Слайд 1Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х.
на тему:
Русская философия в контексте
российской культуры XIX
начала XX вв.
Слайд 2Цель лекции:
По завершении лекции студенты должны иметь представление о специфичности русской
философии, ее проблематике.
Слайд 3План лекции:
Этапы и основное содержание русской философии.
Характерные черты русской философской мысли.
Слайд 41-й проблемный вопрос:
Где магистраль современной истории в понимании русских философов XIX
века? И как отвечают они на этот вопрос: «Почему Россия, обладающая огромной территорией, несметными природными богатствами, уникальным человеческим потенциалом, до сих пор остается на задворках цивилизации?»
Слайд 5
Все основные сферы философских построений славянофилов тяготеют к полюсу «тотальности». Православие
трактуется ими как фундамент мировоззрения и познания, обеспечивающий возможности гармонизации всех способностей человека в едином «цельном познании»; монархия - как идеальная форма социума, предохраняющая общество и народ от политических и формально-юридических отношений (а тем более от революционного насилия). Крестьянская община выступала в их схеме как идеальный «нравственный мир», внутри которого только и возможен подлинно нравственный субъект, гармонично сочетающий личностное и коллективное начала. Они обосновали самобытность пути исторического развития России. В полемике и борьбе со славянофильством сложилась философия индивидуальности, тяготевшая к западничеству. Наиболее заметными представителями западничества являются: П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Они ориентировались на идеалы западноевропейской цивилизации, критиковали православие. П. Анненков в своих «Литературных воспоминаниях» отмечал, что спор между славянофилами и западниками является спором двух различных видов одного и того же русского патриотизма. Западники никогда не отвергали исторических условий, дающих особенный характер цивилизации каждого народа, а славянофилы терпели напраслину, когда их упрекали в наклонности к установлению неподвижных форм для ума, науки и искусства.
Многие из западников развивали философию русских революционных демократов. Наиболее заметными представителями данного течения являются В.Г. Белинский (1811 — 1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1823-1889), Н.А. Добролюбов (1836-1861). Усилиями названных революционных демократов преодолены ряд существенных недостатков немецкой классической философии, соединены философские идеи с практикой борьбы за осуществление назревшей в России антикрепостнической народной революции.
Основными чертами данной философии являются материализм и атеизм, диалектический подход к действительности и процессу познания. Герцен и Чернышевский вплотную подошли к материалистическому пониманию истории.
Слайд 62-й проблемный вопрос:
Специфичность философии В.Соловьева?
Слайд 7
Философия Владимира Соловьева (1853—1900) впитала в себя основные тенденции русской религиозной
философии XIX в. и закономерно оказалась ее завершающим синтезом. В славянофильской традиции противостояния западному «рационализму» он начинает с критики «отвлеченных начал», выдвигая идеал «свободной теософии», совмещающей эмпиризм, рационализм и мистику. Социальный идеал Вл. Соловьева — «свободная теократия» или «вселенская церковь», чуждая какому-либо национализму и объединяющая православие, католицизм и протестантизм. Реализация этого идеала предполагает «свободную созидающую конечную стадию истории» — «Богочеловечество». Основной пафос соловьевской «философии всеединства» - «оправдание добра», вытекающего из понимания «сущего» как блага. Соловьеву принадлежит заслуга систематизированного философского обоснования русской идеи, придания ей концептуальной формы. Ее основные положения: критика национального самолюбования, этноцентризма, самоограниченности; осуждение существовавшего в его время государственного устройства России, казенного патриотизма; утверждение идеи, что лицо нации определяется высшими достижениями ее духовности, вкладом в мировую цивилизацию, в реальное единство человеческого рода; обоснование необходимости культурно-исторического единства человечества.
Соловьев выдвинул религиозно-универсалистскую концепцию преображения русской жизни, совершенствования и углубления христианского существования нации, в основе которого разумное самоограничение, развитие общественной свободы, служение идеалам добра и справедливости. Владимир Соловьев был первым, кому выпала честь создания системы христианской философии в духе идей Киреевского и Хомякова.
Слайд 8
Литература:
Основная:
Философия медицины. Учебник для медицинских вузов под редакцией Шевченко
Ю.Л. М.:ГЭОТАР – МЕД, 2004
Дополнительная:
1.Антология русской философии. В 3 т. / Сост. Замалеев А.Ф., Солонин Ю.Н., Боровков М.И. и др. СПб., 2000.
2.Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1994.
3.Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.
4.Козаченко В.И., Петленко В.П. История философии и медицина. СПб., 1994.
5.Лосский И.О. История русской философии. М., 1991.
6.Мир русской философии. Хрестоматия / Сост. Боровков М.И., Козаченко В-И., Петленко В.П. и др. СПб., 1996.
7.Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки, 1990, № 5.
8.Чикин С.Л. Врачи-философы. М., 1990.
Контрольные вопросы (обратная связь).
Назовите характерные черты русской философии
Основной вопрос русской философии 19 века.
В чем значение философии В.Соловьева?