Слайд 1Программирование
на языке Паскаль
Введение
Ветвления
Сложные условия
Циклы
Циклы с условием
Оператор выбора
Слайд 2Программирование
на языке Паскаль
Тема 1. Введение
Слайд 3
Алгоритм
Свойства алгоритма
дискретность: состоит из отдельных шагов (команд)
понятность: должен включать только команды,
известные исполнителю (входящие в СКИ)
определенность: при одинаковых исходных данных всегда выдает один и тот же результат
конечность: заканчивается за конечное число шагов
массовость: может применяться многократно при различных исходных данных
корректность: дает верное решение при любых допустимых исходных данных
Алгоритм – это четко определенный план действий для исполнителя.
Слайд 4
Программа
Программа – это
алгоритм, записанный на каком-либо языке программирования
набор команд для
компьютера
Команда – это описание действий, которые должен выполнить компьютер.
откуда взять исходные данные?
что нужно с ними сделать?
Слайд 5
Языки программирования
Машинно-ориентированные (низкого уровня) - каждая команда соответствует одной команде процессора
(ассемблер)
Языки высокого уровня – приближены к естественному (английскому) языку, легче воспринимаются человеком, не зависят от конкретного компьютера
для обучения: Бейсик, ЛОГО, Паскаль
профессиональные: Си, Фортран, Паскаль
для задач искусственного интеллекта: Пролог, ЛИСП
для Интернета: JavaScript, Java, Perl, PHP, ASP
Слайд 6
Язык Паскаль
1970 – Никлаус Вирт (Швейцария)
язык для обучения студентов
разработка
программ «сверху вниз»
разнообразные структуры данных (массивы, структуры, множества)
Слайд 7
Из чего состоит программа?
program ;
const …;{константы}
var …; {переменные}
begin
… {основная
программа}
end.
{ процедуры и функции }
комментарии в фигурных скобках не обрабатываются
Слайд 8
Из чего состоит программа?
Константа – постоянная величина, имеющая имя.
Переменная – изменяющаяся
величина, имеющая имя (ячейка памяти).
Процедура – вспомогательный алгоритм, описывающий некоторые действия (рисование окружности).
Функция – вспомогательный алгоритм для выполнения вычислений (вычисление квадратного корня, sin).
Слайд 9
Имена программы, констант, переменных
Имена могут включать
латинские буквы (A-Z)
цифры
знак подчеркивания _
заглавные и
строчные буквы не различаются
Имена НЕ могут включать
русские буквы
пробелы
скобки, знаки +, =, !, ? и др.
имя не может начинаться с цифры
Какие имена правильные??
AXby R&B 4Wheel Вася “PesBarbos” TU154 [QuQu] _ABBA A+B
Слайд 10
Константы
const
i2 = 45; { целое число }
pi =
3.14; { вещественное число }
qq = 'Вася'; { строка символов }
L = True; { логическая величина }
целая и дробная часть отделяются точкой
можно использовать русские буквы!
может принимать два значения:
True (истина, «да»)
False (ложь, «нет»)
Слайд 11
Переменные
Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной
можно изменять во время работы программы.
Типы переменных:
integer { целая }
real { вещественная }
char { один символ }
string { символьная строка }
boolean { логическая }
Объявление переменных (выделение памяти):
var a, b: integer;
Q: real;
s1, s2: string;
Слайд 12
Как изменить значение переменной?
Оператор – это команда языка программирования высокого уровня.
Оператор
присваивания служит для изменения значения переменной.
program qq;
var a, b: integer;
begin
a := 5;
b := a + 2;
a := (a + 2)*(b – 3);
end.
a
?
5
5
b
?
5+2
7
a
5
7*4
28
Пример:
Слайд 13
Оператор присваивания
Общая структура:
Арифметическое выражение может включать
константы
имена переменных
знаки арифметических операций:
+
- * / div mod
вызовы функций
круглые скобки ( )
умножение
деление
деление нацело
остаток от деления
<имя переменной> := <выражение>;
Слайд 14 program qq;
var a, b: integer;
x, y: real;
begin
a :=
5;
10 := x;
y := 7,8;
b := 2.5;
x := 2*(a + y);
a := b + x;
end.
Какие операторы неправильные?
имя переменной должно быть слева от знака :=
целая и дробная часть отделяются точкой
нельзя записывать вещественное значение в целую переменную
Слайд 15
Ручная прокрутка программы
program qq;
var a, b: integer;
begin
a := 5;
b
:= a + 2;
a := (a + 2)*(b – 3);
b := a div 5;
a := a mod b;
a := a + 1;
b := (a + 14) mod 7;
end.
Слайд 16
Порядок выполнения операций
вычисление выражений в скобках
умножение, деление, div, mod слева направо
сложение
и вычитание слева направо
z := (5*a*c+3*(c-d))/a*(b-c)/ b;
x:=(a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a));
2 3 5 4 1 7 8 6 9
2 6 3 4 7 5 1 12 8 11 10 9
Слайд 17
Сложение двух чисел
Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран
их сумму.
Простейшее решение:
program qq;
var a, b, c: integer;
begin
read ( a, b );
c := a + b;
writeln ( c );
end.
Слайд 18
Оператор ввода
read ( a ); { ввод значения переменной a}
read
( a, b ); { ввод значений переменных a и b}
Как вводить два числа?
через пробел:
25 30
через Enter:
25
30
Слайд 19
Оператор вывода
write ( a ); { вывод значения переменной a}
writeln
( a ); { вывод значения переменной a и переход на новую строчку}
writeln ( 'Привет!' ); { вывод текста}
writeln ( 'Ответ: ', c ); { вывод текста и значения переменной c}
writeln ( a, '+', b, '=', c );
Слайд 20
Форматы вывода
program qq;
var i: integer;
x: real;
begin
i := 15;
writeln ( '>', i, '<' );
writeln ( '>', i:5, '<' );
x := 12.345678;
writeln ( '>', x, '<' );
writeln ( '>', x:10, '<' );
writeln ( '>', x:7:2, '<' );
end.
>15<
> 15<
>1.234568E+001<
> 1.23E+001<
> 12.35<
всего символов
всего символов
в дробной части
Слайд 21
Полное решение
program qq;
var a, b, c: integer;
begin
writeln('Введите два целых
числа');
read ( a, b );
c := a + b;
writeln ( a, '+', b, '=', c );
end.
Протокол:
Введите два целых числа
25 30
25+30=55
это выводит компьютер
это вводит пользователь
Слайд 22
Блок-схема линейного алгоритма
начало
конец
c := a + b;
ввод a, b
вывод c
блок "начало"
блок
"ввод"
блок "процесс"
блок "вывод"
блок "конец"
Слайд 23
Задания
"4": Ввести три числа, найти их сумму и произведение.
Пример:
Введите три числа:
4 5 7
4+5+7=16
4*5*7=140
"5": Ввести три числа, найти их сумму, произведение и среднее арифметическое.
Пример:
Введите три числа:
4 5 7
4+5+7=16
4*5*7=140
(4+5+7)/3=5.33
Слайд 24Программирование
на языке Паскаль
Тема 2. Ветвления
Слайд 25
Разветвляющиеся алгоритмы
Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран наибольшее
из них.
Идея решения: надо вывести на экран первое число, если оно больше второго, или второе, если оно больше первого.
Особенность: действия исполнителя зависят от некоторых условий (если … иначе …).
Алгоритмы, в которых последовательность шагов зависит от выполнения некоторых условий, называются разветвляющимися.
Слайд 26
Вариант 1. Блок-схема
полная форма ветвления
блок "решение"
Слайд 27
Вариант 1. Программа
max := a;
max := b;
полная форма условного оператора
program qq;
var
a, b, max: integer;
begin
writeln('Введите два целых числа');
read ( a, b );
if a > b then begin
end
else begin
end;
writeln ('Наибольшее число ', max);
end.
Слайд 28
Условный оператор
if then begin
{что делать, если условие верно}
end
else begin
{что делать, если условие неверно}
end;
Особенности:
перед else НЕ ставится точка с запятой
вторая часть (else …) может отсутствовать (неполная форма)
если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end
Слайд 29
Что неправильно?
if a > b then begin
a := b;
end
else
b := a;
end;
if a > b then begin
a := b;
else begin
b := a;
end;
if a > b then begin
a := b;
end;
else begin
b := a;
end;
if a > b then begin
a := b;
end
else b > a begin
b := a;
end;
begin
end
begin
end
Слайд 30
Вариант 2. Блок-схема
неполная форма ветвления
Слайд 31
Вариант 2. Программа
program qq;
var a, b, max: integer;
begin
writeln('Введите два
целых числа');
read ( a, b );
max := a;
if b > a then
max := b;
writeln ('Наибольшее число ', max);
end.
неполная форма условного оператора
Слайд 32
Вариант 2Б. Программа
program qq;
var a, b, max: integer;
begin
writeln('Введите два
целых числа');
read ( a, b );
max := b;
if ??? then
???
writeln ('Наибольшее число ', max);
end.
max := a;
a > b
Слайд 33
Что неправильно?
if a > b then begin
a :=
b;
else b := a;
if a > b then begin
a := b;
end;
else b := a;
if a > b then
else begin
b := a;
end;
if a > b then
a := b;
else b := a; end;
a := b
end
a := b
if b >= a then
b := a;
Слайд 34
Задания
"4": Ввести три числа и найти наибольшее из них.
Пример:
Введите
три числа:
4 15 9
Наибольшее число 15
"5": Ввести пять чисел и найти наибольшее из них.
Пример:
Введите пять чисел:
4 15 9 56 4
Наибольшее число 56
Слайд 35Программирование
на языке Паскаль
Тема 3. Сложные условия
Слайд 36
Сложные условия
Задача. Фирма набирает сотрудников от 25 до 40 лет включительно.
Ввести возраст человека и определить, подходит ли он фирме (вывести ответ "подходит" или "не подходит").
Особенность: надо проверить, выполняются ли два условия одновременно.
Слайд 37
Вариант 1. Алгоритм
начало
ввод x
'подходит'
конец
да
нет
x >= 25?
да
нет
x
Слайд 38
Вариант 1. Программа
program qq;
var x: integer;
begin
writeln('Введите возраст');
read
( x );
if x >= 25 then
if x <= 40 then
writeln ('Подходит')
else writeln ('Не подходит')
else
writeln ('Не подходит');
end.
Слайд 39Вариант 2. Алгоритм
начало
ввод x
'подходит'
да
нет
x >= 25
и
x
Слайд 40
Вариант 2. Программа
сложное условие
program qq;
var x: integer;
begin
writeln('Введите возраст');
read ( x );
if (x >= 25) and (x <= 40) then
writeln ('Подходит')
else writeln ('Не подходит')
end.
Слайд 41
Сложные условия
Сложное условие – это условие, состоящее из нескольких простых условий
(отношений), связанных с помощью логических операций:
not – НЕ (отрицание, инверсия)
and – И (логическое умножение, конъюнкция,
одновременное выполнение условий)
or – ИЛИ (логическое сложение, дизъюнкция,
выполнение хотя бы одного из условий)
xor – исключающее ИЛИ (выполнение только
одного из двух условий, но не обоих)
Простые условия (отношения)
< <= > >= = <>
равно
не равно
Слайд 42
Сложные условия
Порядок выполнения
выражения в скобках
not
and
or, xor
=, =,
Особенность
– каждое из простых условий обязательно заключать в скобки.
Пример
4 1 6 2 5 3
if not (a > b) or (c <> d) and (b <> a)
then begin
...
end
Слайд 43Истинно или ложно при a := 2; b := 3; c
:= 4;
not (a > b)
(a < b) and (b < c)
not (a >= b) or (c = d)
(a < c) or (b < c) and (b < a)
(a < b) xor not (b > c)
Для каких значений x истинны условия:
(x < 6) and (x < 10)
(x < 6) and (x > 10)
(x > 6) and (x < 10)
(x > 6) and (x > 10)
(x < 6) or (x < 10)
(x < 6) or (x > 10)
(x > 6) or (x < 10)
(x > 6) or (x > 10)
Сложные условия
True
True
FALSE
(-∞, 6)
∅
(6, 10)
(10, ∞)
(-∞, 10)
(-∞, 6) ∪ (10,∞)
(-∞, ∞)
(6, ∞)
x < 6
x > 10
x < 10
x > 6
True
True
Слайд 44
Задания
"4": Ввести номер месяца и вывести название времени года.
Пример:
Введите
номер месяца:
4
весна
"5": Ввести возраст человека (от 1 до 150 лет) и вывести его вместе с последующим словом "год", "года" или "лет".
Пример:
Введите возраст: Введите возраст:
24 57
Вам 24 года Вам 57 лет
Слайд 45Программирование
на языке Паскаль
Тема 4. Циклы
Слайд 46
Циклы
Цикл – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий.
цикл с известным числом
шагов
цикл с неизвестным числом шагов (цикл с условием)
Задача. Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от 1 до 8 (от a до b).
Особенность: одинаковые действия выполняются 8 раз.
Слайд 47
Алгоритм
начало
i, i2, i3
конец
нет
да
i
:= i * i;
i3 := i2 * i;
задать начальное значение переменной цикла
проверить, все ли сделали
вычисляем квадрат и куб
вывод результата
перейти к следующему i
Слайд 48
Алгоритм (с блоком "цикл")
начало
i, i2, i3
конец
i2 := i * i;
i3 :=
i2 * i;
i := 1,8
блок "цикл"
тело цикла
Слайд 49
Программа
program qq;
var i, i2, i3: integer;
begin
for i:=1 to 8
do begin
i2 := i*i;
i3 := i2*i;
writeln(i:4, i2:4, i3:4);
end;
end.
переменная цикла
начальное значение
конечное значение
Слайд 50
Цикл с уменьшением переменной
Задача. Вывести на экран квадраты и кубы целых
чисел от 8 до 1 (в обратном порядке).
Особенность: переменная цикла должна уменьшаться.
Решение:
for i:=8 1 do begin
i2 := i*i;
i3 := i2*i;
writeln(i:4, i2:4, i3:4);
end;
downto
Слайд 51
Цикл с переменной
for := to
значение> do begin
{тело цикла}
end;
Увеличение переменной на 1:
for <переменная> := <начальное значение>
downto
<конечное значение> do begin
{тело цикла}
end;
Уменьшение переменной на 1:
Слайд 52
Цикл с переменной
Особенности:
переменная цикла может быть только целой (integer)
шаг изменения переменной
цикла всегда равен 1 (to) или -1 (downto)
если в теле цикла только один оператор, слова begin и end можно не писать:
если конечное значение меньше начального, цикл (to) не выполняется ни разу (проверка условия в начале цикла, цикл с предусловием)
for i:=1 to 8 do
writeln('Привет');
Слайд 53
Цикл с переменной
Особенности:
в теле цикла не разрешается изменять переменную цикла (почему?)
при
изменении начального и конечного значения внутри цикла количество шагов не изменится:
n := 8;
for i:=1 to n do begin
writeln('Привет');
n := n + 1;
end;
нет зацикливания
Слайд 54
Цикл с переменной
Особенности:
после выполнения цикла во многих системах устанавливается первое значение
переменной цикла, при котором нарушено условие:
for i:=1 to 8 do
writeln('Привет');
writeln('i=', i);
for i:=8 downto 1 do
writeln('Привет');
writeln('i=', i);
i=9
i=0
НЕ ДОКУМЕНТИРОВАНО
Слайд 55
Сколько раз выполняется цикл?
a := 1;
for i:=1 to 3 do a
:= a+1;
a = 4
a := 1;
for i:=3 to 1 do a := a+1;
a = 1
a := 1;
for i:=1 downto 3 do a := a+1;
a = 1
a := 1;
for i:=3 downto 1 do a := a+1;
a = 4
Слайд 56for i:=1 to 9 do begin
if ???
then begin
i2 := i*i;
i3 := i2*i;
writeln(i:4, i2:4, i3:4);
end;
end;
Как изменить шаг?
Задача. Вывести на экран квадраты и кубы нечётных целых чисел от 1 до 9.
Особенность: переменная цикла должна увеличиваться на 2.
Проблема: в Паскале шаг может быть 1 или -1.
Решение:
i mod 2 = 1
i2 := i*i;
i3 := i2*i;
writeln(i:4, i2:4, i3:4);
выполняется только для нечетных i
Слайд 57
Как изменить шаг? – II
Идея: Надо вывести всего 5 чисел, переменная
k изменяется от 1 до 5. Начальное значение i равно 1, с каждым шагом цикла i увеличивается на 2.
Решение:
???
for k:=1 to 5 do begin
i2 := i*i;
i3 := i2*i;
writeln(i:4, i2:4, i3:4);
???
end;
i := i + 2;
i := 1;
Слайд 58
Как изменить шаг? – III
Идея: Надо вывести всего 5 чисел, переменная
k изменяется от 1 до 5. Зная k, надо рассчитать i.
Решение:
i = 2k-1
for k:=1 to 5 do begin
???
i2 := i*i;
i3 := i2*i;
writeln(i:4, i2:4, i3:4);
end;
i := 2*k – 1;
Слайд 59
Задания
"4": Ввести a и b и вывести квадраты и кубы чисел
от a до b.
Пример:
Введите границы интервала:
4 6
4 16 64
5 25 125
6 36 216
"5": Вывести квадраты и кубы 10 чисел следующей последовательности: 1, 2, 4, 7, 11, 16, …
Пример:
1 1 1
2 4 8
4 16 64
...
46 2116 97336
Слайд 60Программирование
на языке Паскаль
Тема 5. Циклы с условием
Слайд 61
Цикл с неизвестным числом шагов
Пример: Отпилить полено от бревна. Сколько раз
надо сделать движения пилой?
Задача: Ввести целое число (<2000000) и определить число цифр в нем.
Идея решения: Отсекаем последовательно последнюю цифру, увеличиваем счетчик.
Проблема: Неизвестно, сколько шагов надо сделать.
Решение: Надо остановиться, когда n = 0, т.е. надо делать "пока n <> 0".
Слайд 62
Алгоритм
начало
count
конец
нет
да
n 0?
count := 0;
count := count + 1;
n
:= n div 10;
обнулить счетчик цифр
ввод n
выполнять "пока n <> 0"
Слайд 63Программа
program qq;
var n, count: integer;
begin
writeln('Введите целое число');
read(n);
count :=
0;
while n <> 0 do begin
count := count + 1;
n := n div 10;
end;
writeln('В числе ', n, ' нашли ',
count, ' цифр');
end.
while n <> 0 do begin
count := count + 1;
n := n div 10;
end;
, n1: integer;
n1 := n;
n1,
выполнять "пока n <> 0"
Слайд 64
Цикл с условием
while do begin
{тело цикла}
end;
Особенности:
можно использовать сложные условия:
если в теле цикла только один оператор, слова begin и end можно не писать:
while (a {тело цикла}
end;
while a < b do
a := a + 1;
Слайд 65
Цикл с условием
Особенности:
условие пересчитывается каждый раз при входе в цикл
если условие
на входе в цикл ложно, цикл не выполняется ни разу
если условие никогда не станет ложным, программа зацикливается
a := 4; b := 6;
while a > b do
a := a – b;
a := 4; b := 6;
while a < b do
d := a + b;
Слайд 66
Сколько раз выполняется цикл?
a := 4; b := 6;
while a
b do a := a + 1;
2 раза
a = 6
a := 4; b := 6;
while a < b do a := a + b;
1 раз
a = 10
a := 4; b := 6;
while a > b do a := a + 1;
0 раз
a = 4
a := 4; b := 6;
while a < b do b := a - b;
1 раз
b = -2
a := 4; b := 6;
while a < b do a := a - 1;
зацикливание
Слайд 67
Замена for на while и наоборот
for i:=1 to 10 do begin
{тело цикла}
end;
i := 1;
while i <= 10 do begin
{тело цикла}
i := i + 1;
end;
for i:=a downto b do
begin
{тело цикла}
end;
i := a;
while i >= b do begin
{тело цикла}
i := i - 1;
end;
Замена while на for возможна только тогда, когда можно заранее рассчитать число шагов цикла.
Замена цикла for на while возможна всегда.
Слайд 68
Задания
"4": Ввести целое число и найти сумму его цифр.
Пример:
Введите
целое число:
1234
Сумма цифр числа 1234 равна 10.
"5": Ввести целое число и определить, верно ли, что в его записи есть две одинаковые цифры.
Пример:
Введите целое число: Введите целое число:
1234 1224
Нет. Да.
Слайд 69
Последовательности
Примеры:
1, 2, 3, 4, 5, …
1, 2, 4, 7, 11, 16,
…
1, 2, 4, 8, 16, 32, …
an = n
a1 = 1, an+1 = an+1
a1 = 1, an+1 = an + n
an = 2n-1
a1 = 1, an+1 = 2an
b1 = 1, bn+1 = bn+1
c1 = 2, cn+1 = 2cn
Слайд 70
Последовательности
Задача: найти сумму всех элементов последовательности,
которые по модулю больше
0,001:
Элемент последовательности (начиная с №2):
b := b+1;
c := 2*c;
z := -z;
Слайд 71
Алгоритм
начало
S
конец
нет
да
|a| > 0.001?
S := S + a;
S := 0; b :=
1;
c := 2; z := -1;
a := 1;
начальные значения
a := z*b/c;
b := b + 1;
c := 2*c; z := -z;
первый элемент
a := 1;
S := 0;
новый элемент
изменение
Слайд 72
Программа
program qq;
var b, c, z: integer;
S, a: real;
begin
S := 0; z := -1;
b := 1; c := 2; a := 1;
while abs(a) > 0.001 do begin
S := S + a;
a := z * b / c;
z := - z;
b := b + 1;
c := c * 2;
end;
writeln('S =', S:10:3);
end.
z := - z;
b := b + 1;
c := c * 2;
переход к следующему слагаемому
S := 0; z := -1;
b := 1; c := 2; a := 1;
начальные значения
увеличение суммы
расчет элемента последовательности
Слайд 73
Задания
"4": Найти сумму элементов последовательности с точностью 0,001:
Ответ:
S =
1.157
"5": Найти сумму элементов последовательности с точностью 0,001:
Ответ:
S = 1.220
Слайд 74
Цикл с постусловием
Задача: Ввести целое положительное число (
цифр в нем.
Проблема: Как не дать ввести отрицательное число или ноль?
Решение: Если вводится неверное число, вернуться назад к вводу данных (цикл!).
Особенность: Один раз тело цикла надо сделать в любом случае => проверку условия цикла надо делать в конце цикла (цикл с постусловием).
Цикл с постусловием – это цикл, в котором проверка условия выполняется в конце цикла.
Слайд 75
Цикл с постусловием: алгоритм
начало
конец
да
нет
n > 0?
тело цикла
условие ВЫХОДА
блок "типовой процесс"
ввод
Слайд 76
Программа
program qq;
var n: integer;
begin
repeat
writeln('Введите положительное число');
read(n);
until n > 0;
... { основной алгоритм }
end.
repeat
writeln('Введите положительное число');
read(n);
until n > 0;
until n > 0;
условие ВЫХОДА
Особенности:
тело цикла всегда выполняется хотя бы один раз
после слова until ("до тех пор, пока не…") ставится условие ВЫХОДА из цикла
Слайд 77
Сколько раз выполняется цикл?
a := 4; b := 6;
repeat a :=
a + 1; until a > b;
3 раза
a = 7
a := 4; b := 6;
repeat a := a + b; until a > b;
1 раз
a = 10
a := 4; b := 6;
repeat a := a + b; until a < b;
зацикливание
a := 4; b := 6;
repeat b := a - b; until a < b;
2 раза
b = 6
a := 4; b := 6;
repeat a := a + 2; until a < b;
зацикливание
Слайд 78
Задания (с защитой от неверного ввода)
"4": Ввести натуральное число и определить,
верно ли, что сумма его цифр равна 10.
Пример:
Введите число >= 0: Введите число >= 0:
-234 1233
Нужно положительное число. Нет
Введите число >= 0:
1234
Да
"5": Ввести натуральное число и определить, какие цифры встречаются несколько раз.
Пример:
Введите число >= 0: Введите число >= 0:
2323 1234
Повторяются: 2, 3 Нет повторов.
Слайд 79Программирование
на языке Паскаль
Тема 6. Оператор выбора
Слайд 80
Оператор выбора
Задача: Ввести номер месяца и вывести количество
дней в этом месяце.
Решение: Число дней по месяцам:
28 дней – 2 (февраль)
30 дней – 4 (апрель), 6 (июнь), 9 (сентябрь), 11 (ноябрь)
31 день – 1 (январь), 3 (март), 5 (май), 7 (июль),
8 (август), 10 (октябрь), 12 (декабрь)
Особенность: Выбор не из двух, а из нескольких
вариантов в зависимости от номера месяца.
Слайд 81Алгоритм
начало
конец
оператор выбора
ни один вариант не подошел
ввод M
да
нет
M = 1?
D := 31;
нет
M
= 2?
D := 28;
да
нет
M = 12?
D := 31;
да
вывод D
ошибка
Слайд 82
Программа
program qq;
var M, D: integer;
begin
writeln('Введите номер месяца:');
read
( M );
case M of
2: begin D := 28; end;
4,6,9,11: begin D := 30; end;
1,3,5,7,8,10,12: D := 31;
else D := -1;
end;
if D > 0 then
writeln('В этом месяце ', D, ' дней.')
else
writeln('Неверный номер месяца');
end.
case M of
2: begin D := 28; end;
4,6,9,11: begin D := 30; end;
1,3,5,7,8,10,12: D := 31;
else D := -1;
end;
ни один вариант не подошел
Слайд 83
Оператор выбора
Особенности:
после case может быть имя переменной или арифметическое выражение целого
типа (integer)
или символьного типа (char)
case i+3 of
1: begin a := b; end;
2: begin a := c; end;
end;
var c: char;
...
case c of
'а': writeln('Антилопа');
'б': writeln('Барсук');
else writeln('Не знаю');
end;
Слайд 84
Оператор выбора
Особенности:
если нужно выполнить только один оператор, слова begin и end
можно не писать
нельзя ставить два одинаковых значения
case i+3 of
1: a := b;
1: a := c;
end;
case i+3 of
1: a := b;
2: a := c;
end;
Слайд 85
Оператор выбора
Особенности:
значения, при которых выполняются одинаковые действия, можно группировать
case i of
1: a := b;
2,4,6: a := c;
10..15: a := d;
20,21,25..30: a := e;
else writeln('Ошибка');
end;
перечисление
диапазон
смесь
Слайд 86
Что неправильно?
case a of
2: begin a := b;
4:
a := c;
end;
case a of
2: a := b
4: a := c
end;
;
case a of
2..5: a := b;
4: a := c;
end;
case a of
0..2: a := b;
6..3: a := c;
end;
3..6:
case a+c/2 of
2: a := b;
4: a := c;
end;
case a of
2: a := b; d := 0;
4: a := c;
end;
begin
end;
Слайд 87
Задания (с защитой от неверного ввода)
"4": Ввести номер месяца и вывести
количество дней в нем, а также число ошибок при вводе.
Пример:
Введите номер месяца: Введите номер месяца:
-2 2
Введите номер месяца: В этом месяце 28 дней.
11 Вы вводили неверно 0 раз.
В этом месяце 30 дней.
Вы вводили неверно 1 раз.
"5": Ввести номер месяца и номер дня, вывести число дней, оставшихся до Нового года.
Пример:
Введите номер месяца:
12
Введите день:
25
До Нового года осталось 6 дней.
Слайд 88
Текст
TextColor (0, 0, 255);
Brush (1, 255, 255, 0);
Font (20, 30, 600);
MoveTo
(x, y);
writeln ('Привет!');
Привет!
(x, y)
размер
10 пикселей
угол
поворота
насыщенность:
400 – нормальный
600 – жирный
30о