Пропедевтика в педиатрии.Введение презентация

Содержание

Пропедевтика детских болезней ПЛАН ЛЕКЦИИ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА - ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ - ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПЕРИНАТОЛОГИЯ, ЭМБРИОН и ПЛОД - ХАРАКТЕРИСТИКА ДОНОШЕНОГО И НЕДОНОШЕНОГО НОВОРОЖДЕННОГО -

Слайд 1Пропедевтика в педиатрии. Введение


Слайд 2Пропедевтика детских болезней
ПЛАН ЛЕКЦИИ
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
- ПЕРИОДЫ

ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПЕРИНАТОЛОГИЯ, ЭМБРИОН и ПЛОД
- ХАРАКТЕРИСТИКА ДОНОШЕНОГО И НЕДОНОШЕНОГО НОВОРОЖДЕННОГО
- ШКАЛА АПГАР
- ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ


Слайд 3Пропедевтика детских болезней – дисциплина, изучающая закономерности развития детей, методы обследования

здорового и больного ребенка, этиологию и патогенез заболеваний, возникающих в детском возрасте, методы их предупреждения и лечения.

Слайд 4Пропедевтика детских болезней
В жизни ребенка можно выделить несколько периодов
перинатальный
поздний антенатальный -

с 28 до 40 недель внутриутробного развития
интранатальный - период родов
ранний неонатальный - от рождения до конца первой недели жизни
поздний неонатальный – от конца первой недели до четвертой недели жизни
грудной период – от 29-го дня жизни до 1 года
преддошкольный период - от одного до трех лет
дошкольный период – от 3-х до 7 лет
младший школьный – 7-11 лет
старший школьный (или подростковый) - 12 – 18 лет

Слайд 5Пропедевтика детских болезней
Перинатальный период: поздний антенатальный преиод (от 28 до40 нед.

беременности)

к моменту начала периода все органы и ткани уже сформированы;
протекают процессы роста и дифферинцировки уже сформированных органов и тканей;
происходит накопление некоторых компонентов питания (железо, медь, кальций, витамины группы В);
в конце периода организм плода подготавливается к родам и последующему внеутробному существованию (синтез сурфактанта в легких, повышение защиты плода от гипоксии, родовой травмы).


Слайд 6Пропедевтика детских болезней
Перинатальный период: интранатальный период (от появления регулярных схваток до

момента пересечения пуповины)

происходит переход из внутриутробного существования к внеутробной жизни;
во время первого крика впервые раскрываются легкие;
происходит перестройка сердечно-сосудистой системы со смешанного типа кровообращения (или фетального) на взрослый тип;
кожные покровы и слизистые оболочки новорожденного впервые контактируют не с жидкой средой;


Слайд 7Пропедевтика детских болезней
Перинатальный период: ранний неонатальный период (от момента пересечения пуповины

до окончания 7-х суток)

происходит адаптация новорожденного к внеутробному существованию;
начинается легочное дыхание (газообмен происходит в легких новорожденного);
в кровообращение включается малый круг;
включаются механизмы терморегуляции;
начинается энтеральное питание;
взамен фетального гемоглобина формируется гемоглобин взрослого типа;
начинает функционировать иммунная система;


Слайд 8Пропедевтика детских болезней
Перинатальный период: поздний неонатальный период (от начала 8-х суток

до 28 дня жизни)

происходит дальнейшая адаптация новорожденного к внеутробной жизни;
интенсивно развиваются анализаторы (особенно зрительный);
развивается координация движений;
возникает эмоциональный, зрительный и тактильный контакт с матерью;
формируются условные рефлексы;
организм ребенка контактирует и «привыкает» к окружающей микрофлоре;
формируется механизм грудного вскармливания.


Слайд 9Пропедевтика детских болезней
Грудной период (от 29-го дня жизни до 1 года)
происходит

интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное, интеллектуальное развитие;
формируется активный иммунитет;
происходит переход с питания грудным молоком на питание обычными продуктами;

Слайд 10Пропедевтика детских болезней
Преддошкольный период (от одного до трех лет)
происходит некоторое снижения

темпов развития ребенка;
резко повышается двигательная активность;
быстро совершенствуется речь;
главным элементом ухода за ребенком становится его воспитание.

Слайд 11Пропедевтика детских болезней
Дошкольный период (от 3-х до 7 лет)
происходит первое физиологическое

вытяжение;
начинается рост постоянных зубов;
совершенствуются тонкие координированные движения;
происходит самоидентификация по полу (ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность);


Слайд 12Пропедевтика детских болезней
Младший школьный (7-11 лет)
начинается четкий половой диморфизм;
происходит замена

молочных зубов на постоянные;
формируются поведенческие реакции, необходимые для жизни в обществе.

Слайд 13Пропедевтика детских болезней
Старший школьный период (или подростковый) (12 – 18 лет)
период

второго физиологического вытяжения;
для девочек – период бурного полового созревания;
для мальчиков - начало полового созревания;
сложный период психологического развития;

Слайд 14Пропедевтика детских болезней
Беременность (гестация)
процесс развития в организме женщины оплодотворенной яйцеклетки;
Нормальная длительность

беременности – 280 - 294 дня с первого дня последней менструации или 10 – 10,5 акушерских (по 28дней) месяцев, или 37 - 42 полных недель;
Недоношенная беременность – роды происходят в сроке менее 37 полных недель;
Переношенная беременность – роды происходят в сроке более 42 полных недель.


Слайд 15Пропедевтика детских болезней
Роды
физиологический процесс изгнания плодного яйца из матки после

достижения плодом жизнеспособности;
Преждевременные роды – при сроке беременности менее 37 недель;
Своевременные роды – при сроке беременности 37-42 недель;
Запоздалые роды – при сроке более 42 недель.

Слайд 16Пропедевтика детских болезней
Характеристика доношенного новорожденного ребенка (при сроке гестации 38-42 недели)
масса

тела новорожденного – от 2500 г до 4000 г;
длина тела новорожденного - от 46 см до 56 см;
окружность головы новорожденного – 34 – 36 см;
окружность грудной клетки новорожденного - 32 – 34 см;
пупочное кольцо находится на середине расстояния между лоном и мечевидным отростком;
на коже имеются только остатки сыровидной смазки;
ногти на ногах и руках доходят до кончиков пальцев;
хрящи ушных раковин и крыльев носа упругие;
у мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек – большие половые губы прикрывают малые;

Слайд 17Пропедевтика детских болезней
Характеристика недоношенного новорожденного ребенка (при сроке гестации менее 38

недель)

масса тела менее 2500 г;
длина тела менее 46 см;
на коже большое количество сыровидной смазки;
недостаточно развита подкожно-жировая клетчатка;
пушковые волосы на теле в большом количестве (в норме только на плечевом поясе);
ногти не заходят за кончики пальцев;
мягкие ушные раковины и носовые хрящи;
пупочное кольцо расположено ближе к лобку;
у мальчиков яички не опущены в мошонку, у девочек клитор и малые половые губы не прикрыты большими;
крик ребенка слабый (пискливый).


Слайд 18Пропедевтика детских болезней
Характеристика переношенного новорожденного ребенка (при сроке гестации более 42

недель)

полное отсутствие сыровидной смазки;
кожные покровы с участками шелушения;
кожа на руках в виде «рук прачки» (сморщенная);
ногти далеко выступают за кончики пальцев;
швы и роднички на голове новорожденного уменьшены в размерах, а некоторые полностью заращены;
кости черепа плотные;
околоплодные воды окрашены меконием;
плодные оболочки уплотнены и пропитаны меконием;


Слайд 19Пропедевтика детских болезней
Закономерности физического развития детей.
Рост после рождения:
в первые 3 мес

жизни рост увеличивается на 3 см в месяц или на 9 см за квартал;
во II квартале рост увеличивается на 2,5 см в месяц или на 7,5 см за квартал;
в III квартале – на 1,5-2 см в мес. или на 4,5-6 см за квартал;
в IV квартале – на 1 см в мес., т.е. на 3 см за квартал.
к концу первого года жизни рост ребенка увеличивается в 1,5 раза;
длина тела ребенка удваивается к 4 годам, утраивается к 12.
в течение II и III годов на 12-13 и 7-8 см соответственно;


Слайд 20Пропедевтика детских болезней
Закономерности физического развития детей.
Первый период вытяжения наступает у мальчиков

в возрасте 4-5,5 лет, у девочек 6 лет;
Второй период вытяжения у мальчиков в 13,5 – 15,5 лет, у девочек с 8,5 до 10 - 11,5 лет, а абсолютная величина прироста достигает 47-48 см и 36 – 38 см соответственно;

Слайд 21Пропедевтика детских болезней
Закономерности физического развития детей.
Формула для расчета роста ребенка старше

1 года жизни:
в 4 года рост ребенка равен 100 см, если меньше 4 лет рост равен 100 – 8*(4-n), где n – число лет. Если возраст старше 4 лет 100+ 6(n - 4), где n – число лет.
В 8 лет средний рост ребенка 130 см, на каждый недостающий год отнимают 7 см, на каждый последующий прибавляют 5 см.
Рост останавливается в возрасте 17-18 лет у мальчиков и 16-17 лет у девочек;


Слайд 22Пропедевтика детских болезней
Закономерности физического развития детей.
Масса тела после рождения:
сразу после

рождения происходит физиологическая потеря массы тела, достингая максимума к 3-му дню жизни и составляет 6-8% от исходной массы тела;
масса тела восстанавливается к 7 – 10 дню жизни;
в течение первых 6 мес. жизни ребенок прибавляет по 800 г в месяц;
в течение второго полугодия прибавка в весе составляет 400 г в месяц;
к концу первого года жизни масса тела ребенка увеличивается в 2,5 раза;

Слайд 23Пропедевтика детских болезней
Закономерности физического развития детей.
Формулы для расчета массы тела ребенка

первого года жизни:
масса тела при рождении + 800*n, где n – число мес., если возраст ребенка менее 6 мес., масса тела при рождении+800*6+400*(n-6), где n – число месяцев, а 800*6 – прибавка массы за первое полугодие.
масса тела ребенка в 6 мес. в среднем 8200, на каждый недостающий вычитается 800 г, на каждый последующий прибавляется – 400 г.

Слайд 24Пропедевтика детских болезней
Закономерности физического развития детей.
Формулы для расчета массы тела ребенка

старше 1 года жизни:
масса тела ребенка в возрасте 2-11 лет равна: 10,5 кг+2n, где n – возраст ребенка до 11 лет в годах;
масса тела ребенка в 5 лет в среднем равна 19 кг. На каждый недостающий год до 5 лет вычитается 2 кг, на каждый последующий прибавляется 3 кг


Слайд 25Пропедевтика детских болезней
Закономерности нервно-психического развития детей первого года жизни
Первый месяц жизни:

кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете, вздрагивает при каждом резком звуке, первая улыбка, пытается держать голову, лежа на животе;
Второй месяц: следит взглядом за движущимся предметом, прислушивается к окружающим звукам, улыбается в ответ на речь любого взрослого, хорошо держит голову;
Третий месяц: фиксирует взгляд на неподвижных предметах, находясь в любом положении, при возникновении постороннего звука прислушивается к нему, в ответ на разговор проявляет радость улыбкой, оживленными движениями ножек, звуками (комплекс оживления), упирается ножками, начинает гулить;
Четвертый месяц: узнает мать, поворачивает голову на звук, громко смеется, поворачивается со спины на живот, длительно гулит, хватает предметы;

Слайд 26Пропедевтика детских болезней
Закономерности нервно-психического развития детей первого года жизни
Пятый месяц: отличает

чужих от близких, различает тон обращения, стоит при поддержке;
Шестой месяц: поворачивается с живота на спину, начинает ползать, произносит слоги, берет пищу губами с ложечки;
Седьмой месяц: хорошо ползает, лепечет, на вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном месте, пьет из чашки, которую держит взрослый;
Восьмой месяц: самостоятельно садится, сидит, встает у опоры, ходит, держась за нее, громко повторно произносит различные слоги, по просьбе взрослого делает «ладушки», «до свиданья», сам держит корочку хлеба;
Девятый месяц: ходит при поддержке за обе руки, действует с предметами по разному, подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете, знает свое имя, на вопрос «где» находит и достает предмет среди большого количества игрушек, пьет из чашки, придерживая ее руками;

Слайд 27Пропедевтика детских болезней
Закономерности нервно-психического развития детей первого года жизни
Десятый месяц: влезает

на невысокую поверхность и слезает с нее, открывает, закрывает, вкладывает один предмет в другой, подражает разным слогам взрослого, знает названия частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, пьет из чашки;
Одиннадцатый месяц: стоит самостоятельно без опоры, ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольцо пирамидки, произносит первые слова обозначения: «мама», «ав-ав», «кис-кис», выполняет элементарные требования взрослых;
Двенадцатый месяц: ходит самостоятельно, произносит 8 – 10 слов, сам берет чашку и пьет

Слайд 28Пропедевтика детских болезней
Закономерности нервно-психического развития детей второго года жизни


Слайд 29Пропедевтика детских болезней
Питание детей грудного возраста

Естественное вскармливание – вскармливание ребенка грудным

молоком

Искусственное вскармливание – вид вскармливания при котором ребенок получает только искусственные смеси и не получает грудного молока

Смешанное вскармливание – ребенок получает и грудное молоко, и искусственные смеси


Слайд 30Пропедевтика детских болезней
Питание детей грудного возраста
Естественное вскармливание – единственный физиологический вид

питания грудного ребенка.
Грудное молоко – естественный секрет молочных желез матери:
строго соответствует питательным потребностям новорожденного;
состав грудного молока идеально подходит для усвоения детским организмом;
С рождения имеется соответствие ферментативных систем ребенка и пищевых ингридиентов молока матери;
идеально по температурному режиму;
обеспечивает иммунологическую защиту ребенка, пока не сформированы собственные иммунологические механизмы;


Слайд 31Пропедевтика детских болезней
Питание детей грудного возраста
Естественное вскармливание – вид вскармливания, позволяющий

установить тесную эмоциональную связь между матерью и ребенком.
В первые 3 суток из молочных желез матери выделяется молозиво – клейкая, густая жидкость желтого цвета, в составе которой все питательные вещества находятся в повышенных концентрациях.
Состав молозива и грудного молока


Слайд 32Пропедевтика детских болезней
Питание детей грудного возраста
Правила естественного вскармливания:
перед каждым кормлением необходимо

обмыть молочную железу теплой водой;
перед кормлением сцедить несколько капель молока
при кормлении необходимо следить, чтобы ребенок захватывал не только сам сосок, но и его ареолу;
после кормления молочную железу необходимо осушить мягкой полотняной тряпочкой, чтобы избежать мацерации;
ребенка прикладывать поочередно к правой и левой молочной железе при последующих кормлениях;
если ребенок полностью не опорожняет молочную железу, то необходимо сцеживаться после каждого кормления;

Слайд 33Пропедевтика детских болезней
Питание детей грудного возраста
Выделяют два вида естественного вскармливания: по

часам и свободное.
Вскармливание по часам – кормление ребенка проводится в определенные часы (начиная с кормления каждые три часа с 6-часовым ночным перерывом).
Свободное вскармливание (по требованию ребенка) – кормление проводится по требованию ребенка.

Слайд 34Пропедевтика детских болезней
Питание детей грудного возраста
Способы расчета потребности ребенка в грудном

молоке:
ребенок первых 7 –10 суток жизни получает грудное молоко из расчета:
n*70 или n*80
где n – дни жизни ребенка, 70 – если масса тела при рождении менее 3200 г, 80 если более 3200 г


Слайд 35Пропедевтика детских болезней
Питание детей грудного возраста
Способы расчета потребности ребенка в грудном

молоке:
«объемный» метод: в возрасте от2 до 6 нед. – 1/5 массы тела; от 6 нед. до 4 мес. – 1/6; от 4 до 6 мес. – 1/7; от 6 мес. до 9 мес. – 1/8.
по Шкарину: 2-х месячный ребенок должен получать в сутки 800 мл молока, на каждую недостающую неделю на 50 мл меньше, на каждый последующий месяц на 50 мл больше;
калорийный метод: на 1 кг массы тела ребенок должен получить: в I квартале – 120 ккал/сут, во II - 115 ккал/сут, в III - 110 ккал/сут, в IV – 100 ккал/сут; 1 л женского молока содержит 700 ккал.
Суточный объем пищи не должен превышать 1 л до возраста 1 года

Слайд 36Пропедевтика детских болезней
Питание детей грудного возраста
Естественное вскармливание:
в возрасте 5 мес. ребенок

переводится на 5 разовое питание;
с целью коррекции потребности в витаминах и минералах с 1 месяца вводят фруктовые соки, яичный желток (с 2-3 мес.).
Прикорм – продукты, которые вводятся в кормление ребенка, постепенно заменяя грудное молоко.
1-й прикорм- овощное пюре, вводится в возрасте 4-5 мес.
2-й прикорм – манная каша – вводится в 5 мес.
3-й прикорм нежирный мясной бульон с 6,5 – 7 мес.
С 7 – 7,5 мес. – мясной фарш;
С 8 – 10 мес. – сухарик, печенье.
В 9 мес. ребенок получает 2 раза в день грудное молокои и 3 раза в день различные блюда прикорма.
Все блюда прикорма вводятся постепенно в течение 1-2-х недель.

Слайд 37Пропедевтика детских болезней
Питание детей грудного возраста
Противопоказания к кормлению ребенка грудью:
абсолютные:
со

стороны новорожденного - тяжелые нарушения мозгового кровообращения, гемолитическая болезнь новорожденных, глубокая недоношенность, тяжелые формы дистресс-синдрома
со стороны матери – тяжелая почечная недостаточность, сердечная недостаточность, тяжелые формы болезней крови, выраженный гипотиреоз, злокачественные опухоли, острые психозы
относительные: активный туберкулез у матери, сифилис, сыпной и возвратный тифы, брюшной тиф и паратифы, дизентерия, корь, ветряная оспа, сибирская язвя столбняк, ангина, грипп, пневмония.

Слайд 38Пропедевтика детских болезней
Питание детей грудного возраста
Искусственное вскармливание – ребенок получает только

искусственные смеси

Неадаптированные смеси – смеси, приготовленные из свежего коровьего молока и из сухого молока

Адаптированные смеси – смеси, модифицированные для более полного усвоения детским организмом


Слайд 39Пропедевтика детских болезней
Особенности нервной системы детей


Слайд 40Пропедевтика детских болезней
головной мозг относительно большой величины
крупные борозды и извилины хорошо

выражены, но имеют малую высоту и глубину
размеры лобной доли относительно меньше , чем у взрослого человека, а затылочной больше
мозжечок развит слабо, характеризуется малой толщиной, малыми размерами полушарий и поверхностными бороздами
у новорожденных серое вещество плохо дифференцируется
практически отсутствует миелиновая оболочка

Особенности нервной системы детей


Слайд 41Пропедевтика детских болезней
кровоснабжение мозга лучше,чем у взрослых
большая половина всего кровоснабжения приходится

на серое вещество
большая проницаемость гематоэнцефалического барьера
по мере развития нервной системы существенно изменяется химический состав головного мозга:
уменьшается количество воды
увеличивается количество белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов
спинной мозг к рождению ребенка более развит, чем головной

Особенности нервной системы детей


Слайд 42Пропедевтика детских болезней
Особенности кожи и ее придатков у детей


Слайд 43Пропедевтика детских болезней
Особенности кожи и ее придатков у детей
эпидермис легко отделяется

от дермы
поверхность кожи новорожденного покрыта секретом рН близким к нейтральному (6,3-5,8)
в течение первого месяца жизни величина рН снижается до 3,8
коллагеновые волокна тонкие, эластичные волокна слабо развиты
роговой слой недостаточно кератинизирован
местный иммунитет незрелый
выраженная склонность к шелушению, вследствие физиологического паракератоза
потовые железы развиты недостаточно

Слайд 44Пропедевтика детских болезней
Физиологическая роль кожи
кожа представляет собой защитный орган


Слайд 45Пропедевтика детских болезней
Особенности кожи и ее придатков у детей
функции кожи:
дыхательная
выделительная
резорбционная
сложный орган

чувств
биосинтетическая функция (витамины, ферменты, биологически активные вещества)

Слайд 46Пропедевтика детских болезней
Особенности органов дыхания у детей


Слайд 47Пропедевтика детских болезней
Особенности органов дыхания у детей
бронхи хорошо сформированы
слизистая оболочка бронхов

богато снабжена кровеносными сосудами
мышечные и эластические волокна развиты в малой степени
у новорожденных легочная ткань менее воздушна и отличается обильным развитием кровеносных сосудов и рыхлой соединительной ткани в перегородках ацинусов
наличие многочисленных анастомозов между бронхиальными и пульмональными артериями и капиллярами

Слайд 48Пропедевтика детских болезней
Особенности органов дыхания у детей
глубина дыхания, как в абсолютных

так и в относительных цифрах значительно меньше, чем у взрослого
переднезадний размер грудной клетки приблизительно равен боковому
ребра от позвоночника отходят практически под прямым углом

Слайд 49Пропедевтика детских болезней
Особенности системы кровообращения у детей


Слайд 50Пропедевтика детских болезней
Особенности системы кровообращения у детей
прекращение плацентарного кровообращения
закрытие основных фетальных

коммуникаций
переключение насосов правого и левого сердца из параллельно работающих в последовательно включенные
включение в полном объеме сосудистого русла малого круга кровообращения с его высоким сопротивлением и склонностью к вазоконстрикции
увеличение потребности в кислороде
рост сердечного выброса и системного сосудистого давления

Слайд 51Пропедевтика детских болезней
Особенности органов пищеварения


Слайд 52Пропедевтика детских болезней
Особенности органов пищеварения у детей
темп роста желудка опережает темп

роста тела
к рождению поджелудочная железа ребенка не сформирована; наиболее интенсивно железа растет в первые 3 года и в пубертантном периоде
печень к рождению является одним из самых крупных органов; в ее составе у новорожденных больше содержится воды (75-80%), в то же время меньше белка, жира, глицерина
ЖКТ ребенка является местом образования значительной части гормонов и полипептидов

Слайд 53Пропедевтика детских болезней
Особенности органов пищеварения у детей
образование энтеральных гормонов у новорожден-ного

усиливается сразу после первого кормления, и в первые дни жизни постепенно выброс этих гормонов после кормления становится все более значительным

Слайд 54Пропедевтика детских болезней
Особенности органов пищеварения у детей
у новорожденных остается относительная функциональная

недостаточность слюнных желез, желудка, поджелудочной железы, печени и других органов, поэтому лактотрофное питание является важнейшим этапом адаптации новорожденного к внеутробному существованию в первые дни, недели и месяцы жизни

Слайд 55Пропедевтика детских болезней
Особенности органов мочеобразования и мочевыделения


Слайд 56Пропедевтика детских болезней
Особенности органов мочеобразования и мочевыделения
плотность мочи низкая
почки новорожденных не

способны быстро освободить организм от избытка воды
формирование функции осморегулярности происходит примерно ко второму году жизни ребенка
реабсорбция глюкозы у детей первых месяцев жизни составляет всего 25% нормы взрослого
ограничение продукции аммиака
процесс секреции в канальцах детской почки происходит медленнее, чем у взрослых

Слайд 57Аномалии конституции


Слайд 58Пропедевтика детских болезней
Учение о конституции
«… каждому возрасту свойственна своя конституция: иная

младенцу, иная старцу»
Сенека

«…совокупность морфологических, функциональных и реактивныхсложившихся и развивающихся в конкретных условиях постоянного взаимодействия с внешней средой»
М.С. Маслов

Слайд 59Пропедевтика детских болезней
Учение о конституции
Типы конституции
Гиппократ – флегматк, холерик, меланхолик, сангвиник
Павлов

– мыслительный, художественный
Тандлер – нормотоник, гипотоник, гипертоник
Черноруцкий – нормостеник, гипостеник, гиперстеник

Слайд 60Пропедевтика детских болезней
Аномалии конституции (диатезы)
Аллергический
Лимфатический
Нервно-артритический


Слайд 61Пропедевтика детских болезней
Аллергический диатез
предрасположенность к аллергическим заболеваниям, возможность их развития

Около

40-60 % детей в первые два года жизни имеют хотя бы кратковременные эпизоды аллергического диатеза

Клинически: раздражительность, плаксивость, плохой сон, упорные опрелости, себорея, экзема

Слайд 62Пропедевтика детских болезней
Лимфатический диатез
- генерализованная гиперплазия центральных и периферических лимфоидных

органов (тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидные образования носоглотки)

Клинически: раздражительность, беспокойство, пастозный габитус, тургор кожи снижен, мускулатура вялая, увеличение всех лимфатических узлов

Слайд 63Пропедевтика детских болезней
Нервно-артритический диатез
характеризуется повышенной возбудимостью и лабильностью нейровегетативной регуляции, сильным,

неуравновешенным, возбудимым типом высшей нервной деятельности, высокой интенсивностью пуринового обмена и гиперурикемией

Клинически:нервная возбудимость повышена, условное торможение и дифференцировка запаздывают, неврастенический синдром, ацетонемические кризы, снимжение функции печени и почек

Слайд 64Основные симптомы и синдромы в педиатрии
Синдромы поражения костей


Слайд 65Пропедевтика детских болезней
Синдром врожденной дисплазии скелета
Характеристика:
аномалии формирования самих тканей опорно-двигательной системы



Клиническая

симптоматика:
проявляется различными деформациями скелета, возникающими в процессе роста ребенка

Слайд 66Пропедевтика детских болезней
Рахит
Характеристика:
обменное заболевание, возникающее при разнообразных неблагоприятных воздействиях на организм

ребенка, в том числе при нарушениях баланса кальция, фосфора и недостаточности витамина D. В основе изменений костной системы лежит размягчение костей и гиперплазия остеоидной ткани

Слайд 67Пропедевтика детских болезней
Рахит


Слайд 68Пропедевтика детских болезней
Рахит
Клиническая симптоматика:
ранний признак – податливость костей, образующих края большого

родничка. Позже участки размягчения появляются в области малого родничка и стреловидного шва, а в дальнейшем становится мягкой чешуя затылочной кости

Слайд 69Пропедевтика детских болезней
Симптом рахитической гидроцефалии
Клиническая симптоматика:
усиленный рост окружности головы


Слайд 70Пропедевтика детских болезней
Синдром остеомаляции грудной клетки
Клиническая симптоматика:
ладьевидные вдавливания на боковых поверхностях

грудной клетки и другие ее деформации

Слайд 71Пропедевтика детских болезней
Синдром остеомаляции грудной клетки
килевидная “куриная” грудь


Слайд 72Пропедевтика детских болезней
Синдром остеомаляции позвоночника
Клиническая симптоматика:
кифоз в области нижних грудных и

верхних поясничных позвонков. При ходьбе кифоз сменяется лордозом. Дугообразное искривление длинных трубчатых костей, кости плеча и предплечья искривляются дугой, выпуклой кнаружи, ноги в виде буквы «О» или «Х»

Слайд 73Пропедевтика детских болезней
Синдром остеомаляции позвоночника
кифоз вследствие перенесенного в детстве рахита


Слайд 74Пропедевтика детских болезней
Синдром остеоидной гиперплазии
Клиническая симптоматика:
проявляется формированием лобных бугров, «браслетов», «четок»


Слайд 75Пропедевтика детских болезней
Синдром остеоидной гиперплазии
рахитические “браслетики”
“рахитические четки”


Слайд 76Пропедевтика детских болезней
Синдром позднего рахита
Характеристика:
в основе лежит врожденное нарушение обмена витамина

D (неспособность к образованию его активных дериватов), либо врожденная неполноценность канальцевого аппарата почек (тубулярная недостаточность, реабсорбция фосфатов). Встречается у детей старше года

Слайд 77Пропедевтика детских болезней
Синдром позднего рахита
рентгенограма коленных суставов
рентгенограма лучезапястных суставов


Слайд 78Пропедевтика детских болезней
Синдром позднего рахита
Клиническая симптоматика:
сходна с ранним рахитом


Слайд 79Основные симптомы и синдромы в педиатрии
Основные синдромы поражения сердца


Слайд 80Пропедевтика детских болезней
Синдром сердечной недостаточности
Характеристика:
возникает при различных заболеваниях в детском возрасте

и характеризуется недостаточностью в работе различных отделов сердца

Клиническая симптоматика:
признаки сердечной недостаточности не уменьшаются при засыпании ребенка и мало меняются при его беспокойстве. ребенок не может сосать грудь более 1-2 мин, сон его становится поверхностным и беспокойным

Слайд 81Пропедевтика детских болезней
Синдром гепатоспленомегалии
Характеристика:
развивается при прогрессировании недостаточности правых отделов сердца

Клиническая симптоматика:
возникает

при нарастании застоя в большом круге кровообращения и проявляется возникновением увеличения печени вместе с селезенкой, расстройствами стула, рвотой, нарастанием массы тела

Слайд 82Пропедевтика детских болезней
Отечный синдром
Клиническая симптоматика:
отеки клинически раньше всего наблюдаются на мошонке

у мальчиков, поясничной области, на передней брюшной стенке и лице

Слайд 83Основные симптомы и синдромы в педиатрии
Основные синдромы поражения органов пищеварения


Слайд 84Пропедевтика детских болезней
Синдром «острый живот»
Характеристика:
симптомокомплекс, возникающий при повреждениях и острых заболеваниях

органов брюшной полости и забрюшинного пространства, при которых требуется срочная медицинская помощь

Слайд 85Пропедевтика детских болезней
Синдром «острый живот»
Клиническая симптоматика:
боль в животе, сопровождающаяся частой рвотой,

задержкой стула и отхождением газов, реже поносом, меленой. Ребенок малопод-вижен, часто в определенной позе. Как правило выражены симптомы интоксикации и обезвоживания. При пальпации – резкая болезненность живота, напряжение мышц передней брюшной стенки, симптом Щеткина-Блюмберга

Слайд 86Пропедевтика детских болезней
Синдром острого гастроэнтероколита
Характеристика:
наиболее часто встречается у детей при инфекционных

заболеваниях, реже – в связи с грубыми алиментарными погрешностями



Клиническая симптоматика:
клинически проявляется рвотой, поносом, интоксикацией

Слайд 87Пропедевтика детских болезней
Синдром дегидратации
Характеристика:
возникает у детей первого года жизни в связи

с многократной рвотой и поносом



Клиническая симптоматика:
сопровождается быстрым снижением массы тела ,сухостью кожи и слизистых оболочек

Слайд 88Пропедевтика детских болезней
Синдром мальабсорбции
Характеристика:
связан с операциями, опухолевым поражением, воспалением кишечника, ферментопатиями,

длительным использованием антибиотиков, массивной инвазией простейших, непереносимостью белков коровьего молока

Клиническая симптоматика:
проявляется поносом с полифекалией, нарастающим истощением больного. Живот увеличен в объеме в следствие скопления пищевого хамуса в просвете кишечника, метеоризма

Слайд 89Пропедевтика детских болезней
Синдром недостаточности печени
Характеристика:
глубокие нарушения многочисленных и крайне важных функций

печени. Развивается при 75-80% поражений паренхимы. Острая недостаточность развивается чаще у детей раннего возраста при вирусном гепатите, отравлениях гепатотропными ядами. Хроническая недостаточность является терминальным исходом хронических заболеваний печени и в отличие от острой развивается постепенно

Слайд 90Пропедевтика детских болезней
Синдром недостаточности печени
Клиническая симптоматика:
проявляется нарушением поведения больного, сонливости, реже

возбуждения и беспокойства. По мере развития этого синдрома больной впадает в коматозное состояние. Усиливается желтуха, увеличивается гипербилирубинемия. Патологические формы дыхания изо рта, от пота и мочи, ощущается сладковатый запах, связанный с выделением метилмеркаптана. Все печеночные пробы резко нарушены

Слайд 91Пропедевтика детских болезней
Синдром эндогенной желтухи
Характеристика:
у новорожденных желтушность кожи появляется при увеличении

содержания билирубина более 68,4-85,5 мкмоль/л на фоне патологии гепатобилиарной системы, гемолитическом разрушение эритроцитов (гемолитическая желтуха новорожденных). У детей старше года желтушность обнаруживается, если уровень билирубина превысит 20,5-34,2 мкмоль/л

Слайд 92Пропедевтика детских болезней
Синдром эндогенной желтухи
Клиническая симптоматика:
раньше всего у детей окрашиваются склеры,

нижняя поверхность языка, небо. Обязательным является окрашивание каловых масс

Слайд 93Пропедевтика детских болезней
Синдром экзогенной желтухи
Характеристика:
обусловлен потреблением большого количества продуктов, содержащих красящие

вещества (морковь ,апельсины, мандарины, хурма) или медикаментов. Характерен для детей первых пяти лет жизни из-за замедления разрушения и элиминации красящих веществ

Слайд 94Пропедевтика детских болезней
Синдром экзогенной желтухи
Клиническая симптоматика:
отсутствие окрашивания склер, цвета кала при

экзогенной желтухе. Нормальный уровень билирубина при биохимическом исследовании крови

Слайд 95Пропедевтика детских болезней
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Детские болезни/Под.ред.проф. П.Н.Гудзенко.-Вища школа.2007
2. Мазурин А.В.,Воронцов И.М.

Пропедевтика детских болезней-М.Медицина.2005
3. Майданник В.Г. Основи клінічної діагностики в педіатрії: навчальний посібник.-К.,2003
4. Медицина дитинства/ Андрущук А.А., АряєвМ.Л., БабкоС.О.та ін. За ред. П.С.Мощича.- К.,”Здоров”я”, 2007
5. Педиатрия: Учебник/ Под. Ред. проф. Шабалова Н.П.- СПб.,Питер Ком, 2008
6. Практична педіатрія. За ред.проф. Сміяна І.С.- К.,”Здоров”я”, 2003
7. Тур А.Ф. Пропедевтика детских болезней.- Л.:Медицина, 2005

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика