Слайд 1
Проект «Устуу-Хурээ- жемчужина Тувы»
Авторы проекта: учащиеся
4 «б»класса МОУ СОШ №1
города Чадана.
Слайд 5История возникновения Устуу-Хурээ
Устуу-хурээ был построен 1907 году.
Настоятелем Устуу- Хурээ считается
камбы-лама
Хайдып Ондар Чамзы.
родился в 1857 году в местности Устуу-Ишкин Дзун-Хемчикского кожууна ныне (Сут-Хольский) кожуун. Он получил духовное образовние в одном из монастырей Тибета, предположительно В Ламране. Вернулся он в Туве весьма грамотным человеком, обладавшим глубокими знаниями в области философии и обрядовой практики буддизма, тибетского монгольского языков .
Из небытия, из памяти людской, из пыльных страниц архивов живым словом возвращается святое для буддистов слово «Устуу-Хурээ», буквально «Верхнее Хурээ», один из двух крупнейших храмов комплексов, находившихся на территории Даа кожууна , который включал в себя больше половины территории Тувы и считался колыбелью государственности тувинского народа. Это единственный храм, построенный по тибетскому проекту со строгим соблюдением всех канонов буддийской архитектуры. Состав раствора, из которого были вылиты стены – уникален: речной песок, рубленый багульник, глина, яйца страуса. Даже по сегодняшним меркам это было грандиозное строительство.
Речной песок возили из долины реки Хондергей 9 арбанов . Багульник из верховьев реки Алдыы-Ишкин, что в устье Хемчика 6 арбанов. Глина из долины реки Чадаана 3-4 арбана. А яйца экзотического страуса из пустыни Гоби 15 арбанов. (арбан-десятка представителей одной семьи или рода).
В качестве проектировщика будущего храма нойон Хайдып пригласил ламу Кунтана Эримбоочи из Тибета.
специально приглашенные из Монголии и Китая. Но все же в основным костяком строителей хурээ были тувинские араты.
На тяжелых строительных работах, в частности при размешивании раствора работала вся знать огромного Даа. Верховный правитель Даа кожууна Хайдып Угер-Даа считал справедливым привлечение в строительные работы именно знати и чиновников. Устуу-Хурээ стал венцом буддийского строительства в Туве.
По данным госархива в 1929 году в Устуу-Хурээ работало 470 лам, не считая рядовых монахов. По слоавм очевидца, в ежегодной церемонии принятия монашеского обета количество хуураков достигало 600. Получается не менее полутора тысячи человек жило, постигало и служило Учению Будды, в этом огромном комплексе, состоящем из главного храма, шести дацанов, не считая 60 юрт, которые вели все хозяйство Устуу-Хурээ.
Слайд 8 За короткий период этот монастырь стал одним из престижных
центров Тувы, в школе которого обучали монгольским у и тибетскому языкам и буддийской философии, боевым искусствам, которые были заимствованы у китайских монахов.
После культурной революции 1937 года, когда все церкви, все храмы были разрушены, но глинобитные стены хурээ сохранились, их не смогли сломать. В сохранившихся стенах хурээ держали скот.
Превращенный в кошару храм в течение века не смогли разрушить ни стада, ни ветры, ни метровые сорняки.
А сегодня завершают стройку храма Устуу-Хурээ. А начата она была 23 мая 2008 года. На открытие всенародной стройки Устуу-Хурээ приезжал герой России Сергей Кужугетович Шойгу.
Слайд 11 Каждый год в Чадане проходит международный фестиваль живой музыки
«Устуу-хурээ» - это призыв к восстановлению храма. На фестиваль приезжают люди с разных странов.
Здесь можно многое узнать о жизни других народов. Для Чадана фестиваль – это возможность узнать новую культуру. А также поделиться со своей.
Я считаю, что Устуу-Хурээ –это одно из девяти жемчужин Тувы.
Слайд 16Устуу-Хурээ это одно из девяти жемчужин Тувы.