Слайд 1Проективные методики диагностики личности.
Выполнила: студентка 4 курса Юсупова М.М.
Слайд 2ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ (лат. projectio — выбрасывание вперед) — совокупность методик, направленных на исследование
личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода
Слайд 3Основные теоретическая база:
психоанализ (считает проекцию одним из защитных механизмов, посредством которого
внутренние импульсы и чувства, неприемлемые для «Я», приписываются внешнему объекту и тогда проникают в сознание как измененное восприятие окружающего мира).
перцептивные теории личности (каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности).
Слайд 4Франкл выделил ряд общих признаков проективных методик:
относительно неструктурированная задача, допускающая неограниченное разнообразие
возможных ответов;
неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, выполняющие роль своеобразного «экрана», на который испытуемый может проецировать характерные для него личностные черты, проблемы, состояния.
глобальность подхода к оценке личности, и прежде всего к выявлению ее скрытых, неосознаваемых,завуалированных сторон.
мы можем добавить еще одно свойство – отсутствие «правильных/неправильных ответов», а также ограничений в выборе стимула.
Слайд 5Различают следующие группы ПМ.:
1) конститутивные — структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест
Роршаха);
2) конструктивные — создание из оформленных деталей осмысленного целого («Тест Мира», тест «Деревня»);
3) интерпретативные — истолкование какого-либо события, ситуации (Тематической апперцепции тест, Тест детской апперцепции, тест Хекхаузена, Тест руки);
4) катартические — осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (Психодрама);
5) экспрессивные — рисование на свободную или заданную тему («Дом—дерево—человек», Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур, «Свободный рисунок», «Картина мира», «Автопортрет», «Несуществующее животное», «Кинестетический рисунок семьи», «Рисунок человека», «Дерево»);
6) импрессивные — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (Тест Люшера, тест цветных пирамид);
7) аддитивные — завершение предложения, рассказа, истории (Методика «Завершение предложений», «Завершение истории» и т.п.).
Слайд 6История развития проективных методик:
первое описание принадлежит Г. Мюррею (рассматривал проекцию как
естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации. Защитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и не проявляться).
Начало 40-х гг. «проективное движение» в западной психологии набирает силу (проективный метод становится едва ли не самым популярным в психодиагностике (оттеснив на второй план традиционные психометрические тесты.)
Основной принцип объяснения и анализа феномена проекции в отечественной психологии разработан С.Л. Рубинштейном.(процесс восприятия рассматривается как активный, носящий личностный характер. В ситуации проективного обследования как личностный смысл, так и отношения, установки обнаруживаются в особенностях перцептивной (перцептивно-моторной) деятельности, которая и должна стать предметом дальнейшего изучения).
80-е годы в русской психологии начинаются исследования проблемы бессознательного психического (Л.Ф. Бурлачук (1979); Ю.С. Савенко (1979), Е.Т. Соколова (1979).
Слайд 7
На сегодняшний день доминирующая область примененияпроективных методик – клиническая психология. Психодиагностическая ценность
напрямую зависит от умений клинициста, а психометрические характеристики оказываются ненужными.