ПРОБЛЕМЫСОЗНАНИЯ презентация

Содержание

ВОПРОСЫ: Понятие сознания и его формы Основные теории сознания 2.1 Дуализм, идеализм и материализм 2.2 Функционализм 2.3 Теория отражения

Слайд 1ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ























































































































































































старший преподаватель кафедры философии
Панькова Наталья Михайловна


Слайд 2ВОПРОСЫ:
Понятие сознания и его формы
Основные теории сознания
2.1 Дуализм, идеализм и материализм
2.2

Функционализм
2.3 Теория отражения


Слайд 3СОЗНАНИЕ
высшей формой отражения, высшей формой развития того свойства, которое присуще всей

материи, но проявляется на разных уровнях структурной организации материи по-разному.


Слайд 4В философии, сознание рассматривается как способность соотноситься, осознавать предмет (Г.В.Ф. Гегель).


При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальный способ каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще.

Слайд 5Но сознание есть не только способность соотношения, но и само отношение.

Это явствует из того, что мы не можем отвлечься от сознания, «выйти» за его пределы.
Если нет сознания, то для нас нет ничего.
Сознание интенционально (направлено на что-либо) (Э. Гуссерль).
Сознание всегда проявляет себя как структура сознания о [чём-то].

Слайд 61. ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ СОЗНАНИЯ:
самосознание как сознание сознанием самого себя,
рассудок

как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка),
разум как самосознающий рассудок
дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы.
Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость.


Слайд 7ФИЛОСОФИЯ ПЫТАЕТСЯ ОТВЕТИТЬ НА ДВА ОСНОВНЫХ ВОПРОСА О СОЗНАНИИ:
какова природа

сознания?
как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом?

Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована Декартом.
Позднее - понятие получило широкое освещение в новоевропейской философии, а также в различных философских традициях, таких как феноменология и аналитическая философия.

Слайд 82. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ :
Дуализм и монизм
Идеализм
Материализм

Функционализм

Слайд 9ДУАЛИЗМ
Дуализм души и тела - точка зрения, согласно которой сознание (дух) и

материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции.
Основоположниками являются Платон и Декарт.

Слайд 10Платон считал, что тело принадлежит материальному миру и потому смертно, тогда

как душа является частью мира идей и бессмертна.
Душа лишь временно привязана к телу до момента его смерти, после чего душа возвращается в свой мир форм (Гиперуранция – мир «по ту сторону неба»).
Душа, в отличие от тела, не существует в пространстве и времени, что дает ей доступ к абсолютной истине мира идей.

Слайд 11В классическом виде теория была сформулирована французским мыслителем XVII века Рене

Декартом.
Декарт считал, что мир состоит из двух родов субстанций: материальной и духовной.
При этом основным атрибутом материи является протяженность, а основным атрибутом духа - мышление.
С этой точки зрения, человек представляет из себя сочетание протяженного тела и мыслящего духа.

Слайд 12МОНИЗМ
философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции

в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.
Направления:
идеализм
материализм

Слайд 13ИДЕАЛИЗМ
теория, в основе которой лежит утверждение о первичности сознания по отношению

к материи
Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона.
Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм (существование независящей от воли и разума субъекта реальности )
субъективный идеализм (существование реальности, независимой от воли и сознания субъекта, невозможно).

Слайд 14Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только

мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании
Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли.
Другими представителями классической формы субъективного идеализма являются Фихте, Юм, схожие идеи также развивал Кант.

Слайд 15МАТЕРИАЛИЗМ
Теория о том, что если нечто существует, то оно имеет

физический характер.
В античности Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается
Сознание описывается как свойство мозга.
Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания.

Слайд 16ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) и Фридрих Энгельс

(1820 – 1895 гг.)
Владимир Ленин (1831 – 1886 гг.)
Материя не сводится только к веществу.
Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы.

Слайд 17ФУНКЦИОНАЛИЗМ 
Теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном

состоянии, то есть выполнять некоторую определённую функцию.
С точки зрения функционалистов сознание относится к мозгу также, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов.
Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом: сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера.

Слайд 18 СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ
Общество - как социальная система, имеющая свою структуру и

механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.
Основоположники: американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.), который в своих исследованиях опирался на классические концепции либерализма и эволюционизма Герберта Спенсера (1820 – 1903гг.) и Эмиля Дюркгейма (1858-1917 гг.)

Слайд 19ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ
французский социолог, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа,

один из создателей социологии как самостоятельной науки.
Коллективное сознание - совокупность общих у членов одного и того же общества интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений.

Слайд 20КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ 
Это «психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития,

свои свойства, свои условия существования». Оно имеет особую, «отдельную реальность» - существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.
Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам.
Чувства и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия.
Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой.
Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.



Слайд 21 ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ
Дени Дидро (1713-1784) утверждал «способность ощущения есть всеобщее свойство материи

или продукт ее организованности» .
Частными и специфическими формами отражения являются информация, ощущение и сознание.

Слайд 22В МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Отражение рассматривается как всеобщее свойство материи, заключающееся в

воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса; одно из основных понятий материалистической теории познания.
Высшая человеческая форма отражения - сознание.


Слайд 23ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ
Раздражимость — исходная форма отражения, способность к реакции.
Чувствительность — способность к

ощущению, являющиеся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани — «особой материальной структуры, ответственной за отражение»
Восприятие — не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире.
Сознание — предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания.

Слайд 24ВИДЫ ОТРАЖЕНИЯ:
Зеркальное отражение -
Простое механическое
отражение, слепок.
Например:
Камень, скатившийся со скалы,

оставил след
на земле

Слайд 25ИНФОРМАЦИОННОЕ ОТРАЖЕНИЕ
анализ сигналов внешней среды и
формирование чувственных образов
приводит к сложному и

целесообразному
поведению

Слайд 26 Психика животных - фундамент, на котором было возведено здание сознания

человека.
Попытки очеловечить животных (например, высших обезьян) неизменно терпели неудачу, так как психика животных существенно отличается от сознания человека.
сознание - не просто продукт природы.


Слайд 27ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ
Домашние животные научаются чувствовать и до определенной степени понимать требования

и настроения хозяина.


Слайд 28ИВАН ПЕТРОВИЧ ПАВЛОВ (1849-1936)


Слайд 29материальной основой психики является нейро-физиологическая деятельность мозга, его рефлекторный механизм.
Рефлекс, лежащий

в основе психических явлений, служит отражательным нервным механизмом.
Рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя, продолжается нервными процессами в организме и заканчивается его ответным движением.


Слайд 302 СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ:
1. Воспринимаемое органами чувств и регулирующее поведение
2. Слова,

речь - специфическая для человека система сигналов, надстройка над первой.
Подобная идея рассматривалась и Декартом - его теория условных и безусловных рефлексов.


Слайд 31НАПРИМЕР:
Бурые медведи в эпоху похолодания изменились и внешне (окрас шерсти под

цвет снега), и внутренне (биохимические процессы при длительной задержке дыхания под водой), а человек в этих же условиях начал искать пути приспособления окружающих предметов для собственных нужд (обогрев жилища, шкуры, жир того же медведя, охота)
Таким образом сколько-нибудь существенно организм человека не изменился, но изменилась его деятельность!

Слайд 32Можем ли мы получить объективное знание о сознании?
Оно ведь не

может быть объектом, оно всегда субъективно.
Возникают сложности в применении принципа объективности.


Слайд 33МОЖЕТ БЫТЬ ПРИМЕНЕН ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА: РАССМОТРЕНИЕ ОБЪЕКТА В ПРОЦЕССЕ ЕГО РАЗВИТИЯ.


Применяя принцип историзма, мы можем выделить такую классификацию:
1. Архаическое сознание - способность к полезному использованию вещей.
2. Мифо-поэтическое - появляются представления о красоте, искусстве.
3. Цивилизованное - единое сознание, которое может распадаться на ряд независимых форм: нравственное сознание, художественное, религиозное, философское... и т.д.
Вероятно возможно и пост-цивилизованное сознание - единое знание.
(Вернадский о ноосфере).


Слайд 34 те схемы социального бытия, которые имели в виду человека не

как индивидуальность и социальную личность, а как субъекта процесса познания, приходили к серьёзным противоречиям.
Из теории исчезал человек и его стремление к преобразованию.

Слайд 35Идея сознания не должна отождествляться с идеей рассудка, это не приемлемо,

т.к. в человеке присутствует и иррациональный момент.

«Слишком много сознания - это уже болезнь, и вообще, сознание – болезнь» Ф.М. Достоевский.


Слайд 36ЖАН ПИАЖЕ (1896-1980) ШВЕЙЦАРСКИЙ ПСИХОЛОГ


Слайд 374 СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:
Сенсомоторная - чувственно-двигательная.
Период от рождения ребенка

до 2-х лет.
Интеллектуальные акты основываются на координации движений и восприятии.
Еще нет логических структур.
Идет функциональная подготовка логического мышления.


Слайд 382. Стадия дооперационального интеллекта (2-7 лет)
Идет овладение речью и процесс

интериоризации: переход внешнего во внутреннее - процесс переноса схемы реальных действий с предметами в план внутренней работы сознания.
Богатство внутренних действий определяется богатством реальных действий с материальными объектами.


Слайд 393. Стадия конкретных операций (8-11 лет) значительно расширяется интеллектуальные возможности ребенка.


Мыслительные операции приобретают характер обратимости (обратная связь).
Отдельные умственные действия, возникающие из внешних предметных действий - это еще не операции.
Когда будет найдена обратная операция, посредством которой можно прийти к исходному положению и восстановить равновесие.
Таким образом складывается схема мышления.


Слайд 40Научный материал усваивается ребенком путем применения сложившихся схем мышления - этот

процесс Пиаже называет ассимиляцией.
Но, если при этом задача не решается, то возникает необходимость приспосабливаться к новым условиям, меняя уже сложившуюся схему мышления - аккомодация.
Равновесие между ассимиляцией и аккомодацией обеспечивает нормальная адаптацию ребенка.


Слайд 414. Стадия формальных операций (формирования интеллекта) (11-15 лет) Завершается генезис интеллекта.
Окончательно

формируется абстрактное мышление, появляется способность к теоретическому мышлению, не привязанному к конкретным событиям.
Гипотезы, свободное обращение с высказываниями в рамках логики высказываний- все эти моменты говорят о том, что сложилась новая система интеллектуальной деятельности.

Таким образом, в концепции Ж. Пиаже, процесс развития сознания - это процесс развития интеллекта.


Слайд 42З. ФРЕЙД (1856-1939).


Слайд 43Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, Фрейд пришёл к выводу,

что источником неврозов большинства пациентов являются подавленные сексуальные желания - Либи́до (лат. Libido - влечение, желание, страсть, стремление) — одно из основных понятий психоанализа.
Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт.
Это термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности. Фрейд приравнял либидо к Эросу Платона и определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д.

Слайд 44При нарушениях развития либидо (например при фиксации на матери — Эдипов комплекс)

оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания.
Также неудовлетворенное влечение может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией проявления подавленных сексуальных желаний могут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве (а также в иных порождениях человеческого сознания).



Слайд 45СУБЛИМАЦИЯ 
Это отклонение энергии сексуальных влечений от их прямой цели получения удовольствия

и продолжения рода и направление ее к несексуальным целям.
Таким образом, сублимация есть переключение нерастраченной сексуальной энергии на какую-либо другую деятельность. Например, творчество.
Сублимация представляет собой защитный механизм, способствующий выходу сексуальной энергии и предостерегающий человека от психических расстройств. Механизм сублимации может трансформировать нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности и поведение.
Сублимацию следует рассматривать как наиболее эффективную психологическую защиту.


Слайд 46В РАБОТЕ «Я И ОНО» ФРЕЙД ВЫДЕЛЯЕТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ ТРИ

КОМПОНЕНТА

 Оно (Ид) - бессознательные влечения
Я (Эго) - принцип реальности
Сверх-Я (Суперэго)- формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины.


Слайд 47СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО ФРЕЙДУ


Слайд 48Ид подчиняется принципу удовольствия, то есть удовольствие и счастье — есть главные

цели в жизни человека.
Я (Эго) —та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Я осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения.
Супер-Эго – это моральные установки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что — нет. Например, совесть и стыд.

Слайд 49Бессознательные, вытесненные желания — это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении».


Эти желания эгоистичны.
Это: сексуальные желания (в том числе — и в особенности — запрещаемые этическими и общественными нормами — например, инцест);
ненависть («желания мести и смерти самым близким и любимым в жизни — родителям, братьям и сестрам, супругу или супруге, собственным детям — не являются ничем необычным. Эти отвергнутые цензурой желания как будто бы поднимаются из настоящего ада; в бодрствующем состоянии после толкования никакая цензура против них не кажется нам достаточно строгой»).


Слайд 50КАРЛ-ГУСТАВ ЮНГ (1875 – 1961 ГГ.)


Слайд 51Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел

источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений (работа «Метаморфозы и символы либидо»).
Архетипы - универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.
Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифологических рассказов, волшебных сказок, художественных произведений.


Слайд 52Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности.
Получила известность концепция

психологических типов Юнга: экстравертов и интровертов.
Впервые эти термины появляется в работе Карла Юнга 1921 года «Психологические типы».
Согласно Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни погружению в мир воображения и размышлений.
Интроверт же предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами.
Интроверсия является одним из архетипических проявлений коллективного бессознательного.

Слайд 53ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
«Сознание – есть нечто такое,
о чем мы

как люди знаем все,
а как ученые не знаем ничего»
(М. Мамардашвили)
Прокомментируйте высказывание.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика