Слайд 1ПРОГРАММА СЕМИНАРА:
«ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. РАЗРЕШЕНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ»
- 9.00 –
10.00. - регистрация участников;
- 10.00.- 10.05. приветственное слово педагога – психолога /ведущий/кабинета первичной профилактики наркомании среди детей и подростков ГОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» Лазутчева Т.И.
- 10.05.- 10.15. выступление зам. директора по воспитательной работе ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с.Большая Глушица Кудряшова Т.В. «Работа школы по профилактике девиантного поведения учащихся»
- 10.15. -10.25. Психолог Лазутчева Т.И. «Предупреждение жестокости в отношениях между сверстниками»
- 10.25.-10.35. Кижаева О.А..- инспектор ГДН: «Уголовная ответственность несовершеннолетних. Статистические данные»
- 10.35.-10.45. Уздяева М.В. секретарь КДН и ЗП:«Административная ответственность подростков. Статистические данные.»
- 10.45.- 11.30. Психолог Лазутчева Т.И. « « Разрешение кризисных ситуаций. Профилактика моббинга»
- 11.30 - .11.40. Разное
- 11.40.-11.45. Подведение итогов встречи
- 11.45. - 12.00. Обратная связь /анкета/, раздаточный материал
Слайд 2ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
- это вид отклоняющегося
поведения, связанный с
нарушением соответствующих
возрасту
социальных норм и
правил поведения, характерных
для микросоциальных отношений
(семейных, школьных) и малых
половозрастных групп.
Слайд 3ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЖЕСТОКОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ СВЕРСТНИКАМИ.
Агрессия
Агрессивность в дошкольном возрасте
Агрессивность младших школьников
Агрессивность
в подростковом возрасте
Слайд 4
ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Виды девиантного поведения
Предупреждение жестокости в отношениях
между сверстниками.
Агрессия
Сквернословие
Суицид
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Слайд 6ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА В ШКОЛЕ.
Мифы и Реальность
самоубийство совершаются в основном психически
ненормальные люди
Существует некий тип людей, склонные к суициду
Не существует никаких признаков, которые бы указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.
Человек, готовящийся к самоубийству его не совершает
Слайд 7ЧАСТОТА СОВЕРШЕНИЯ СУИЦИДОВ
Гендерные различия
/Мужской пол/
Мальчики чаще по причине агрессии направленной вовне
Состояние
аффекта
Преобладают жесткие методы чаще в отдаленных местах
Реакция манифест, т.е я вам сейчас всем покажу
/Женский пол/
Девочки чаще по причине направленной внутрь себя агрессии Преобладают легкие методы
Чаще рядом с домом
Чаще аффективный суицид
Слайд 8РАЗДАТКА:
- суицидоопасные реакции
- эмоциональные реакции, которые наиболее часто приводят к суициду
-
проявление предсуицидального поведения
- типы суицидального поведения
- психологические особенности детей , склонных к суициду
- факторы суицидального риска
Слайд 9АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
сформировать жизненные установки, жизненные позиции
устойчивое, позитивное отношение к жизни
вариативность путей
разрешения конфликтов
эффективность механизмов психологической защиты
высокий фактор социализации
забота о собственном здоровье
стремление к саморазвитию
психологическая гибкость и адаптированность
умение компенсировать негативные переживания, использовать методы саморегуляции
снятие психической напряженности
способствовать преодолевать кризисные ситуации
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ использование жизненных возможностей
План работы школы
Слайд 10СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ
Малоэффектиные способы поведения
Эффективные способы поведения
ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА
Слайд 11ПРОФИЛАКТИКА МОББИНГА
Моббинг (травля) - от анг.- толпа;
- это поведение, при котором
другому человеку наносится телесный или психический вред
Слайд 12ВИДЫ МОББИНГА:
Бойкот
Придирки
Насмешки
Дезинформация
Доносительство
Причинение вреда здоровью
Мелкие кражи или порча личных вещей
Кибермоббинг
Слайд 13КОНФЛИКТ
Соотношение силы различно
Однократное или продолжительное Различные формы
Разные намерения
Групповая динамика играет
роль
Слайд 14МОББИНГ
Неравное соотношение силы
Повторяющий характер
Различные формы: вербальные, ориентировано на отношения
Психологическая
ориентация на отношения, физическая, кибермоббинг
Разные намерения
групповая динамика
Слайд 15НАСИЛИЕ
Злоупотребление властью
Часто однократное
Открыто, не раздумывая и без разбора
физическое насилие
или угроза, расправа
Ориентация на поведение, вербальные
Разногласия - только начало
Слайд 16СЕРЬЕЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОББИНГА
1. данные исследований терапевтов- жертвы гражданской войны менее травмируются,
чем жерствы моббинга. Они относятся к группе, которой выступают другие, а у аборегенов в Австралии летальный исход в результате социального исключения
Слайд 17ПОСЛЕДСТВИЯ МОББИНГА
1.Моббинг может привести к неврозам, психосоматическим заболеваниям, инфарктам и даже
к самоубийству
2. Повреждение одинаковых отделов мозга, как при физических повреждениях
3.снижение успеваемости
В школе реагируют посредством бесед, ролевых игр, угроз.
Слайд 18РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ
Руководитель
/ руководительница
Ассистент / Королева «хочу быть как…»
Провокатор / Посол
Защитник / хамелеон
Изгой / зрительница
Соучастник /
Затравленный / Целевая аудитория
Слайд 19ПРЕДРАССУДКИ МОББИНГА
Укрепляющий метод
Что происходит?
Какой возник вред?
Что необходимо предпринять для улучшения ситуации?
Затравить
предлагает решения, которые обсуждаются с затравленным
Слайд 20ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЯ
Что происходит?
Кто виноват?
Какие наказания или санкции должны быть
предприняты?
Решения принимаются извне и предписываются ученику
Слайд 21РАБОТА В ШКОЛЕ, ЕСЛИ НЕТ ПСИХОЛОГА
- индивидуальная беседа с учениками, подвергающие
травле
- индивидуальная беседа с затравленным
- групповая встреча с учеником , которого подвергали травле
Других
- заключительная встреча , все встречаются
- наблюдение и решение конфликтов в дальнейшем
Слайд 22КОГДА РОДИТЕЛИ ВМЕШИВАЮТСЯ….
- тем, что требуют наказания для тех, кто подвергает
травле других;
- защищают своих детей, если те подвергаются травле других;
- обвиняют школу;
- подключают адвокатов
Слайд 23УЧИТЕЛЯ ПРЕПЯТСТВУЮТ МОББИНГУ, ЕСЛИ
- рассматривают такое поведение, как заслуживающее наказания в
любом случае;
- обвиняют во всем пострадавшего;
- не могут применить метод разделенной ответственности.
Слайд 24УЧИТЕЛЯ МОГУТ ПОТВОРСТВОВАТЬ МОББИНГУ, ЕСЛИ
- дают пренебрежительные комментарии или придумывают
оскорбительные имена, соответственнно, принимают их / или потворствуют им;
- не реагируют на проявление моббинга в своем присутствии;
- отдают предпочтение отдельным ученикам, обижают и / или постоянно терпят моббинг. Учителя сами могут подвергать моббингу, когда они выставляют ученика глупым, унижают ….
Слайд 25ПРИЗНАКИ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО РАСПОЗНАТЬ МОББИНГ
Признаки, по которым учителя могут распознать
моббинг
- изгой, нет друзей
- стремление находиться в близи учителя
- жалобы на других школьников учителям
- унизительные прозвища
- объект шуток и провокаций
- часто ищет или собирает вещи
Слайд 26ПРИЗНАКИ, ПО КОТОРЫМ РОДИТЕЛИ МОГУТ РАСПОЗНАТЬ МОББИНГ-
нет друзей- форма болезненно-пониженного настроения
(дисфория) у ребенка- выглядит запуганным и подавленным- ничего не рассказывает о школе- больше не хочет идти в школу- просит денег или ворует- снижение успеваемости в школе- разорванная или сильно напачканная одежда- порванные или грязные учебники- необъяснимые раны, ушибы- головные боли или боли в животе, тошнота, отсутствие аппетита, диарея- нарушения сна- возобновление ночного энуреза
Слайд 27ПРОФИЛАКТИКА:
Мероприятия на классном уровне
- управление в классе
- классные правила
- классный совет
-
темы проектных дней
- классные мероприятия и поездки
- беседы учителей с родителями
- формы работы, способствующие кооперации (работа с партнером, работа в группе, проект)
- санкции против моббинга – поощрение социального поведения
Слайд 28САЙТ «МОББИНГ И КИНО»
Фильм «Чучело» можно показать и обсудить 6-
11 классы.
Фильм «Класс» для студентов, фильм «Школа» 15-16 лет.,
«Дорогая Елена Сергеевна» против педагога
Слайд 29РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Рекомендации по проведению беседы с родителями затравленного ученика, которые
требуют наказать агрессоров
Высказать понимание их озабоченности, переживания за ребенка и злости по отношению к агрессорам
Убедить в том, что будут приняты меры по защите ребенка
Защита ребенка является совместной , общей задачей
Высказать альтернативы:
Поощрение за хорошее поведение .
Привести в пример недостатки наказаний:
наказание опасно, часто приводит к мести
часто сами затравленные не