Слайд 2Из истории
Язык программирования Паскаль был разработан
Н. Виртом в 1968—1970 годах
и
получил широкое распространение благодаря наглядности программ и легкости при
изучении. Он послужил основой для разработки других языков программирования
(например, Ада, Модула - 2).
Слайд 3Алфавит языка
все латинские буквы,
цифры от 0 до 9
специальные знаки (+, -,*,/,<,>{} и т.д.)
служебные слова
Слайд 4Служебные слова
Операторы (WriteLn, ReadLn)
Функции (sin, cos и т.д.)
Ключевые слова (And,
var, begin и др.)
Слайд 5Имя в Паскале
Образуется из букв, цифр, знака подчеркивания
и начинается с буквы. Имя используется для обозначения переменных, меток, процедур и т.п. В качестве имени нельзя использовать служебные слова. В именах файлов нельзя употреблять следующие символы: *, =, +, [, ], \, |, :, ., <, >, /, ?, символ пробела и буквы русского алфавита
Слайд 6Типы данных
простые
строковые
составные
ссылочные
процедурные
Слайд 7Простые типы данных
целый Integer
вещественный real
логический boolean
символьный char
перечисляемый и
ограниченный (определяются пользователем).
Слайд 8Integer
Целые числа
от -32768 до 32767
Слайд 9real
Дробные числа
точность до 11-12 знаков
1.1100000000E+01=1,11*101=11,1
2.7000000000E+03=2,7*103=2700
2.0000000000E-03=2*10-3=0,002
1.11, 2.7, 2 -
мантиссы
Слайд 10Объявление переменных
каждая переменная программы должна быть объявлена;
объявления переменных помещают
в раздел, который начинается словом var;
инструкция объявления переменной выглядит так:
ИмяПеременной:Тип;
в имени переменной можно использовать буквы латинского алфавита и цифры (первым символом должна быть буква);
после инструкции объявления переменной рекомендуется указывать назначение переменной
Слайд 11Объявление переменных
Например:
x: real;
y: integer;
CenaTetr: real;
x, y, z: integer;
Слайд 12Задачи
Объявите переменные, необходимые для вычисления значения функции у = х2.
Объявите
переменные, необходимые для пересчета веса из фунтов в килограммы.
Объявите переменные, необходимые для вычисления объема параллелепипеда.
Объявите переменные, необходимые для вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, карандашей и линейки.
Слайд 13Ответы
1. х: real;
у: real;
2. funt: real;
kg: real;
3. х: real;
у: real;
z: real;
4. CenaTetr: real;
KolTetr: integer;
CenaKar: real;
KolKar: integer;
CenaLin: real;
Suirana: real;
Слайд 14Операции с числами
+
-
/
*
mod – остаток от деления,
div – деление
нацело
Например: 7 mod 2 = 1, 7 div 2 =3
Слайд 15Оператор присваивания
имя переменной := арифм. выражение
Например:
n:=n+1;
StoimTetr:=KolTetr*CenaTetr;
y:=(x+1)/(2*x);
Слайд 16Задачи
Запишите инструкцию, которая уменьшает на два значение переменной counter.
Запишите инструкцию вычисления
среднего арифметического переменных x и y.
Запишите в виде инструкции присваивания формулу вычисления значения функции
Запишите в виде инструкции присваивания формулу вычисления значения функции .
Запишите в виде инструкции присваивания формулу пересчета веса из фунтов в килограммы (один фунт равен 409,5 г).
Слайд 17Ответы
counter:= counter+2;
z:=(x+y)/2;
у:=-2.7*х*х*х+0.23*х*х-1.4;
y:=1/(x*x);
kg:=funt*0.4095;
Слайд 18Оператор вывода данных
write и writeln предназначены для вывода на экран монитора
сообщений и значений переменных;
одна инструкция write (writeln) может вывести на экран значения нескольких переменных и (или) несколько сообщений;
инструкция writeln без параметров переводит курсор в начало следующей строки экрана.
Слайд 19writeln
Пример:
writeln(‘Добрый день’);
На экран Добрый день
writeln(x);
На экран значение переменной х
writeln(’17-3=’ ,C);
На экран
17-3=значение переменной С
Слайд 20Структура программы в общем виде
program First;
label
{ объявления меток
}
const
{ объявления констант )
type
{ объявления типов }
var
{ объявления переменных }
{ объявления процедур и функций программиста }
begin
{ инструкции основной программы}
end.
Слайд 21Пример программы
program First;
begin
writeln('Унылая пора! Очей очарованье!');
writeln('Приятна мне
твоя прощальная пора.');
writeln('Люблю я пышное природы увяданье,');
writeln('В багрец и золото одетые леса.');
writeln;
writeln(' А.С.Пушкин');
readln; { чтобы стихотворение не исчезло с экрана }
end.
Слайд 22Program product;
var
A,B,C: integer;
begin
A:=5;
writeln(A);
writeln(‘A’);
A:=A+1;
B:=7;
C:=A*B;
writeln(‘Product=’ ,C)
end.
На экран:
5
A
Product=42
Слайд 23Математические функции
Abs(x) - |x|
Sin(x) – sin x
Cos(x) – cos x
Arctan(x) –
arctg x
Sqrt(x) – квадратный корень из х
Sqr(x) – квадрат аргумента
Слайд 24Вычисление дискриминанта
Program Discr;
var
A,B,C, D: real;
begin
A:=5;
B:=15;
C:=12.3;
D:=Sqr(B)-4*A*C;
writeln(‘D=’ ,D:6:2);
end.
Слайд 25Вычислите функцию
A=3.15
B=6.1
C=53.7
Слайд 26Ответ
Program Primer1;
var
A,B,C, D: real;
begin
A:=3.15;
B:=6.1;
C:=53.7;
D:=Sqrt(Sqr(Arctan(Sin(a/b)))+c);
writeln(‘D=’ ,D);
end.
Слайд 27Составьте программу для вычисления площади равнобедренной трапеции. Длина большего основания a=18
см, меньшего b=10 cм, диагонали d=16 см.
Слайд 28Составьте программу для вычисления периметра прямоугольного треугольника, если катеты равны:
a=15.5