Слайд 2Содержание
Психограмма – это…
Что такое психограмма в целом?
Этапы составления психограммы
Виды психических
функций
Профессионально важные качества
Таблица профессионально важных качеств
Пример.
Вывод.
Список литературы.
Слайд 3Психограмма – это…
Психограмма - графическое изображение результатов исследования психической деятельности
индивида с помощью ряда тестов. Психограммы позволяют наглядно сравнивать результаты исследования различных индивидов.
греч.Psyche - душа + Gramma - написание
Слайд 4Что такое психограмма в целом?
Термин «психограмма» был введен в начале XX
в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности.
Слайд 5 Штерном была паредложена так же частичная психограмма, которая отражала
не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи.
Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.
Слайд 6Этапы составления психограммы
Составление психограммы – итог тщательного изучения профессии с разных
сторон. Этот процесс называется профессиографированием. Этапы составления психограммы:
Установление перечня обязательных задач, выполняемых профессионалом.
Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане).
Соотнесение важных часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.
Слайд 7Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные
качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).
Слайд 8Виды психических функций
Действия восприятия обеспечиваются органами чувств. Чувственные образы зрительные,
слуховые, обонятельные, осязательные. Свойственно: дегустаторам, контролерам ОТК, товароведам-экспертам, красильщикам тканей.
Мнемические действия, или действия памяти, направленные на запоминание чувственных образов и слов, или воспроизведение в конкретных ситуациях, а также на забывание ненужных сведений и ощущений. Свойственно: актерам, музыкантам, дикторам радио и телеведущим, юристам, врачам.
Имажинитивные действия (от лат. imago – «образ», «подобие»), или процессы воображения, направленные на построение сложного образа из элементов образных представлений, их различных комбинаций. Звуковые образы – мир композиторов, зрительные образы – конструктор-модельер, инженер-механик, архитектор, художник.
Слайд 9Психограмма
Логические образы простые (группировка явлений, понятий, образов по какому-то одному принципу)
или сложные (действия умозаключения, сопоставления, анализа и синтеза, решение сложных творческих задач) образуют основу мыслительной деятельности и мышления.
Выделяют три разновидности интеллекта: технический, словесно-логический и социальный.
Интерперсональные действия составляют основу профессионального общения. Разновидности интерперсональных действий:
коммуникативные, цель которых установление, поддержание или прекращение контактов;
организационные действия, выполняемые с целью объединить людей в группу для решения общей задачи, распределить обязанности, сформировать единые ценности, настроения и др.
Взаимодействие происходит с помощью речи (устной и письменной), а также языка жестов (невербальных средств). Свойственно: педагогам, врачам, юристам, милиционерам, менеджерам, социальным работникам.
Слайд 10Действия контроля и самоконтроля осознанное управление профессиональным поведением, своим состоянием в
процессе работы «произвольное внимание». Контроль своей речи, мимики, проявлений эмоций саморегуляция.
Результат психомоторных действий, или профессиональных движений, - целенаправленное управление своим телом, определенные движения пальцев рук, ног, принятие и поддержание определенной позы, выражения лица и др. Сложные произвольные действия – основа мастерства артистов, хирургов, стоматологов, водителей, станочников.
Слайд 11Профессионально важные качества
ПВК - относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке
индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.
Слайд 12Таблица профессионально важных качеств
Слайд 13Пример:
ПВК Дизайнера интерьера:
-Зрительное восприятие (действия восприятия)- 3
-Слуховое восприятие (действия восприятия)- 1
-Память
(мнемические действия)- 3
-Внимательность (действия внешнего контроля)- 3
-Воображение (имажинитивные действия)- 3
-Технический интеллект (логические действия)- 2
-Словесно-логический интеллект (логические действия)- 2
-Социальный интеллект, организаторские способности (логические действия)- 2
-Устная речь (интерперсональные действия)- 2
-Общительность (интерперсональные действия)- 2
-Эмоционально-волевая регуляция (самоконтроль)- 3
-Психомоторика (двигательные действия)- 2 [6]
Слайд 14Исходя из данного примера, профессия дизайнера интерьера требует многих качеств и
талантов. Само собой очевидно, что человек данной профессии должен быть человеком творческим. Дизайн интерьера требует хорошего воображения, образного мышления, хорошей интуиции и чувства стиля. Помимо этого профессиональному дизайнеру интерьера необходимы и специальные знания и навыки, для того чтобы свои идеи превращать в жизнь. Ведь дизайнеру интерьера приходится сталкиваться со многими сферами деятельности. Дизайнер интерьера должен четко представлять себе, что такое практическое строительство, расположение
существующих в доме коммуникаций, для того чтобы творческие идеи по созданию интерьера квартир, интерьера дома не противоречили техническими возможностям..
Слайд 15Вывод:
Таким образом Психограмма представляет собой "портрет" профессии, составленный на основе
интерпретационного психологического анализа операционально-технологического содержания конкретной трудовой деятельности.
Слайд 16Список литературы.
Акимова М.К. «Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков
способностей».
Бодров В.А. «Психология профессиональной пригодности.»
Иванова Е.М. «Основы психологического изучения профессиональной деятельности»
Климов Е.А. «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.»
Интернет ресурс http://kirov-college.narod.ru/azbuka/psihogramms.html
И д.р.