самостоятельной жизни, связанной с их созидательной и преобразующей трудовой деятельностью, профессиональным самоопределением.
Актуальность этой проблемы отражена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требования, которые предъявляют профессии к личности кандидата.
Диагностика профессиональных ориентаций школьника выявила у учащихся:
Неумение самостоятельно решить чего они хотят от жизни.
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, которые являются существенными при выборе профессии.
Неумение разобраться или отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (способностях, склонностях и т. д.).
Незнание психологических особенностей своего характера
Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей.
Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Это и определило необходимость разработки и апробации профориентационной программы для учащихся 9А класса «Я и моя профессия».
Пояснительная записка