Слайд 1Программа постинтернатной адаптации в профессиональных учебных заведениях.
Благотворительный Фонд «Надежда»
Владимир – 2006
г.
Слайд 2 Вчера
В условиях плановой экономики, квота детей сирот не превышала 2-3%.
Социальная
защищенность детей-сирот «по-советски».
Каждое учебное заведение профессионального образование имело свое общежитие.
Сегодня
Отсутствие квот.
Разделение учреждений начального профессионального образования на «плохих» и «хороших»
Нет необходимости содержать дорогостоящие общежития.
Скопление больших групп детей-сирот в неподготовленных для них образовательных учреждениях.
Слайд 3Проблемы выпускников
интернатных учреждений
Современные (постсоветские)
Отсутствие единого государственного механизма.
Межведомственная разобщенность.
Экономические трудности.
Отсутствие
специального профессионального образования в подготовки кадров.
Психологические и социальные изменения контингента воспитанников детских домов.
Слайд 4Статистика
(Радио Свобода, 2005)
10% - самоубийства
40% - попадают в тюрьму
40% -
становятся алкоголиками и наркоманами
10% - относительно успешные
Слайд 5Цель программы
Профилактика социального сиротства путем осуществления перелома в негативной тенденции роста
преступности, безработицы и бродяжничества среди выпускников детских домов и школ интернатов.
Слайд 6Программа адаптирована
для двух целевых групп:
для учащихся ПУ, где учитываются
дополнительные потребности выпускников вспомогательных школ-интернатов и
для учащихся колледжей, которым необходимо развить свой творческий потенциал и навыки академического труда.
Слайд 7Участниками программы являются:
Выпускники детских интернатных учреждений (в возрасте 14 – 23
лет) и дети из социально неблагополучных семей, дети-сироты, находящиеся под опекой.
Сотрудники фонда «Надежда»
Педагогический коллектив учебного заведения
Слайд 8Формы работы
индивидуальные беседы
групповые занятия (беседы, лекции, ролевые, деловые игры)
тестирование
экскурсионные поездки, походы
и посещение государственных предприятий и учреждений
проведение дневных лагерей волонтерами – американцами на базе общежития
кружки по рукоделию
выездные компьютерные занятия
кулинарные кружки
«приглашение к чаю»
приглашение в ПУ специалистов различных государственных организаций
спортивные мероприятия
Слайд 9Результаты работы
по программе
формирование у выпускников навыков самостоятельной жизни
умение найти
и удержать рабочее место в течение длительного времени, летнее трудоустройство
адресная помощь детям совместными усилиями наших сотрудников, администрации ПУ его сотрудников
стремление создать и сохранить семью,
формирование коммуникативных навыков и адекватных позитивных отношений на межличностном уровне,
снятие стрессовых ситуаций, возникающих у детей при переходе в самостоятельную жизнь, снижение уровня тревожности
Слайд 10Программа
«Независимое проживание»
Программа «Независимое проживание» проводится в рамках программы постинтернатной
адаптации детей-сирот.
Это форма частичного патроната.
Слайд 11Сопровождение
Регулярное посещение мест проживания участников программы, интерактивная связь с педагогическим составом
учебных заведений, оказание всесторонней поддержки.
семейная пара патронатных родителей
психолог фонда «Надежда»
Слайд 12
Выпускники проживают в съемных квартирах по 3-4 человека.
Семейная пара и психолог
закреплены за каждыми 3 квартирами.
Программа
«Независимое проживание»
Слайд 13Участники программы
учащиеся ПУ, колледжей и университетов – выпускники интернатных учреждений
патронатные
родители-воспитатели,
независимый психолог фонда «Надежда»,
менеджер региональных программ фонда «Надежда»,
администрация и педагогический состав учебных заведений, где учатся участники программы.
Слайд 14Этапы программы
Отбор участников программы
Отбор патронатных родителей
Заключение договоров с участниками
программы.
Слайд 15Работа ведется
по шести основным блокам:
Образовательный – для улучшения академических и
учебных знаний и навыков у учащихся работники программы уделяют внимание обязательному посещению учебных занятий и выполнению домашних заданий.
Социальный –работа над личностным ростом: система ценностей, отношения, общение, этикет, выбор решения, конфликтология, самооценка и др.
Духовный аспект.
Бытовые и жизненные навыки – для приобретения практических навыков.
Работа – подготовка к полноценной работе на благо общества, осознание своих творческих возможностей и перспектив рабочего роста.
Здоровье – привитие навыков здорового образа жизни, базовые знания об оказании первой медицинской помощи, умение пользоваться услугами здравоохранения.
Слайд 16Трудности
Принятие учащимися правил и обязанностей, предусмотренных договором проживания в программе (ограничение
свободы, наложение нежелательных обязательств, наличие контроля, непонимание воспитанниками положительных моментов данных ограничений).
Воспитанники проходят этап притирки друг к другу и другим участникам. Здесь необходим в первую очередь усиленный контроль, анализ ситуаций, определенная индивидуальная помощь и система наказаний.
Определенную трудность составляет учеба воспитанников, планирование и расходование денежных средств.
Слайд 17Результаты
работы программы за 2 года
Хорошие бытовые условия проживания, спокойная психологическая
атмосфера, чувство защищенности, ощущение поддержки и помощи со стороны взрослых способствуют
Снижению уровня тревожности воспитанников – участников программы (особенно на это влияет наличие защищенного пространства, помощь взрослых).
Появляется желание у воспитанников получения дополнительных профессиональных навыков и продолжения своего образования на более высшем уровне.
Все участники дорожат пребыванием в программе. Угроза исключения способствует положительным изменениям в поведении и отношении к своим проблемам.