Слайд 1ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА
Петровская Т.С., зам. проректора по ОМД ТПУ
Чернова
О.С., зав. кафедрой ГРНМ ИПР ТПУ
Томск - 2013
Слайд 2Содержание
1. Предпосылки проекта
2. Цели проекта
3. Анализ программ СПО и ВПО
4.
Структура программы ПБ (модули)
5. Модель непрерывного образования
6. Направление Нефтегазовое дело
характеристика ООП ПБ
характеристика ВД выпускников
линейный график учебного процесса
Слайд 3Предпосылки
Изменения в экономике,
современные тенденции технологического развития производства,
новая структура
рабочих мест на рынке труда,
повышение профессиональной мобильности
обусловили потребность в подготовке специалистов, оптимально сочетающих базовые знания и практико- ориентированные компетенции.
Предлагаемые вузами образовательные программы ВПО и колледжами, техникумами программы СПО не позволяют готовить таких специалистов. Программы подготовки техников являются слишком узкими и «практичными», а программы подготовки бакалавров излишне «теоретизированы» и слабо ориентированы на практику.
Слайд 4Востребованность программ ПБ. Прогноз.
к 2015 г. - до 20% объема подготовки
специалистов для рынка труда: 8 млн. работников («Стратегия 2020» ),
к 2020 г. - до 30% объема подготовки специалистов для рынка труда: до 20 млн. человек, что составит 1/3 рынка труда (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 г. № 2620-р – План меропритяий).
Приказом Минобразования и науки № 423 от 16.10.2009 г. утвержден перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, в т. ч. в области техники и технологий, в рамках которых разрабатываются и реализуются экспериментальные программы ПБ, а также требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения.
Слайд 5Предпосылки
Постановление Правительства РФ № 667 от 18.08.2009 г. «О проведении
эксперимента по созданию прикладного бакалавриата (ПБ) в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования»
определило начало работ в ряде вузов, колледжей и техникумов страны по проектированию новых практико- ориентированных образовательных программ.
Цель эксперимента - формирование и внедрение новых видов профессиональных образовательных программ, ориентированных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики.
Слайд 6Постановление Правительства РФ № 667, 18.08.2009 г.:
-Программы ПБ должны обеспечивать практико-ориентированную
подготовку, характерную для программ среднего профессионального образования, и теоретическую подготовку, соответствующую программам высшего профессионального образования на уровне бакалавриата.
-Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы ПБ составляет 4 года.
- Программы ПБ разрабатываются совместно с работодателями по направлениям подготовки ВПО
Задачи эксперимента:
-разработка и апробация программ ПБ;
-отработка технологии организации образовательного процесса;
-апробация форм и условий взаимодействия образовательных учреждений и работодателей при реализации программ ПБ.
Слайд 7Результаты эксперимента?
Программы ПБ
-целесообразно реализовать в вузах.
Ресурсы колледжей и техникумов
можно использовать в рамках сетевого взаимодействия с вузами (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
-формируются на основе ФГОС по направлениям подготовки ВПО. Практико-ориентированная подготовка обеспечивается за счет вариативной части программы (профиль),
-объем практической подготовки выпускников должен составлять не менее 50% от общего ресурса ООП,
-в области техники и технологий должны быть профилированы на определенные виды прикладной инженерной деятельности:
производственно - технологическая,
монтажно - наладочная,
сервисно - эксплуатационная и др.
Определение основных видов профессиональной деятельности, к которым готовятся «прикладные» бакалавры, должно осуществляться вузами совместно с работодателями.
Слайд 8Проект ТПУ – ОАО «Газпром»
Разработка модели непрерывного технического образования на базе
консорциума «Корпоративный учебный центр прикладных квалификаций - Техникум - ВУЗ»
Цель:
удовлетворение потребности дочерних предприятий ОАО «Газпром» и других заинтересованных предприятий ТЭК в высококвалифицированных рабочих, техниках и инженерах, высокое качество подготовки которых достигается возможностью ускоренного перехода лучших на следующую образовательную ступень
Приоритетная область подготовки:
Нефтегазовое дело. Разработка нефтяных и газовых месторождений
Слайд 9Направление Нефтегазовое дело
Структура ООП ВПО (Б) и СПО (ФГОС) по
Слайд 10Направление Нефтегазовое дело
Структура ООП ВПО (Б, ПБ) и СПО (ФГОС)
Слайд 11Направление Нефтегазовое дело
Модуль Учебные и производственные практики
Рабочие специальности
Оператор по добыче
нефти и газа
Оператор по исследованию скважин
Оператор по опробованию (испытанию) скважин
Оператор по ППД
Оператор по подземному ремонту скважин
Оператор по подготовке к подземному ремонту скважин
Слайд 12Направление Нефтегазовое дело
Модули теоретического обучения ООП Б и ПБ
Соотношение объема дисциплин
профессионального цикла
Соотношение объема дисциплин естественнонаучного и математического цикла
Слайд 13ТРАЕКТОРИИ
СПО и ВПО
Модель непрерывного образования
Слайд 14Направление «Нефтегазовое дело»
Профиль «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»
Слайд 15Задачи
Разработка и апробация на базе ФГОУ НИ ТПУ структуры и содержания
ОПОП ВПО ПБ по профилю «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» направления 131000 «НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО»
Формирование перечня требований к результатам освоения программы ПБ
Формирование линейного графика учебного процесса ПБ
Слайд 16Характеристика программы ПБ по
направлению Нефтегазовое дело
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) ВЫПУСКНИКА - Бакалавр
техники и технологии
НОРМАТИВНЫЙ СРОК ОБУЧЕНИЯ – 4 года
КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ - 240
ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС ВСЕГО - 8092 часа
ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ - Выпускная квалификационная работа
КОЛИЧЕСТВО РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ – от 1 до 6
Слайд 17Концепция ООП ПБ
Образовательная программа «Нефтегазовое дело» направлена на подготовку специалистов
прикладного бакалавриата в области разработки нефтяных и газовых месторождений.
В основе концепции ООП лежит стремление обеспечить высококвалифицированными кадрами предприятия нефтегазовой отрасли. Поэтому уровень профессиональной подготовки выпускников по данной программе определяется требованиями ведущих предприятий - потребителей, основанных на принципах высокой технологичности, ресурсо и энергосбережения, экологической безопасности, широкого использования информационных технологий, компьютеризации проектирования и управления.
Важная особенность программы связана с уникальной возможностью для выпускников участвовать в научно-исследовательской работе и использовать в процессе обучения и научных исследований новейшее инновационное оборудование Национального исследовательского Томского политехнического университета, проектного института «ТомскНИПИнефть», Института химии нефти Сибирского отделения РАН, предприятий-резидентов Томской особой технико-внедренческой экономической зоны.
Заказчиками таких специалистов являются предприятия нефтегазодобычи компании ОАО «Газпром»; ОАО «ТомскНИПИнефть», ЗАО «Сибирская сервисная компания», ОАО «Норд Империал», ОАО «Сургутнефтегаз», НК «Роснефть», сервисные буровые компании и др.
Слайд 18Основные критерии ООП ПБ
Использование кредитной системы ECTS (European Credit Transfer System)
для оценки компетенций, а также дидактических единиц программы, обеспечивающих их достижение;
Учет требований международных стандартов International Engineering Alliance (IEA) - Международного инженерного альянса, формирующих согласованные требования к компетенциям профессиональных инженеров, техников и технологов (International Professional Engineers Agreement/EMF, APEC Engineer Register, International Engineering Technologists Agreement/ETMF) и организаций, разрабатывающих и применяющих критерии аккредитации инженерного образования в университетах и колледжах (Washington Accord, Sydney Accord, Dublin Accord).
Характеристика профессиональной деятельности выпускников
Область проф. деятельность: организация и проведение работ в области разработки и эксплуатации нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений (Н, Г и ГКМ).
Объекты проф. деятельности: 1) технологические процессы разработки и эксплуатации Н, Г и ГКМ; 2) процессы добычи, сбора и подготовки продукции нефтяных и газовых скважин 3) нефтепромысловое оборудование и инструмент; 4) техническая, технологическая и нормативная документация; 5) первичные трудовые коллективы.
Слайд 20Характеристика требований АИОР к компетенциям выпускников программ СПО (техникум, колледж) –
Т программ ВПО: прикладной бакалавриат – ПБ и бакалавриат – Б, согласованных с требованиями Dublin Accord (Т), Sydney Accord (ПБ), Washington Accord (Б,С) и EUR-ACE (М)
Слайд 33Универсальные компетенции
2.7. Образование в течение всей жизни
Осознавать необходимость и демонстрировать способность
к самостоятельному обучению и непрерывному профессиональному совершенствованию
Слайд 34Линейный график учебного процесса
Слайд 35 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
ВАШИ ВОПРОСЫ?