Проблемы реализации нового стандарта начального общего образования презентация

особенности конструирования содержания типовой начальной школы постоянная смена номенклатуры учебных предметов (когда одни курсы исчезали из учебного плана, а другие в нем появлялись) ; изменение лишь предметного

Слайд 1Проблемы реализации нового стандарта начального общего образования
Современному учителю

необходимо отрабатывать приемы, направленные на решение задач, обозначенных в стандарте начального общего образования второго поколения. Однако на практике педагоги сталкиваются с рядом проблем, связанных с реализацией положений нового стандарта.
Н.Ф.Виноградова,
доктор пед.наук, профессор, зав.отделом начального
образования Института содержания и методов обучения РАО,
член-корреспондент РАО

2010 год


Слайд 2 особенности конструирования содержания типовой начальной школы
постоянная смена

номенклатуры учебных предметов (когда одни курсы исчезали из учебного плана, а другие в нем появлялись) ;
изменение лишь предметного содержания обучения в течение многих десятилетий;
«ущемление» одних предметов за счет других («флюсовость» содержания);

Причина: недостаточное внимание к целеполаганию – определению приоритетных для развития младшего школьника целей образования.



Слайд 3 Обновленная структура методической системы начальной

школы

формирование учебно-познавательных мотивов, возможности быстро и спокойно переключаться с одного вида деятельности на другие;
формирование способности выполнять различные целенаправленные учебные действия, адекватные поставленной учебной задаче;
формирование умения решать учебные задачи разной степени трудности, ориентироваться на усвоенные общие способы действий;
развитие способности контролировать свои действия, предвидеть и устранять возможные трудности, оценивать процесс и результат работы.
Такой подход при правильной методической обеспеченности может вывести на межпредметное построение системы образования вообще и начальной школы в частности.


Слайд 4 Особенности учебной деятельности

младшего школьника

Учебная деятельность ( в соответствии с теоретической концепцией Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) –это особая форма активности личности, направленная на :
присвоение социального опыта;
овладение общекультурными способами предметных и умственных действий;
освоение определенных теоретических сведений.
Учебная деятельность - это не синоним учения и обучения, т.к. главным ее дидактическим достоинством является наличие учебного делового сотрудничества.
Учебная деятельность – это деятельность, изменяющая самого субъекта.
В процессе учебной деятельности ребенок-школьник приобретает два важнейших качества личности:
желание и умение учиться
Без этого понимания реализация государственного стандарта остается декларацией.


Слайд 5 Характеристика младшего школьника, завершившего обучение на первой ступени
восприятие

мира переходит от целостного к дифференцированному изучению его отдельных сторон;

способность к самообразованию и рефлексивным действиям;

идентификация себя как члена учебного коллектива, детского общества и всего социума;

достаточно развитая культура взаимоотношений и общения.


Слайд 6

Достоинства стандартов второго поколения

Результат освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования представлен как
сплав личностных, метапредметных и предметных
требований к младшему школьнику.
Создание
программы универсальных учебных действий,
которая может стать основой для получения высоких результатов начального образования.

Такая перспективная идея требует существенных изменений в построении процесса обучения младших школьников.


Слайд 7 Изменения в построении процесса

обучения младших школьников

отказ от приоритета репродуктивного обучения
обучение должно быть организовано :
как процесс «открытия» каждым школьником конкретного
знания;
школьнику дано право на ошибку, на анализ причин возникновения ошибок и их исправление;
ученик становится равноправным участником учебного процесса;
руководящая роль учителя не снижается , но становится «скрыта» для учеников.

Такой подход делает процесс обучения «личностно значимым» и формирует у школьника «реально действующие мотивы» (А.Н.Леонтьев)


Слайд 8 Изменения в построении процесса

обучения младших школьников

изменение отношения учителей к контролирующей и
оценочной деятельности:
осознание важности формирования у школьника адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;
формирование умений осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий;
контроль и оценка учителя должны быть тесно связаны с уровнем сформированности самоконтроля и самооценки ученика


Гармония их «отношений»является условием успешности обучения, эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса



Слайд 9 Изменения в построении процесса

обучения младших школьников

ориентация образовательного процесса на
формирование универсальных учебных действий
задачи:
выделить наряду с действиями и операциями, специфичными для конкретного учебного предмета, те действия, которые могут «работать» как универсальные, т.е. использоваться в разных учебных ситуациях, независимо от предметного содержания;
дать характеристику УУД, которые могут быть сформированы в начальной школе;
спроектировать технологии формирования УУД
сложность решения:
-учитель должен «прочувствовать» универсальность конкретного учебного действия , т.е. понять разницу между предметным умением и действием таким же по форме, но ставшим универсальным
-современный «массовый» учитель пока не работает на уровне понятий, что приводит к нарушению законов построения процесса обучения

В этом - главная проблема перехода на стандарты второго поколения


Слайд 10Пример: УУД - выбор критериев для классификации объектов

Учитель на уроке математики предлагает детям разделить геометрические фигуры на две группы.
Очевидно, что классификационным признаком в данном случае (учебная задача - математическая) будет число углов, а не цвет фигуры. Но учитель считает правильным и группировку по несущественному признаку (в данном случае – по цвету).
Ошибка учителя, которая становится и ошибкой учеников, заключается в том, что он любую группировку принимает за классификацию.
Как можно было переключить детей на учебное действие – классификацию, если большинство детей согласны с делением фигур по цвету?
Задать «провокационный» вопрос:
- изменится ли геометрическая фигура, если она будет
не красного, а черного или зеленого цвета? (нет)

- чем же отличается эта фигура любого цвета (учитель показывает на треугольник) от этой фигуры (показывает на четырехугольник) ?
(числом углов)
- можно этот признак считать главным (существенным) для данных фигур?
( да)
- проведем теперь деление этих фигур на группы (классификацию).








Слайд 11 Источники информации

Презентация составлена по материалам статьи Виноградовой Н.Ф., доктора пед.наук, профессора, зав.отделом начального образования Института содержания и методов обучения РАО, член-корреспондента РАО,
«Проблемы реализации нового стандарта начального общего образования»

журнал «Управление начальной школой» №8 2010год
МЦФЭР Ресурсы образования

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика