Слайд 1ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Асмолов А.Г. –
руководитель группы
Карабанова О.А., Бурменская Г.В. Володарская И.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В.
Слайд 2
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:
от усвоения
знаний, умений и навыков
к развитию Личности учащегося
Слайд 3Универсальные
учебные действия (УУД)
обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию
посредством
сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Слайд 4Функции универсальных учебных действий
1. Регуляция учебной деятельности
принятие и постановка учебных целей
и задач,
поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач,
контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности
Слайд 5Функции универсальных учебных действий
2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности
готовность
к непрерывному образованию на основе умения учиться,
формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе,
развитие высокой социальной и профессиональной мобильности
Слайд 6Функции универсальных учебных действий
3. Обеспечение успешности обучения
формирование целостной картины мира;
формирование компетентностей
в любой предметной области познания
усвоения знаний, умений и навыков;
Слайд 7Выпускник начальной школы
Любящий свою Родину. Не разделяющий мир на «своих» и
«чужих», уважающий историю и культуру каждого народа
Активно познающий мир, умеющий учиться, способный к организации своей деятельности, готовый к преодолению трудностей
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение, принимающий решения с учетом позиций всех участников, умеющий дружить и сотрудничать
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
Ориентированный в событиях, происходящих в мире, стране, своем городе, школе
Разделяющий установки безопасного, здорового образа жизни
Слайд 8Ценностные ориентиры начального образования
- формирование гражданской идентичности - чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа
Слайд 9Ценностные ориентиры начального образования
- принятие и уважение ценностей семьи и общества,
школы и коллектива и стремления следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
Слайд 10Ценностные ориентиры начального образования
формирование уважения к окружающим – умение слушать и
слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию,
Слайд 11Ценностные ориентиры начального образования
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности,
мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
Слайд 12Ценностные ориентиры начального образования
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям,
принятию ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
Слайд 13Ценностные ориентиры начального образования
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
Слайд 14Ценностные ориентиры начального образования
Формирование установок на здоровый образ жизни
формирование нетерпимости и
умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей
Слайд 15Виды универсальных учебных действий
Личностные
Регулятивные
Общепознавательные
Коммуникативные
Слайд 21Структура Программы развития УУД
Определение номенклатуры УУД
Определение возрастной формы УУД
Выявление условий и
факторов развития УУД
Разработка рекомендаций по формированию УУД
1. организация ориентировки в выполнении УУД
2. организация сотрудничества и совместной деятельности
3. организация усвоения УУД (интериоризация и отработка свойств действий)
Выявление связи с учебными предметами
Слайд 22Формирование гражданской идентичности в начальной школе
СТРУКТУРА гражданской идентичности
Ценностный – позитивное
или негативное отношение к принадлежности
Эмоциональный – принятие или непринятие своей принадлежности
Когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности
Поведенческий – гражданская активность
Слайд 23Требования к результатам формирования гражданской идентичности в начальной школе – когнитивный
компонент
Представление о России как стране, занимающей определенную территорию
Представление о географических особенностях России
Представление о государственной организации (высшая власть, законодательные и исполнительные органы)
Слайд 24
Знание государственной символики – герб, флаг, гимн
Знание государственных праздников
Знание основных исторических
событий
Знание основных прав и обязанностей гражданина (право получить бесплатное образование и обязанность учиться; право использования культурных и материальных ценностей общества и обязанность бережно относиться к ним; право на использование природных ресурсов и обязанность сохранять природу, право на бесплатную медпомощь и обязанность вести здоровый образ жизни; право на принятие решения и обязанность нести ответственность за последствия этого решения)
Слайд 25Требования к результатам формирования гражданской идентичности в начальной школе – когнитивный
компонент
Знание о своей этнической принадлежности, владение языком, освоение национальных ценностей, традиций, культуры.
Знание о народах и этнических группах России
Освоение общекультурного наследия России, установление связи всеобщего и специфического национального
Слайд 26
Знание истории края, культурных традиций, достижений, географии
Знание основных моральных норм (справедливого
распределения, взаимопомощи, ответственности, правдивости)
Знание ценностей и истории семьи, профессии родителей
Знание норм и правил охранно-бережного отношения к природе
Знание норм и правил поведения в чрезвычайных ситуациях
Слайд 27Ценностный - эмоциональный компонент
Чувство гордости за свою страну
Эмоционально положительное принятие своей
этнической принадлежности
Уважение и принятие других народов и этнических групп, межэтническая толерантность
Чувство патриотизма
Уважение истории, культурных и исторических памятников
Уважение семейных ценностей и устоев
Слайд 28Ценностный - эмоциональный компонент
Уважение личности, ее достоинства. Нетерпимое отношение к любым
видам насилия и агрессии
Признание ценности здоровья, своего и других людей
Любовь к природе
Доброжелательное отношение к окружающим
Оптимизм в восприятии мира
Эмоциональное восприятие художественных произведений литературы и искусства
Чувство гордости при следовании моральным нормам, стыда и вины при их нарушении
Слайд 29Поведенческий компонент
Участие в школьном самоуправлении (дежурства в классе и школе, детских
общественных организациях, школьных мероприятиях, внеклассных занятиях)
Выполнение требований и норм школьной жизни
Выполнение моральных норм в школе, дома, со сверстниками
Слайд 30Поведенческий компонент
Сотрудничество со сверстниками и участие в межвозрастном взаимодействии ( помощь
младшим и сотрудничество со старшими)
Участие в благотворительных акциях
Посещение музеев, театров, библиотеки
Реализация установок здорового образа жизни
Чтение газет и просмотр информационных телевизионных передач
Слайд 31Планируемые результаты – Личностные результаты
У выпускника будет сформирована
внутренняя позиция школьника на
уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика»,
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
Слайд 32Личностные результаты
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
основы гражданской
идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; осознание своей этнической принадлежности;
Слайд 33Личностные результаты
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так
и окружающих людей,
развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм; развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
Слайд 34Личностные результаты
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и эстетические чувства на
основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей;
Слайд 35Регулятивные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу,
уметь учитывать
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Слайд 36Регулятивные учебные действия
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый
и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Слайд 37Регулятивные учебные действия
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
Слайд 38Познавательные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
.строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач
Слайд 39Познавательные учебные действия
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять
существенную информацию из текстов разных видов;
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Слайд 40Познавательные учебные действия
уметь обобщать – осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
уметь осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
уметь устанавливать аналогии
владеть общим приемом решения задач;
Слайд 41Коммуникативные учебные действия
Выпускник научится:
понимать возможность различных позиций других людей, отличных
от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Слайд 42Коммуникативные учебные действия
уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие,
что он знает и видит, а что нет;
уметь задавать вопросы;
уметь контролировать действия партнера;
уметь использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Слайд 43Перспективы и задачи дальнейшей разработки Программы развития УУД
Апробация в регионах Программы
развития УУД
- экспертная оценка Программы
разработка учебно-методических материалов
проведение психолого-педагогической подготовки учителей начальной школы
проведение апробации
анализ результатов апробации. Внесение корректив в Программу развития УУД
Слайд 44Спасибо за внимание!
Карабанова Ольга Александровна
E-mail okarabanova@smtp.ru