Психодинамические характеристики и родительско-детские взаимодействия в однодетных семьях презентация

Содержание

Цель исследования: Изучение особенностей взаимодействия отцов и матерей с детьми раннего юношеского возраста в однодетных семьях в зависимости от их темпераментальных свойств

Слайд 1Психодинамические характеристики и родительско-детские взаимодействия в однодетных семьях
Л.Л.Баландина, кандидат психологических

наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного педагогического университета

Слайд 2Цель исследования:
Изучение особенностей взаимодействия отцов и матерей с детьми

раннего юношеского возраста
в однодетных семьях в зависимости от их темпераментальных свойств

Слайд 3Характеристика выборки
В исследовании приняли участие юноши и девушки
15-16

лет из однодетных семей и их родители.

Методики исследования:
опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ) (детский и взрослый вариант);
опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» (ВРР) И.М. Марковской.

При обработке результатов исследования использовался
t-критериальный анализ Спирмена и корреляционный анализ
Пирсона

Слайд 4Шкалы опросника «Взаимодействие родителя с ребёнком» И.М. Марковской (ВРР)
1- нетребовательность –

требовательность родителя;
2- мягкость – строгость родителя;
3- автономность – контроль по отношению к ребенку;
4- эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю;
5- отвержение – принятие ребенка родителем;
6 - отсутствие сотрудничества – сотрудничество;
7- несогласие – согласие между ребенком и родителем;
8- непоследовательность – последовательность родителя;
9- авторитетность родителя;
10- удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.

Слайд 5Шкалы опросника структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ)
1 - эргичность предметная;


2 - эргичность социальная;
3 - пластичность предметная;
4 - пластичность социальная;
5 - темп предметный (скорость);
6 - темп социальный;
7 - эмоциональность (эмоциональная чувствительность) предметная;
8 - эмоциональность социальная.

Слайд 6Основные результаты исследования


Слайд 7 Различия показателей родительских взаимодействий отцов и матерей с ребенком
Показатели родительского

взаимодействия отцов и матерей различаются по двум показателям из десяти: в отношениях матерей с ребенком больше эмоциональной близости и согласия, чем в отношениях с отцами.

Слайд 8Взаимосвязи показателей родительских взаимодействий отцов и матерей с ребенком
Из десяти изучаемых

стилей родительского взаимодействия отцов и матерей, по пяти выявлены значимые взаимосвязи. Требовательность, контроль, принятие, удовлетворенность отношениями с ребенком родители проявляют сходным образом – усиление этих характеристик одним из родителей, приводит к тем же тенденциям со стороны другого.
В тоже время, если один из родителей демонстрирует несогласие, другой стремиться проявить больше согласия во взаимодействиях с ребенком.
В остальных стилях взаимодействия отцы и матери выстраивают отношения с ребенком достаточно автономно друг от друга.

Слайд 9
Условные обозначения:

1–нетребовательность–требовательность матери; 2–мягкость –строгость

матери; 3 – автономность–контроль матери; 4–эмоциональная дистанция–близость ребенка к матери ; 5–отвержение– принятие ребенка матерью ; 6 – отсутствие сотрудничества–сотрудничество; 7 – несогласие–согласие между ребенком и матерью; 8 – непоследовательность–последовательность матери; 9–авторитетность матери; 10 – удовлетворенность отношениями ребенка с матерью;
11 – нетребовательность–требовательность отца; 12 – мягкость–строгость отца; 13 – автономность–контроль отца; 14–эмоциональная дистанция–близость к отцу; 15 – отвержение–принятие; 16–отсутствие сотрудничества–сотрудничество отца; 17 – несогласие–согласие с отцом; 18 – непоследовательность–последовательность отца; 19 – авторитетность отца; 20 – удовлетворенность отношениями с отцом.



Слайд 10Взаимосвязи показателей родительских взаимодействий отцов и матерей и темпераментальных свойств ребенка


Взаимосвязи

свойств темперамента детей и особенностей родительского взаимодействия более выражены у матерей (15 корреляций), чем у отцов (3 корреляции). Можно предположить, что родительские стили матери, в отличие от отца, являются более гибкими, вариативными и в значительной мере обусловлены темпераментальными свойствами ребенка.
Наиболее взаимосвязанным со свойствами темперамента детей является показатель «авторитетности матери».

Слайд 11 Условные обозначения: 1 – нетребовательность–требовательность родителя; 2 – мягкость –строгость

родителя; 3 – автономность–контроль по отношению к ребенку; 4 – эмоциональная дистанция–эмоциональная близость ребенка к родителю; 5 – отвержение – принятие ребенка родителем; 6 – отсутствие сотрудничества–сотрудничество; 7 – несогласие–согласие между ребенком и родителем; 8 – непоследовательность– последовательность родителя; 9 – авторитетность родителя; 10 – удовлетворенность отношениями ребенка с родителем (ВРР).; 11 – эргичность предметная; 12 – эргичность социальная; 13 – пластичность предметная; 14 – пластичность социальная; 15 – темп предметный; 16 – темп социальный; 17 – эмоциональность предметная; 18 – эмоциональность социальная (ОСТ).

Схема взаимосвязей между показателями темпераментальных свойств детей и особенностями родительского взаимодействия отцов

Схема взаимосвязей между показателями темпераментальных свойств детей и особенностями родительского взаимодействия матерей


Слайд 12Взаимосвязи показателей родительских взаимодействий и темпераментальных свойств отцов и матерей
Темпераментальные свойства

отца и матери в равной мере обуславливают стили их родительского взаимодействия с ребенком, но содержание этих связей различно.
У отца родительские взаимодействия связаны со всеми изучаемыми темпераментальными свойствами в предметно-деятельностной сфере (эргичность, пластичность, темп, эмоциональность), а также с эмоциональностью социальной.
Особенности взаимодействия матери связаны с ее темпераментальными свойствами, проявляющимися как в предметно-деятельностной, так и коммуникативной сферах жизни.
Высокие показатели эмоциональности предметной и социальной у обоих родителей снижают благоприятные характеристики взаимодействия с детьми.

Слайд 13Условные обозначения: 1 – нетребовательность–требовательность родителя; 2 – мягкость –строгость родителя;

3 – автономность–контроль по отношению к ребенку; 4 – эмоциональная дистанция–эмоциональная близость ребенка к родителю; 5 – отвержение – принятие ребенка родителем; 6 – отсутствие сотрудничества–сотрудничество; 7 – несогласие–согласие между ребенком и родителем; 8 – непоследовательность– последовательность родителя; 9 – авторитетность родителя; 10 – удовлетворенность отношениями ребенка с родителем (ВРР).; 11 – эргичность предметная; 12 – эргичность социальная; 13 – пластичность предметная; 14 – пластичность социальная; 15 – темп предметный; 16 – темп социальный; 17 – эмоциональность предметная; 18 – эмоциональность социальная (ОСТ).

Схема взаимосвязей между показателями родительского взаимодействия и темпераментальных свойств отцов

Схема взаимосвязей между показателями родительского взаимодействия и темпераментальных свойств матерей



Слайд 14Практическая значимость исследования
состоит в возможности использования полученных данных в

работе по психологическому сопровождению детей и оптимизации родительско-детских взаимодействий.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика