Слайд 1ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ»
Слайд 2МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:
«Следует помнить, что ребёнок недисциплинирован и зол потому,
что страдает. Мирное благополучие снисходительно, а раздражительная усталость агрессивна и мелочна».
Я.Корчак .
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, уважения к окружающим, признания права каждого на собственное мнение, ориентации в нравственном содержани и смысле как собственных поступков так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности, а именно:
формирование самоуважения, положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию;
формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности
Слайд 4СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Цель:
Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую
ключевую компетенцию, как умение учиться.
Ориентированы на развитие универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей образования, которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач в самых различных областях человеческой деятельности.
Слайд 5ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Непрерывность образования
Учет возрастных возможностей ребенка
Учет его индивидуальных возможностей
Здоровьесбережение
Взаимосвязь
с окружающим миром
Развитие личности как субъекта творческой деятельности
Признание ребенка как активного субъекта познания
Доступность и достаточность
Духовно-нравственное воспитание
Психологическая адаптация
Взаимодействие семьи и педагога
Слайд 6Ребёнок, школьник – это прежде всего человек, личность, т.е. «член общества
имеющий права и обязанности перед собой и другими»;
Все люди взаимосвязаны, несут определённую ответственность друг за друга;
Наиболее продуктивные и достойные способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, договор;
Курс построен с опорой на всё лучшее, что есть в ребёнке, учителе и родителях, на «разумное, доброе, вечное»
ИДЕИ КУРСА:
Слайд 7ЦЕЛИ КУРСА:
развитие эмоционального интеллекта детей;
развитие умения управлять своими эмоциями и
чувствами;
помочь детям понять самих себя, задуматься о своём характере;
учить детей договариваться в сложных ситуациях;
научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
передать ценности уважительного и серьёзного отношения к своим и чужим чувствам.
Слайд 8ПРОГРАММА КУРСА:
Знакомство с новым предметом.
Человек родился… Кто он?
Кто я? Как я
выгляжу? Расскажи о себе.
Что такое чувства?
Ценность и неповторимость себя самого. Я такой разный. Я – особенный.
Ценности. Чем я богат.
Моё настроение. Мои чувства. Нравится – не нравится. Учимся управлять чувствами.
Другой человек. Ты – это я. Я и другой непохожий на меня.
Настроение другого человека. Другой не значит плохой.
Слайд 9
О дружбе и о друзьях. Такие разные друзья. Мы похожи. Мы
миротворцы.
Что мешает дружбе. Просим прощения. Помогаем сами и принимаем помощь.
Я член команды. Наш класс. Мы договариваемся.
Моя семья.
Ответственность. Могу и делаю. Зачем нужна ответственность. Ответственность в школе.
Гнев – одно из наших чувств. Мой гнев.
Когда дразнят. Чтобы не обидеться. Мы – укротители гнева.
Путешествие в страшную сказку. Будем бояться вместе.
Для чего нужен страх. Школьные страхи.
Готовимся к настоящему испытанию.
Слайд 10СТРУКТУРА УРОКА:
разминка, цель которой – создать доброжелательную атмосферу, раскрепостить детей;
нет повторения,
объяснения нового материала, проверки домашнего задания в классическом виде;
беседа, дискуссия, выполнение заданий аналитического характера (понаблюдай, подумай, вспомни ) и творческого (нарисуй, сочини, расскажи) характера;
оценка ответов – словесное, интонационное, мимическое выражение своего заинтересованного уважительного отношения;
домашнее задание (не обязательно) не традиционное (приклей, нарисуй, обсуди с родными).
Слайд 13ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА:
Монологи детей;
Диалоги: учитель-ученик, ученик-ученик(и), группа детей - учитель, одна
группа с другой, дети-родители, родители-учитель;
Групповая дискуссия, во время которой учителю важно научить детей слышать друг друга, общаться друг с другом, приходить к общему мнению, учитывать его в своём поведении;
Учителю нельзя быть категоричным, нельзя раздавать оценки, надо уважать мнение каждого, поддерживать атмосферу свободы и равенства каждого;
Учителю важно показать, что он – человек, который, как все люди и как дети, сомневается, размышляет, бывает не уверен в чём-то.
Слайд 14ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ:
Интегрированный урок изобразительного искусства / технологии и
психологического тренинга по программе «Жизненные навыки».
«Нравится – не нравится каждый день. Кукла для секретов».
Интегрированный урок окружающего мира и духовно – нравственного воспитания.«Человек родился…Кто он?»
Интегрированный урок и зо / технологии и духовно – нравственного воспитания. «Мы – укротители гнева».
Занятие по теме «О дружбе и друзьях» можно провести вместе с уроком обобщения по прочитанным по сказкам.
Можно проводить интегрированные занятия с уроками чтения по произведениям Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», сказкам А.Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Эмиль из Ленненберге», М.Пляцковского «Непонятливый львёнок», «Эй, ты!», Г-Х.Андерсена, Д.Биссета, Цыферова, Козлова, рассказам В.Осеевой, В.Берестова, В.Драгунского, К.Ушинского.
Слайд 15ВИДЫ РАЗМИНОК:
«Воображаемый друг»
«Взаимодействие»
«Искорка»
«Комплименты»
«Мой хороший попугай»
«Маленькое приведение»
«Нравится – не нравится»
«Прикоснись к чему-нибудь»
«Паутина»
«КА-ра-бас»
«Передать
ритм по кругу» и т. д.
Слайд 17 «Я ТАКОЙ РАЗНЫЙ. Я - ОСОБЕННЫЙ».
Слайд 18
Занятие №2 «Кто я? Как я выгляжу?»
Цель: подтолкнуть процесс осознания
ребёнком своих социальных ролей, осознание своей индивидуальности, своей внешней непохожести на других людей, заложить понимание толерантности (терпимости), а также значение этого качества для межличностных отношений.
Ход работы:
1.Обсуждение дом. Задания. Как отнеслись дома к рассказам детей?
2. Разминка. а) Искорка дружбы.
б )Повторение правил работы в группе. Повторение того, что говорили дети на прошлом занятии.
в )Взять каждому листочек бумаги, оторвать кусочек, сложите его пополам и снова оторвите кусочек, снова сложите, и опять оторвите. Разверните. Получились ли у вас одинаковые листочки? Почему?
В жизни, в природе очень редко встречаются два абсолютно одинаковых предмета, цветка, даже дома. Вот и вы все разные, хоть и называетесь одним словом – школьники, первоклассники и т. д. Как вы думаете чем мы отличаемся друг от друга?
Слайд 193. Работа с тетрадью.
Рисуем букву «Я» на всю страницу. Разрисуйте её
маленькими буквами я. Все ли буквы получились одинаковыми? Конечно, нет. Может потому, что в каждом из нас много разных Я?
Но это не только буква, это ещё и слово. Каждый может сказать про себя «Я». Что оно обозначает?
4. Работа над словарём.
Так что же такое Я? Я – название буквы;
-обозначение самого себя;
-местоимение.
Я, например, учительница, дочь, женщина, мать, бабушка, племянница, тётя, сестра, подруга, соседка, покупатель и т.д.
У этого слова несколько значений:
Брат, внук, внучка, гражданин, девочка, дочь, друг, мальчик, музыкант, новичок, первоклассник, первоклассница, подруга, покупатель, ребёнок, россиянин, сестра, спортсмен, спортсменка, сын, ученик, ученица, человек, личность, племянница, тётя, дядя, сосед, соседка.
Выберите слова, подходящие вам и запишите в тетрадь. Добавьте свои слова, если такие есть.
Какие слова для вас самые непонятные?
Личность – любой человек. Однокоренные слова – лицо, отличный.
5. Дом. задание
Заполните дома страницу словами, определяющими ваше Я.
На следующий урок принесите зеркальце.
Слайд 22ЛИТЕРАТУРА:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/ под ред. А.Г.Асмолова.
– М., «Просвещение»., 2008
Жизненные навыки / под ред. С.В.Кривцовой. – М., «Генезис».,2002
Максаков В., Полякова С. Учимся договариваться (я-ты-мы).- М., 1998
Безруких М.М. Все цвета кроме чёрного. – М.,2002
Джеми Валкер. Тренинг разрешения конфликтов./для начальной школы. – СПб., 2001
Слайд 23
«Выйди за дверь – и озари мир улыбкой:
Этой улыбке предстоит много
потрудиться.
Улыбку – всем одиноким лицам.
Улыбку – всем робким лицам.
Улыбку - всем скорбным лицам.
Улыбку – всем болезненным лицам.
Улыбку – всем юным, свежим лицам.
Улыбку – всем старым, морщинистым лицам».
Р. Киплинг