Слайд 1
Профессия журналист: этические нормы и технологические стандарты
Евгения Письменная, Bloomberg, 9.12.2017
Слайд 2Почему важна профессиональная этика
В информационную эпоху журналистика стала социальным институтом, который
обеспечивает связность и целостность общественной жизни
Журналистика противостоит атомизации общества
Блоги и социальные сети никогда не заменят настоящую журналистику, так как не дают аудитории объективного целостного взгляда на события
Чтобы аудитория верила в объективность журналиста, он обязан соблюдать профессиональную этику
Именно поэтому журналистика начинается с профессиональной этики
Вранье для миллионов – не просто вранье, а общественная проблема
Слайд 3Законодательное
регулирование
Журналистика – профессия, результаты дейтельности которой гарантируются Конститутцией России. Ст.29.п.5
гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру
Закон о СМИ, принятый в 1991 г., один из первых федеральных законов России. Закон прописывает права и обязанности журналиста, особенности создания СМИ
Сейчас постоянно появляются ограничения для СМИ, предпринимаются попытки зарегулировать деятельность СМИ (попправки в закон о СМИ (например, поправки в закон о СМИ, закон о ЦБ, об инсайдерской информации, о противодействии экстремистской деятельности)
Слайд 4Исследование «Медиастандарта», 2016
Можно ли назвать профессиональным журналистом человека, который ...
Слайд 5Исследование Медиастандарта», 2016
Какими из указанных характеристик обязательно должен обладать профессиональный журналист,
а какими – не обязательно?
Слайд 6 Профессиональный долг
Профессиональный долг – это морально-этические обязанности журналистской
корпорации перед обществом
Объективная сторона дела: долг ответить на общественные потребности
Субъективная сторона дела: исполнение морально-этических обязанностей профессиональное сообщество берет на себя добровольно
Не только законодательная, но и профессиональная саморегуляция – основа нашей профессии
Слайд 7Этические кодексы: общие черты
Этический кодекс - свод нравственных норм, которые обязательны
для исполнения
Высшая ценность каждого кодекса – следование истине: журналист не лжет, сообщает достоверную информацию и отвечает за нее своим именем
Слайд 8Журналист:
Соблюдает законы
Исправляет ошибки
Уважает честь и достоинство людей, о которых пишет
Сохраняет профессиональную
тайну
Уважает тайну частной жизни
Журналистика несовместима с:
Оружие
Реклама
Плагиат
Слайд 9История
1840 год: редактор New York Tribune создал правила работы с письмами
читателей
1864 год: The Public Ledger в Филадельфии составил 24 правила поведения журналистов
1918 год: Национальный синдикат журналистов Франции провозгласил Хартию журналистского дома - первые официальные кодифицированные этические правила
1923 год: Общество газетных редакторов в США создало первый американский кодекс «Каноны журналистики»
Слайд 10
История профессии
1755 год: Михаил Ломоносов опубликовал «Рассуждение об обязанностях журналистов при
изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» (это лишь прототип этического кодекса, кодекс должен быть сформулирован внутри профессионального сообщества).
1918–1991 гг: в СССР пресса зависела от воли партийных и государственных властей, ориентировалась на их цели и задачи, что формировало отношение к читателю как к объекту управления
1994 год: на Конгрессе журналистов РФ принят «Кодекс профессиональной этики российского журналиста»
Слайд 11Качественная журналистика
Качественная журналистика – надежность фактов и мнений, достоверность
Система качественной печати
начала складываться в Великобритании в конце XVIII-ХIХ веке (The Times (1785), The Guardian (1821), The Daily Telegraph (1885), Financial Times (1886)
В США качественная журналистика связана с именем Адольфа Окса, который в 1896 г. приобрел The New York Times. Эта газета стала противостоять желтым изданиям, опубликовав ряд программных статей по этому поводу
Борьба за качественную журналистику в США завершилась тем, что в 1923 г. Было образовано Американское общество редакторов газет и вскоре был разработан кодекс журналистской этики, определявший нормы поведения журналистов. Этот кодекс был принят белее чем 100 американскими газетами
Слайд 12Качественная журналистика в России
В России атрибуты качественной журналистики начали формироваться в
деловой журналистике
Появление первых деловых изданий: «Коммерсантъ», «Финансовые известия», «Эксперт», «Профиль», ориентированных на предпринимателей
Битва за «Связьинвест», начало инвестиций крупного бизнеса в деловые СМИ. «Онэксим» покупает «Известия», создает «Русский телеграф», «Менатеп» – газету «Дело», «Империал» – »Курьер» (последние две так и не вышли в свет). Появляется «Время МН» (ВТБ, Сбербанк, ММВБ, «Еврофинанс»)
Кризис 1998 г. остужает эти инвестиции
Появление «Ведомостей» – деловой газеты как бизнес-проекта
Выхд иностранных акционеров из медийного бизнеса с 1 января 2016 г.
Слайд 13Этика и технологические стандарты
Технология вытекает из кодефицированных принципов (пример: Bloomberg Way,
догма «Ведомостей»)
Пример: если кодекс требует передавать точную, объективную информацию, то по технологическим стандартам текст не может быть признан объективным, если:
- в материале присутствует смысловое и эмоциональное подчеркивание второстепенных деталей
- налицо несоответсике места материала на полосе и степени его эмоционального накала информационному поводу
- заголовок материала несет информацию, которая компрометирует героя или источники, но не подтверждена текстом
Слайд 14Стремление к объективности
Журналист обязан сделать все возможное, чтобы получить комментарии у
всех участников события/сторон конфликта
Журналист обязан дать возможность высказаться ньюсмейкеру и только в случае отказа ставить «отказался от комментариев»
Вывод должен быть подтвержден фактом, цифрой, мнением конкретного эксперта. Cсылаться на неизвестных аналитиков или экспертов – дурной тон (делать в исключительных случаях, объясняя почему важно мнение засекреченного эксперта)
Следует избегать безапелляционных слов: «несомненно», «очевидно».
Никакого тумана и дешевых «понтов»: «как стало известно ХХХ» или «по информации ХХХ». Нужно указывать откуда именно это стало известно
Долой оценочные высказывания вроде «лидирующий», «лучший». Если кто-то лучший или худший, то из текста должно быть ясно по каким параметрам или по чьей оценке
Скептически относиться к заявлениям о намерениях (стать лидером, инвестировать средства и пр.). Tакие заявления могут быть PR, но могут быть и инфоповодом, Например, заявление о намерении баллотироваться в президенты
Неназванный источник не может осуществить «наезд»
Слайд 15Ошибки
Надо делать все, чтобы не делать ошибок
Но если сделал ошибку, ее
надо ИСПРАВЛЯТЬ. Даже если не хочется или стыдно
Неисправленные ошибки увеличивают недоверие и вредят репутации
Слайд 16Взятка
Взятка убивает репутацию и делает это очень быстро. Какая бы не
была взятка, она не может стоить всей вашей профессиональной репутации
Взятка – это не только деньги, подарки, оплата по счету в ресторане или билеты на мероприятия. Взятка может быть информационной. Это когда ньюсмейкер или его пресс-служба вынуждают идти на какие-то компромиссы ради эксклюзивных новостей или интервью
Такие сделки запрещены
Все, что вы можете гарантировать ньюсмейкеру – дать интересный и объективный материал. Это и есть ваше конкурентное преимущество
Тот, кто работает по желанию и требованию нъюсмейкера – не журналист, а «диктофон на ножках»
Слайд 17Политика
Когда вы голосуете, это ваше личное дело. Вы – гражданин страны
Но
когда вы пишите – вы журналист. А журналист – существо аполитичное. Журналист не должен поддерживать какие-либо партии или группы, занятые сбором средств в поддержку политических партий
На митинге вы пишите о митинге. Не митингуете. Если митингуете, то не пишите о митинге
Слайд 18Ньюсмейкер
Ньюсмейкера нужно уважать, но не надо давать ему руководить вашими действиями
Ньюсмейкера
надо уважать, но не лебезить перед ним. Уважать, но не качать права. Надо искать баланс в коммуникации
В процессе работы возможно сближение интересов и человеческая симпатия. Но всегда нужно сохранять дистанцию «журналист-ньюсмейкер»
Вы решаете, что писать, а не он
Ваш профессионализм и только профессионализм может быть поводом для контактов, интервью
Ваши хорошие материалы, их высокое качество и есть ваша привилегия на эксклюзив
Вы не можете давать обещаний ньюсмейкеру как именно и когда будет опубликована информация
По российским законам текст интервью должен быть согласован. Но только вопрос-ответ. Ньюсмейкер не имеет права снимать вопросы журналиста править стиль интервью
У вас есть право задавать неудобные вопросы
Слайд 19Сэр, Вас ожидают несколько журналистов и один джентельмен из «Таймс»