Слайд 1ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МОУ Дубравская СОШ
Сельская школа этнокультурного наследия
Слайд 2 Миссия школы
развитие личности учащегося
как становящегося активного преобразователя социальной реальности села, осуществляемое посредством формирования культурной, ценностно-смысловой, учебно-познавательной и социально-трудовой ключевых компетентностей в пространстве освоения этнокультурного наследия родного района.
Слайд 3 Цель программы
комплекс условий (психолого-педагогических, научно-методологических, организационно-методических,
дидактических, управленческих) и соответствующих структурных форм реализации инновационного проектного содержания, который необходимо создать для возможного осуществления процесса развития личности учащегося в пространстве интеграции этнокультурного наследия родного района в современный социально-экономический контекст.
Слайд 4 Задачи программы
расширить образовательно-воспитательное пространства школы за счет интеграции
с учреждениями культуры и спорта, дополнительным образованием, базовым с/х предприятием, учреждениями профессионального образования;
расширить культурно-образовательное пространство сельских школьников, способствующее формированию целостной картины мира, гражданского самосознания, нравственности, толерантности, креативности;
разработать программы разноуровнего и индивидуального образования учащихся, ориентированные на активное включение детей в жизнедеятельность сельского социума;
строить образовательный процесс на основе поисковых, исследовательских, творческих методов обучения, самостоятельной работы учащихся; многообразия видов внеурочной работы, способствующих обогащению социального опыта детей, развитию их интеллектуальных, физических и творческих способностей
Слайд 5Основные направления изменений
обновление
содержания образования, направленного на позитивный эффект интеграции этнокультурного наследия,
внедрение новых форм организации образовательного процесса;
разработка, апробация и дальнейшая диссеминация моделей: психолого-дидактического сопровождения развития ученика и выпускника школы, социально-психологической службы школы, профессиональной ориентации школьников
– определяются в соответствии с направлениями инновационных преобразований сельской школы и социума, обозначенными в «Концепции системной модернизации сельской школы России»
Слайд 6Ожидаемый результат
Детальная разработка эффективной психолого-дидактической модели развития личности ученика в
«Сельской школе этнокультурного наследия».
Разработка, выпуск (печатный, мультимедийный тираж) и дальнейшая диссеминация системно-дидактического комплекса «Сельской школы этнокультурного наследия».
Формирование и учебно-исследовательская деятельность проектных групп.
Развитие и устойчивое действие семейно-педагогических инициатив в проектной форме социально-педагогической кооперации.
Осознание и развитие представлений (учащиеся) о роли этнокультурного наследия в формировании собственной идентичности.
Наличие у детей диагностируемых знаний о своей этнокультурной принадлежности.
Слайд 7тенденций развития современной сельской школы
Слайд 9Благоприятные условия для реализации программы
Слайд 10Ведущей идеей модернизации образования
. преобразование МОУ Дубравская СОШ в экспериментальный
научно-методический этнокультурный центр-лабораторию, на базе которой, силами учащихся, педагогов, заинтересованной дальнеконстантиновской общественности и приглашаемых учёных, будут проводиться этнокультурные исследования и разрабатываться проекты интеграции терюханского наследия в современный социально-экономический контекст района как пространство становления личности выпускника – активного преобразователя социальной реальности села завтрашнего дня.
Слайд 11Выбор идеи обусловлен
уникальной этнокультурной ситуацией Дальнеконстантиновского района – исконной этнической территории
терюхан
Слайд 12Актуальность выбранной темы
Дальнеконстантиновский район, подобно другим сельским территориям, нуждается в новой
позитивной социально-культурной идеологии, способной стать для жителей района фактором сплочения, социально-экономического благополучия, формирования чувства социальной идентичности и гордости за свою малую родину. Иными словами, необходимо некое социально-культурное содержание, придающее смысл, интерес, престиж для жизни, хозяйственной деятельности в родном районе. Этнокультурное наследие терюхан - один из аспектов формирования современного «собственного лица» нашего района.
Слайд 13Конкретные задачи
целевая ориентация на подготовленность сельского школьника к жизни через трудовую,
познавательную, творческую, социально-активную его деятельность.
содействовать семейному воспитанию, возрождению отечественной педагогической культуры на селе;
обеспечить комплексную профилактику асоциального поведения;
разработать условия для сохранения здоровья учащихся;
повысить уровень профессионального мастерства и социальный статус сельского учителя как источника знаний, носителя духовно-нравственных ценностей, культуры, преобразователя собственной профессиональной деятельности;
продолжить работу по дальнейшему укреплению учебно-материальной базы школы.
Слайд 15Проект «Этнокультура: детский сад – школа»
Создание благоприятной социально-культурной среды для
детей дошкольного возраста.
Оформление базы музыкальных, художественных, прикладных традиционно-культурных материалов.
Формирование дидактического комплекса игровых технологий, основанных на материале местного этнокультурного наследия, для образования и воспитания детей дошкольного возраста.
Построение психолого-педагогической модели нормального развития ребенка на этапе дошкольного детства в контексте форм и технологий этнокультурного воспитания МОУ Дубравской СОШ.
Разработка программ подпроектов дошкольного детства «Этно-след», «Театр традиций», связанных с традиционным творчеством, музыкой, живописью, словотворчеством.
Представление проекта и подпроектов общественности и создание рабочих групп из детей и взрослых для реализации проектов.
Формирование этнокультурной грамотности и осведомлённости на уровне, нормальном для ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста
Слайд 16. Проект «Культурный поиск»
Наличие у детей диагностируемых знаний о своей этнокультурной
принадлежности.
Осознание учащимися и развитие у них представлений о роли этнокультурного наследия в формировании собственной идентичности.
Создание при МОУ Дубравской СОШ экспериментального проектного этнокультурного центра-лаборатории, объединяющего проектную деятельность учащихся и взрослых.
Разработка, выпуск (печатный, мультимедийный тираж) и дальнейшая диссеминация системно-дидактического комплекса «Сельской школы этнокультурного наследия» (программы, методики, статьи, работы учащихся, архивы и т.д.).
Проведение научных исследований и учебно-исследовательских проектов, оформление и представление результатов на районных, областных и федеральных конкурсах, а также публикация в различных сборниках.
Разработка методики выявления и матрицы диагностики инновационного, социального, образовательного и др. потенциалов (эффектов) этнокультурного наследия
Слайд 17Проект «Круг семьи»
Организация поисковой деятельности семейных проектных групп, их участие
в экспедиционных проектах.
Организация и проведение традиционно-культурных – календарных и семейных – праздников, конкурсов.
Разработка мультимедийного атласа «летописи семей» (на диске и на сайте школы).
Развитие (силами семейных групп) школьного музея, его оформление в визуально-виртуальное интерактивное пространство этнокультурного родового наследия Дальнеконстантиновской земли.
Постоянно действующая выставка работ учащихся и членов их семей (в школьном музее и в виртуальном формате на сайте школы).
Слайд 18Ожидаемые результаты первого года работы
- определение процента готовности коллектива к инновационной
деятельности;
- фиксирование выявленных проблем;
- составление словаря-тезауруса инновационной модели;
- обученность участников эксперимента;
- создание благоприятной социально-культурной среды для
детей дошкольного возраста;
Слайд 19
- создание при МОУ Дубравская СОШ экспериментального
проектного этнокультурного центра-лаборатории, включающего
сетевой информационный центр, сельский библиотечно-информационный комплекс, сельский Дом культуры.
- создание методик включения в образовательный процесс результатов этнокультурного поиска, участие в научно-практических конференциях и
семинарах;
Слайд 20
- организация и проведение традиционно-культурных праздников;
- организация поисковой деятельности семейных проектных
групп;
- печатная программа «Сельская школа этнокультурного наследия»;
- составление стендового отчета.