревожатся за своего ребёнка, излишне строго относятся к нему, предпочитают более жесткие правила взаимодействия, т.е. чаще требуют, чем помогают и поддерживают. Установлено также, что чем более испытуемые первой выборки способны гибко и творчески решать разного рода проблемы, тем более высокую потребность в детях испытывают. Интересно, что обозначенные выше и другие достоверно значимые взаимосвязи исследуемых показателей носят только специфичный характер, т.е. во второй выборке не встречаются.

Слайд 10
2. В выборке отцов, более удовлетворенных отношениями с детьми, наиболее активно

с другими показателями коррелирует показатель «потребность в детях». Можно предположить, что чем больше данные отцы-одиночки недовольны результатами своей профессиональной деятельности и чем менее высокие требования предъявляют к ребенку, тем более ориентированы на самореализацию в сфере воспитания детей. Установлено также, что чем менее импульсивны в межличностных контактах испытуемые второй выборки, тем более адекватно относятся к различным личностным качествам и поведенческим проявлениям своего ребенка, т.е. принимают его таким, какой он есть. Все обнаруженные взаимосвязи также, как и в первой выборке, носят специфичный характер.

Слайд 11Практическая значимость исследования
состоит в том, что полученные данные могут

найти своё применение в консультативной и просветительской работе по психологическому сопровождению отцов, в одиночку воспитывающих своих детей, а также в различных мероприятиях по оптимизации взаимодействия отцов и детей (тренинги, семинары).

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика