Проведениеантикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (как одна из форм общественного контроля) презентация

Содержание

Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru Антикоррупционная экспертиза НПА: опыт, методика и перспективы 2004 г. – публичное

Слайд 1Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (как

одна из форм общественного контроля)


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 2
Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru





Антикоррупционная экспертиза НПА:

опыт, методика и перспективы

2004 г. – публичное признание проблемы и постановка задачи 2004 г. – памятка эксперту по анализу (экспертизе) коррупциогенности законодательного акта (ЦСР) 2005 г. – требования Концепции административной реформы 2005–2006 г. – апробация памятки в ГД РФ/реализация Концепции 2007 г. – методика анализа (экспертизы) коррупциогенности НПА (ЦСР) 2006 г. – наст. вр. – реализация Концепции /применение методики/ региональные НПА об АЭ НПА/ тренинги 2008 г. – требования Нацплана, ФЗ о противодействии коррупции 2008 г. – наст. вр. – реализация Нацплана / прокурорский надзор 2009–2010 г. – 3 Постановления Правительства РФ о методике и правилах проведения АЭ проектов НПА ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе…»

Хроника внедрения


Слайд 3«Корни коррупции подпитываются некачественным законодательством» /Президент РФ, 2004г./ «Необходимо наладить постоянную и системную

антикоррупционную экспертизу законодательства» /Президент РФ, 2004г./ «Внедрить экспертизу нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность» Распоряжение Правительства РФ.25.10.05. (Концепция административной реформы в РФ в 2006-2008 годах)


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru






Президент России о коррупции


Слайд 4Национальный план противодействия коррупции: меры по профилактике коррупции: «совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых

актов Российской Федерации» Генеральному прокурору Российской Федерации: «организовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации» Министерству юстиции Российской Федерации : «организовать осуществление антикоррупционной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru






Российские политические и правовые основы


Слайд 5Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О

национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы : «Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям: … совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение её результативности…»


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru






Российские политические и правовые основы


Слайд 6ФЗ «О противодействии коррупции»: Меры по профилактике коррупции: «2) антикоррупционная экспертиза правовых актов

и их проектов;» Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 196 «Об утверждении методики …» Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 195 «Об утверждении Правил …» Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru






Российские политические и правовые основы


Слайд 7Антикоррупционная экспертиза является составной частью правовой экспертизы нормативных правовых актов, имеющая

цель – исключение из правового пространства правовых норм, вызывающих вероятность и создающих предпосылки коррупции. К правовым посылкам коррупции относятся как положения, содержащиеся в нормативных правовых актах или их проектах, так и отсутствие положений, необходимых для устранения существующих и/или предотвращения коррупционных практик.


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru






Основные понятия


Слайд 8● анализ нормативного правового акта, ● выявление и описание коррупционных факторов, находящихся в нормативном

правовом акте, ● выработка рекомендаций и предложений, направленных на искоренение указанных факторов с целью пресечения коррупции.


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru






Задачи антикоррупционной экспертизы


Слайд 9Под коррупционным фактором (коррупционной составляющей) в данной методике понимается дефекты норм

и правовые формулы, положения нормативного правового акта, дающие возможность должностным лицам использовать нормы закона в личных выгодных (корыстных) интересах. Коррупционная норма – норма, в которой содержатся коррупционные факторы.


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru






Основные понятия


Слайд 10Типичные коррупционные факторы – те, которые чаще других встречаются в нормативных

правовых актах, независимо от предмета их регулирования и содержат определенные дефекты норм, вызывающие предпосылки коррупции.


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru






Основные понятия


Слайд 11Государственная антикоррупционная экспертиза – анализ нормативного правового акта органами государственной власти

с целью выявления и устранения (минимизации) коррупционных факторов.


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru






Основные понятия


Слайд 12Антикоррупционная экспертиза может быть: Государственной, т.е. проводимой определенным кругом лиц, специально уполномоченных

органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления на проведение антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта или нормативного правового акта. Государственная антикоррупционная экспертиза подразделяется на экспертизу, которую может проводиться органами, которым согласно нормам российского законодательства вменяется право обеспечить качество проектов нормативных правовых актов, а также органами, которые наделены правом осуществлять контроль качества нормативных правовых актов и органами, осуществляющими мониторинг правоприменительной практики.


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru






Виды антикоррупционной экспертизы


Слайд 13Министерство юстиции Российской Федерации проводит государственную антикоррупционную экспертизу в соответствии с

методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в отношении: а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы; б) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов - при проведении их правовой экспертизы; в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации; г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения.


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru






Субъекты, проводящие государственную антикоррупционную экспертизу


Слайд 14Общественная антикоррупционная экспертиза – исследование и анализ нормативного правового акта институтами

гражданского общества с целью выявления и устранения (минимизации) коррупционных факторов. Общественная антикоррупционная экспертиза может осуществляться Общественной палатой Российской Федерации, Торгово-промышленной палатой, общественными организациями, бизнес-сообществами, экспертными советами при органах государственной власти всех уровней и органах местного самоуправления;


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru






Виды антикоррупционной экспертизы


Слайд 15Независимая антикоррупционная экспертиза – экспертиза нормативного правового акта, проведенная научными учреждениями,

бизнес-сообществами и иными организациями и гражданами в инициативном порядке за собственные средства с целью выявления и устранения (минимизации) корруционных факторов. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru






Основные понятия


Слайд 16Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утверждаемой Министерством

юстиции Российской Федерации. Проекты нормативных правовых актов, по которым предусмотрено проведение антикоррупционной экспертизы, вносятся Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации с приложением поступивших заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 17● обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов (и существующих законов); ● законность проведения

антикоррупционной экспертизы; ● системность антикоррупционной экспертизы, предусматривающая выявление всех известных коррупционных факторов; ● достоверность и проверяемость результатов проведения антикоррупционной экспертизы, содержащихся в заключении; ● объективность и обоснованность выводов антикоррупционной экспертизы; ● публичность и открытость подготовки, проведения и результатов антикоррупционной экспертизы; ● гласность и учет общественного мнения при проведении антикоррупционной экспертизы; ● ответственность за проведение и результаты антикоррупционной экспертизы.


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru






Принципы


Слайд 18● судебная практика по соответствующему вопросу; ● правоприменительная практика действующих нормативных правовых актов; ● заключения

по проведенной антикоррупционной экспертизе по предмету исследования того или иного коррупционного фактора федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, Общественной палаты Российской Федерации, общественных организаций, бизнес-сообществ, научных учреждений и граждан; ● мотивированное мнение специалистов - экспертов, обладающих специальными познаниями, навыками и опытом по предмету и объекту исследования коррупционных факторов того или иного нормативного правового акта; ● данные, полученные в ходе научных исследований и разработок по рассматриваемой тематике; ● данные социологических опросов по тем или иным коррупционным факторам, содержащимся в том или иной правовом документе; ● и другие незапрещенные законом данные и сведения, необходимые и полезные для проведения антикоррупционной экспертизы.


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru






Материалы, на которые можно ссылаться при проведении АКЭ


Слайд 19Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 195

«Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» предусматривало 17 коррупционных факторов (оба утратили силу в связи с принятием Постановление № 96). Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» содержит всего 11 коррупциогенных фактора.


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 20 ● Устранение корней коррупции в законодательстве ● Профилактика коррупции ● Снижение уровня коррупции

Некоммерческое партнерство «Юристы за

гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru






Ожидаемые результаты


Слайд 21 По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, в котором отражаются

все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов. В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 22Результатами решений по заключениям антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта являются: ● устранение

выявленных коррупционных факторов посредством устранения или коррекции содержащих их норм; ● ликвидация коррупционности нормативного правового акта.


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru






Результаты


Слайд 23Ответственность Для разработчиков ( даже при систематическом создании коррупционных факторов) – отсутствует Для

правовых служб – не установлена Для лиц (органов), утверждающих (принимающих) НПА с коррупционными факторами – не установлена


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru






Проблемы внедрения АЭ


Слайд 24ЗАЧЕМ? В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов,

проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 25Кто? федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации – разработчики

проектов нормативных правовых актов


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 26Когда? в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на

согласование в государственные органы и организации в соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 27Что? размещают эти проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет с

указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы;


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 28 Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность

необоснованного применения исключений из общих правил, являются:


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 29 широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований

принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); пример Ссудополучателями муниципального имущества в соответствии с настоящим Положением могут выступать: а) муниципальные предприятия и учреждения; б) некоммерческие организации; в) иные организации на основании отдельного решения Думы города Н.


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 30определение компетенции по формуле «вправе» – диспозитивное установление возможности совершения органами

государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; пример Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма вправе отозвать у туроператора свидетельство в случае…


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 31выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего

порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); пример Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 32чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества – наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее

к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт; пример Федеральные стандарты оценки утверждаются федеральным органом, осуществляющим нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности.


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 33принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов государственной

власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; пример По упрощенной процедуре могут рассматриваться все заявления (жалобы, претензии), за исключением следующих споров…


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 34заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации

соответствующих полномочий – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона; пример Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 35отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти

или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; пример Аннулирование лицензии осуществляется в судебном порядке по иску лицензирующего органа в случае обнаружения недостоверных данных в документах, послуживших основанием для принятия решения о выдаче лицензии


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 36отказ от конкурсных (аукционных) процедур – закрепление административного порядка предоставления права (блага). Пример Научные

и иные организации, ученые и специалисты привлекаются Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития для проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств на основе договоров или на иных основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 37Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам

и организациям, являются:


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 38 наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему

права – установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; пример Ссудополучатель обязан застраховать имущество в страховой компании, указанной Ссудодателем


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 39 злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их

должностными лицами) – отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций; пример К заявлению может прилагаться также положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 40 юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Некоммерческое партнерство

«Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 41НПА должны: • приниматься уполномоченным органом • соответствовать тому виду правового акта, право издания

которого закреплено за тем или иным органом • не выходить за рамки компетенции органа (должностного лица) • приниматься в установленном порядке (единолично, коллегиально, совместно, по согласованию) • издаваться по установленной форме и подписываться надлежащими должностными лицами.


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 42Орган исполнительной власти может принять нормативный правовой акт по трем основаниям: • на

основе нормативного акта высшей юридической силы (как правило, закона) • по поручению вышестоящего органа • исходя из своей компетенции


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 43все изданные НПА обязательны для исполнения, однако их можно оспорить тремя

способами: - принесение протеста прокурором (опротестование) - административное обжалование – в вышестоящий орган - судебное обжалование


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 44Может предусматриваться специальный административный порядок отмены или приостановления НПА.

Некоммерческое партнерство

«Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 45 Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч.2 ст.85 Конституции РФ)


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 46Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или

приостанавливать действие этих актов (ст.12 ФКЗ о Правительстве РФ)


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Слайд 47Спасибо за внимание! Благодарим за помощь в подготовке презентации зам.руководителя аппарата Комитета

СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества В.И.Захарову


Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество»
www.lawcs.ru | e-mail: info@lawcs.ru







Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика