Слайд 107/21/2018
ПРОГРАММНАЯ СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТА БОЛЬНЫХ ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (“ПАЦИЕНТ”)
Авторы:
Кабашный А. А
Богоявленский Ю.А. Федотков А. Ю.
Анисимов С. Н.
Слайд 207/21/2018
Цели проекта
Современное планирование требует тщательного и всестороннего анализа проделанной ранее работы.
Особенно актуально эта задача стоит перед медицинскими учреждениями, где на основе анализа пролеченных в течение года больных позволяет планировать предполагаемые затраты на следующий год (расход медикаментов, затраты на питание больных, необходимость инструментария медицинского оборудования и других затрат). В современных условиях наблюдается значительное разнообразие нозологических форм. Создание системы учета и архивации данных позволяет провести анализ более тщательно, в короткие сроки и учесть большее количество нюансов. Разработка таких систем должна учитывать низкий уровень компьютерной грамотности основной массы медицинского персонала. При разработке такой системы следует максимально упростить ввод текущей информации и получения обработанных данных.
Слайд 307/21/2018
Описание
Система «Пациент» предназначена для сбора, хранения и анализа медицинских статистических данных.
Система разрабатывалась для использования в первую очередь в военном госпитале, поэтому имеет некоторые специфические, присущие данной предметной области, черты.
Основными возможностями, предоставляемыми системой, являются:
— организация и обеспечение функционирования зарегистрированной в ОС базы данных;
— удобный для пользователя любого уровня ввод данных, контроль непротиворечивости вводимых данных;
— быстрый и удобный доступ к сведениям, хранящимся в базе данных;
— ограничение доступа к данным разных категорий пользователей (многопользовательский режим);
— основанная на Международном классификаторе болезней (МКБ) регистрация диагнозов пациентов;
— система построения выборок, основанная на языке SQL;
— возможность синхронизации баз данных, расположенных на разных ЭВМ;
— экспорт выборок в процессор электронных таблиц MS Excel для дальнейшей статистической обработки.
Слайд 407/21/2018
Описание
Требования к аппаратному и программному обеспечению для функционирования системы «Пациент»:
— IBM PC / Intel
x86-совместимый компьютер с процессором i386 или выше;
— видеосистема с поддержкой видеорежимов с разрешением не менее 800 × 600;
— операционная система Windows 95/98/ME/NT/2000;
— не менее 30 Мб свободного дискового пространства;
— рекомендуемый объем ОЗУ — не менее 16 Мб (при использовании Windows 95); рекомендуемый объем свободного дискового пространства — не менее 100 Мб.
Слайд 507/21/2018
Описание
В системе «Пациент» используется гибкая архитектура, позволяющая легко превращать локальную информационную
систему в распределенную. Для этого между прикладной программой и клиентским ПО вводится специальная библиотека BDE (Borland Database Engine).
BDE позволяет, во-первых, обеспечить единый интерфейс доступа к клиентским ПО разных серверов, во-вторых, значительно упростить установку системы на компьютер (для этого в BDE применяется механизм псевдонимов путей — alias’ов), а в-третьих, создавать локальные ИС, полностью исключая потребность в сервере баз данных и клиентском ПО к нему (выполняя их функции, в частности, обслуживание SQL-запросов). Такой способ позволяет сравнительно легко (без изменения прикладной программы) переходить от локальной СУБД к распределенной (а такая необходимость может возникнуть и для разрабатываемой системы).
Так же система в течение короткого промежутка времени может быть видоизменена для работы с другой СУБД, например MS SQL, Interbase, My SQL и т.д.
Слайд 607/21/2018
Разработка
Разработка прототипа системы производилась в среде Borland Delphi 5.0. Это мощная
современная объектно-ориентированная среда разработки приложений. Система «Пациент» разрабатывалась в рамках архитектуры «клиент-сервер» и поэтому обладает всеми присущими данной архитектуре преимуществами (разумеется, в тех рамках, которыми ограничивает среда Windows): масштабируемость (можно легко переходить от локальной к распределенной ИС без перекомпиляции программ), расширяемость (легко добавлять пользователей в систему, подключать новые рабочие станции), открытость (система не зависит, в частности, от выбора конкретного сервера баз данных), безопасность (большое внимание уделено вопросам надежности и разграничения полномочий пользователей). Реализованы следующие основные подсистемы: БД, интерфейс пользователя (здесь главным было обеспечение удобства и максимальной простоты работы), визуальный конструктор запросов, средства генерации стандартных отчетов, подсистема репликации, подсистема безопасности.
Слайд 707/21/2018
Характеристики системы
Данные каждого пациента организованы в виде карточки, удобной для просмотра
и редактирования. Одно из важнейших требований — максимально простой ввод данных в систему. Сбором медицинских статистических данных занимаются люди с разным уровнем компьютерной грамотности.
Ряд полей вычисляются автоматически при вводе данных пользователем, например «койко-день»
Значения полей, для которых имеются справочники, выбираются из соответствующего справочника (для унификации значений вводимых данных), а если нужного значения нет в справочнике — то есть возможность ввода произвольного значения с автоматическим занесением в справочник.
Введена система ограничения полномочий для различных пользователей, предназначенная для предотвращения несанкционированного изменения данных базы данных
Разработана система предупреждений об ошибках ввода.
Введена функция фильтрации, сортировки и пометки записей в базе, конструктор запросов SQL, чтобы обеспечить большие удобства доступа к данным пациентов (уменьшить время поиска нужной информации, ускорить обработку и т.п.).
Слайд 907/21/2018
Главная форма системы
Слайд 1307/21/2018
Контроль вводимых данных
Слайд 1607/21/2018
Управление пользователями
Слайд 1807/21/2018
Заключение
Разработанная система регистрации и учета больных лечебного учреждения «Пациент» с успехом
применяется в практической деятельности Петрозаводского гарнизонного госпиталя.