Слайд 1Профилактика суицидного поведения обучающихся
Слайд 2Самоубийство – это реакция человека на проблему,
которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида
в России – один из самых высоких в мире. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидных мыслей у ребенка?
В.В. Паскал
педагог-психолог
Слайд 3Суицид
это следствие социально-психологической дезадаптации личности в
условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта
Слайд 4Психологические особенности:
эмоционально чувствительные, ранимые;
настойчивые в трудных ситуациях
и одновременно неспособные к компромиссам;
негибкие в общении;
склонные
к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;
пессимистичные;
замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.
Слайд 5Степени суицидного поведения:
Первая степень – пассивные суицидные
мысли («Хорошо бы умереть», «Заснуть и не
проснуться», «Если бы со мной это произошло, я бы умер» и т.д.);
Вторая степень – суицидальные замыслы;
Третья степень – суицидальные намерения.
Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).
Слайд 6Суицидальные попытки:
истинные;
демонстративные;
шантажные.
Любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны!
Слайд 7Основные мотивы и поводы:
Личностно-семейные конфликты:
несправедливое отношение
(оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и
окружающих;
Потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;
Препятствие к удовлетворению актуальной проблемы;
Несчастная любовь ;
Недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.
Слайд 8Психологическое состояние.
Две третьи суицидов совершаются в непсихологических
состояниях по вполне реальным мотивам и поводам,
и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.
Физическое состояние.
Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туперкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этом этапе неуточненного диагноза.
Слайд 94. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:
боязнь
наказания или позора;
самоосуждение за неблаговидный поступок.
5. Конфликты
в профессиональной или учебной сфере:
несостоятельность, неудачи в учебе или работе;
несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.
6. Материально-бытовые трудности.
Эти мотивы редко служат причиной суицида!
Слайд 10Цели суицида:
Протест, месть;
Призыв;
Избегание;
Самонаказание;
Отказ.
Слайд 11Постсуицидный период начинается вслед за попыткой самоубийства.
Слайд 12Типы постсуицидального состояния:
Критический тип;
Манипулятивный тип;
Аналитический тип;
Суицидально-фиксированный тип.
Максимальный
риск повторного суицида – во временной промежуток
от 1 месяца до 3 лет.
Слайд 13Подростки чаще всего прибегают к демонстрации суициду,
рассчитывая, что их вовремя спасут.
Слайд 14Суицид может быть результатом душевной болезни
Слайд 15Депрессивные расстройства:
Детский вариант (6-12 лет);
Девиантный вариант (10-14
лет);
Ипохондрический вариант (12-16 лет);
Астенический вариант (12-16 лет);
Депрессивный
синдром с преобладанием типично-подростковых симптомов (16-18лет);
Депрессивное состояние с типичной симптоматикой (16-18 лет).
Слайд 16Меры профилактики суицидов:
Граница между истинными и демонстративно-шантажным
суицидным поведением в детском и подростковом возрасте
условна. Целесообразно все суицидные мысли, тенденции, попытки ребенка рассматривать как реальную угрозу его жизни и здоровья;
Чем меньше возраст больного, тем острее протекают депрессивные состояния с высокой суицидной опасностью;
Депрессия сама по себе не содержит суицидных тенденций. Они появляются под действием конфликтных ситуаций, если не приняты адекватные меры профилактики, диагностики и лечения;
Слайд 174. Психологические переживания часто
переоценивается подростками и недооценивается взрослыми;
При депрессивных
состояниях у детей и подростков всегда есть риск повторений, что требует индивидуальной профилактической работы;
Слайд 18Рекомендации педагогам:
Внимательно слушать собеседника;
Правильно формулировать вопросы, спокойно
и доходчиво расспрашивать о сути тревожащей ситуации
и о том , какая помощь необходима;
Не выражать удивление услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
Не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других;
Постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
Слайд 19Не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный
характер проблемы;
Стремиться вселить в подростка надежду.
Высказывание
«у
всех есть такие же проблемы»
заставляют ребенка ощутить себя еще более ненужным и бесполезным!
Слайд 20Признаки:
Словесные признаки:
Прямо и явно говорит о смерти;
Косвенно
намекает о своем намерении;
Много шутит на тему
самоубийства;
Проявляет незаурядную заинтересованность вопросами смерти.
2. Поведенческий признаки:
Раздает вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; мирится с давними врагами;
Демонстрирует радикальные перемены в поведении;
Проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.
Слайд 213. Ситуационные признаки:
Социально изолирован;
Живет в нестабильном окружении;
Ощущает
себя жертвой насилия;
Предпринимал ранее попытки суицида;
Имеет склонность
к самоубийству;
Перенес тяжкую потерю;
Слишком критически настроен по отношению к себе.
Слайд 22Советы:
Внимательно выслушайте подростка;
Оценить серьезность намерений и чувств
ребенка;
Оцените глубину эмоционального кризиса;
Внимательно отнеситесь ко всем,
даже самым незначительным обидам и жалобам;
Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает он (или она) о самоубийстве.
Слайд 23Рекомендации родителям:
Ни в коем случае не оставлять
нерешёнными проблемы, касающихся сохранения физического и психологического
здоровья ребенка;
Анализировать с ребенком каждую трудную ситуацию;
Учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения «Что будет, если…?»;
Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях но и о тревогах, сомнениях, страхах;
Не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
Не иронизировать над ребенком;
Обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни;