Слайд 1Профессиональное самоопределение подростков через моделирование жизненных планов
Программа элективного курса
Скоробогатова Н.В., педагог-психолог
МОУ СОШ №2 с. Верхнепашино
Слайд 2Цель курса:
Психолого-педагогическая помощь подросткам в определении жизненных планов, прояснении временной перспективы
Слайд 3Идея курса:
Движение подростков от осознания личностных качеств к моделированию индивидуального маршрута
Слайд 4Курс призван решить следующие задачи: помочь овладеть способами самопознания и саморазвития;
помочь развить умение ставить реалистичные цели своей будущей жизни на основе знаний о себе; оказать поддержку в создании модели ближайшего будущего
Слайд 5Программа является самостоятельным курсом, построена в гуманистической парадигме. Профессиональное самоопределение понимается
как самостоятельный выбор профессии, осуществлённый на основе соотнесения своих возможностей, способностей с требованиями профессии
Слайд 6Механизмом формирования профессионального самоопределения является предъявление подросткам определённой последовательности действий (занятий
данного курса), в результате которых формируется готовность к профессиональному самоопределению
Слайд 7Программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.
Слайд 8Курс рассчитан на 17 часов
Занятия проходят в виде уроков, на которых
учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам профессиоведения, практическими навыками принятия решения, самопрезентации
Слайд 9Учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
изучать собственные особенности и возможности, выполнять количественную
обработку результатов тестирования, делать выводы, обсуждать результаты исследования, участвовать в дискуссии, строить профессиональные планы на основе знаний о себе
Слайд 10Эффективность усвоения курса оценивается на основе следующих критериев успешности:
выполнения обязательной итоговой
работы, представленной в установленный срок, в предложенной руководителем форме с соблюдением стандартных требований к её оформлению. Дополнительные баллы могут выставляться за любое из названных дополнительных условий: инициативно, качественно выполненное задание помимо обязательных; использование информационных технологий; инициативную публичную презентацию своей работы в школе (конкурс, смотр)
Слайд 11В процессе проведения курса дополнительно может фиксироваться динамика интереса учащихся через
анкетирование на первом и последнем занятии, собеседовании в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т.е. не менее двух раз за цикл обучения). Форма итоговой отчётности заключается в проведении итоговой мини-конференции с презентацией работ учащихся
Слайд 12Продуктом реализации данного курса является модель временной перспективы, включающая в себя
образовательные маршруты, которые предлагает образовательное учреждение
Слайд 13В результате занятий у учащихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения,
повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации
Слайд 14
© Скоробогатова Н.В., педагог-психолог
МОУ СОШ №2 с. Верхнепашино
Литература:
Анисимова Н.П., Кузнецова
И.В. профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодёжи. Ярославль, 2000.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д, 1996.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990.
Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Воронеж, 1996.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2005.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000.
Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004.
Руткевич М.Н., Потапов В.П. После школы. М.,1995.
Чернявская А.П. психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.