Слайд 1Принципы и основания науки
Александр Сунгуров
Курс «Логика и методология науки», Лекция 5
Слайд 2Структура лекции
А. Внутренние и внешние принципы
Б. Процедуры обоснования
В. Методологические принципы современной
науки
Г. Фундаментализм и антифундаментализм
Слайд 3А. Внутренние и внешние принципы
Внутренними принципами науки можно называть те нормы
научного познания, которые определяют науку как процесс создания научного логоса.
Внешние принципы науки обеспечивает согласование научной деятельности с господствующим мировоззрением и идеологией, меняются от одной исторической эпохи к другой
Они составляют как бы внешний пояс научного знания, взаимодействуя с социальным и культурным его окружением и в свою очередь окружая ядро внутренних принципов науки
Слайд 4Внутренние принципы науки
1. Принцип рациоэмпиризма
2. Принцип умеренного платонизма
3 . Принцип пифагореизма
4. Принцип гносеологического оптимизма
5. Принцип умеренного скептицизма
Слайд 51. Принцип рациоэмпиризма
Призыв соединять в единое целое в научном познании принципы
рационального (теоретического) и эмпирического познания.
Этот принцип стремится обеспечить полноту научного логоса, состоящего из научных ноуменов и феноменов.
Слайд 62. Принцип умеренного платонизма
Принцип, утверждающий, что в реальности существует два
уровня – уровень феноменов и уровень ноуменов, и оба эти уровня взаимодействуют между собой.
Название «платонизм» связано с именем Платона, который впервые систематически развил учение о двух уровнях реальности.
Но Платон, возможно, недооценивал значение уровня феноменов, считая, что на самом деле этот уровень не существует.
Наука занимает здесь более умеренную позицию, допуская определенное равноправие обоих уровней реальности.
Слайд 73 . Принцип пифагореизма
Утверждение о том, что в основе мира
лежат математические структуры.
Название этого принципа происходит от имени древнегреческого философа Пифагора, который учил, что «числа правят миром».
Числовые структуры – это одни из важнейших, но все же не единственные структуры, и идеи Пифагора могут быть обобщены до важности структур вообще в научном познании.
Слайд 84. Принцип гносеологического оптимизма
Вера в познаваемость окружающего нас мира, в
существование истины.
Наука ставит перед собой задачу познать мир и, следовательно, предполагает, что это возможно.
Слайд 95. Принцип умеренного скептицизма
Принцип, утверждающий необходимость всякое суждение в научном
познании подвергать той или иной критике, и принимать его только в том случае, если оно эту критику выдерживает.
Таким образом позиция ученого такова, что он как бы говорит себе: «просто так ни во что верить не буду» - и это момент скептицизма, т.е. установки сомнения во всяком утверждении.
В то же время тут же ученый добавляет: «но если нечто будет доказано, то я обязан его принять» - это момент умеренности в научном скептицизме.
Слайд 10Внешние принципы
1. Принцип теизма
2. Принцип пантеизма
3. Принцип деизма
4. Принцип атеизма
Слайд 111. Принцип теизма
Принцип, утверждающий существование Бога и его внешность к сотворенному
Им Миру. Мир был сотворен Богом и с тех пор находится в постоянной зависимости от Бога.
Термин «теизм» происходит от греческого слова «теос» - «Бог». Буквально «теизм» означает «учение о Боге».
Теизм господствует в эпоху Средних веков, и наука этого времени, принимающая принцип теизма как свой внешний принцип, может называться теистической наукой.
Слайд 122. Принцип пантеизма
Принцип, утверждающий единство Бога и Мира. Бог –
это сама Природа, Космос. Бог разлит в каждой части Мира.
Изучая Мир, мы изучаем Бога, и наоборот.
Так как Бог вечен и бесконечен, и Бог совпадает с Миром, то и Мир вечен и бесконечен.
Термин «пантеизм» происходит от греческих слов «пан» - всё, и «теос» - Бог, т.е. «пантеизм» - это буквально «Бог во всем», «Бог везде». Этот принцип принимался наукой как свой внешний принцип в эпоху Античности и Возрождения
Слайд 133. Принцип деизма
внешний принцип науки, утверждающий, что существует Бог, Бог
сотворит Мир, но Мир зависел от Бога только в момент творения.
Во все последующее время Мир и Бог существуют независимо друг от друга, обладая каждый своей истиной – у Бога (религии) своя истина, у Мира (науки) – своя.
Термин «деизм» происходит от латинского слова «deus» - «Бог», но практически означает учение о двойной истине – истине религии и истине науки, которые не зависят друг от друга. Поэтому наука не должна вмешиваться в дела религии, а религия – в дела науки
Слайд 144. Принцип атеизма
Принцип, отрицающий
существование Бога.
Здесь утверждается существование только Мира и в основном его материального уровня (так атеизму сопутствует материализм – признание в качестве высшего начала материи).
Этот принцип господствует в европейской истории с 18 века
Слайд 15Исторические формы европейской науки
- Античная пантеистическая наука
- Теистическая наука Средних веков
-
Пантеистическая наука эпохи Возрождения
- Деистическая наука Нового времени и Просвещения (17-18 века)
- Атеистическая наука Просвещения и современности (18-20 века)
Слайд 16Б. Процедуры обоснования
Научное познание – это во многом разного рода доказательства
и обоснования полученного научного знания и научной деятельности в целом.
Ученый может применять такие процедуры обоснования, как:
1. Дедукция,
2. Индукция,
3. Определение понятия,
4. Измерение,
5. Защита научной работы
Слайд 171. Дедукция
Дедукцией называются различные умозаключения, выводы, которые построены в согласии с
логическими законами.
Дедуктивные умозаключения обычно предполагают построение некоторой логической теории со своим языком, выражениями, аксиомами и правилами логического вывода.
Слайд 18Классическим примером дедуктивного умозаключения является вывод
(Посылки): Все люди смертны. Сократ –
человек
(Заключение): Сократ – смертен
Для всякого дедуктивного вывода должно выполняться важное свойство – если посылки истинны, то заключения так же должны быть истинными.
Это своего рода свойство переноса истинности дедуктивного вывода.
Дедуктивные выводы – это как бы трубки, по которым течет истинность, распространяясь от посылок дедукции к заключениям.
Классическим примером рассуждения по индукции является переход в мысли от частного к общему.
Например, путешественник попадает в новую страну и встречает там 1-ю, 2-ю, …, n-ю корову, и все эти коровы черные.
Начиная с некоторого момента у него возникает предположение, что, возможно, в этой стране все коровы черные.
Слайд 20В индуктивном выводе
мыслитель имеет дело с некоторым классом объектов (коров, металлов).
Этот класс содержит обычно очень большое число объектов, которые практически невозможно все исследовать.
Далее обнаруживается, что некоторое конечное число объектов обладает некоторым свойством Р.
На этом основании исследователь может с некоторой вероятностью предполагать, что свойство Р выполняется для всех объектов класса
Слайд 21Индуктивный вывод
В отличие от дедукции, уже не всегда обладает свойством переноса
истинности:
даже если посылки индукции истинны, заключение, в лучшем случае, истинно лишь с некоторой вероятностью.
Индукция – это как бы «дырявая» трубка, из которой истинность может выливаться.
Слайд 223. Определение понятия
Понятия – это имена объектов, например «дом», «человек»,
«Луна» - примеры понятий.
Одним из наиболее распространенных примеров обоснования понятия является определение понятия.
Например, в биологии могут использоваться различные определения жизни: «жизнь есть способ существования белковых тел» или «жизнь есть самоорганизующаяся открытая система».
Слайд 23Чтобы определение было правильным
Нужно, чтобы определяющие понятия уже были понятны к
моменту определения понятия А.
Такая более ранняя понятность может достигаться либо на основе более ранних определений, либо на основе самопонятности понятий, когда они уже настолько очевидны, что не требуют специального определения
Само определение предстает в этом случае как перенос понятности (а не истинности) от уже понятных понятий к еще непонятному.
Слайд 244. Измерение
Любое измерение предполагает
измеряемый объект О и шкалу измерения Ш. Шкала обычно представляет из себя множество элементов, которые составляют те или иные степени единицы Е шкалы.
Здесь измеряемый объект как бы выясняет степень своего соответствия единице шкалы, определяет себя как определенная мера этой единицы
Слайд 25В измерении переносится
не истинность и не понятность, но – измеренность.
После
проведения измерения объект оказывается измеренным («сосчитанным») –
представленным тем или иным элементом шкалы, степенью единицы шкалы.
Слайд 265. Защита научной работы
Наука – не только теоретические или экспериментальные процедуры
обоснования,
это и множество различных социальных, ценностных и деятельностных активностей.
Научная деятельность предполагает определенную подготовленность человека, овладение им рядом профессиональных навыков, в связи с чем в обществе существуют системы обучения науке и
проверки на степень такой обученности.
Слайд 27Ритуал защиты научной работы
Является одной из таких проверок
в случае удачи выражающийся
в получении научной степени.
Здесь обосновывается квалификационная работе, она подобна здесь измеряемому объекту, по отношению к которому Советом и рецензентами выясняется степень ее соответствия некоторым идеалам научности.
Слайд 28Защита как обоснование
В такой очень распространенной в
обществе процедуре обоснования переносится не столько истинность, или понятность, или измеренность, сколько – адекватность измеряемого объекта некоторому идеалу.
Сама защита вполне напоминает некоторый частный случай социального измерения
Слайд 29В целом, научное мышление
Используя различные процедуры обоснования,
распространяет разные виды L-статуса (истинность,
доказанность, понятность, измеренность, научность) с оснований на репрезентаты, с одних – более ранних – репрезентатов на другие.
Так энергия L-статуса, как своего рода сила кристаллизации и догматизации мысли, распространяется на все большие пространства смыслов и состояний, пытаясь превратить бытие в нерушимый научный кристалл.
Слайд 30Процедуры антиобоснования
Основанные на критическом мышлении
Распространяющая М-статус с репрезентатов на основания и
Выражающая
критическое отношение сознания к основаниям.
Так – в постоянных затвердениях и расплавлениях – существует и развивается наука.
Слайд 31В. Методологические принципы современной науки
Эта группа принципов пришла в науку из
опыта развития физики ХХ века:
1. Принцип наблюдаемости
2. Принцип дополнительности
3. Принцип соответствия
Слайд 321. Принцип наблюдаемости
Актуальность этой проблемы связана с появлением в составе современного
научного познания
повышенно ненаблюдаемых объектов.
Элементарные частицы (особенно такие из них, как кварки или суперструны),
антиматерия в атомной физике,
черные дыры, Вселенная в целом в астрофизике,
бессознательное в современной психологии
Слайд 33В современной квантовой физике
Микрообъекты представляют из себя уже настолько «чувствительные» сущности,
что их невозможно наблюдать и измерять, не внося существенных изменений в сам способ их существования.
Наблюдается уже не столько объект, сколько результат его взаимодействия со средствами и субъектом наблюдения.
Процесс наблюдения оказывается одновременно «приготовлением» объекта в определенном состоянии.
Слайд 34Аналогичная ситуация в психологии
если мы думаем, что человек Х плохой
и
выказывать по отношению к нему соответствующее поведение,
То он, почувствовав такого рода негативную установку, может разозлиться и в самом деле проявить себя плохо.
Более аккуратные методы сделают средства наблюдения менее активными и, соответственно, менее эффектиными.
Слайд 35В квантовой теории утверждается
наличие некоторого минимума активности («кванта действия»), меньше
которого нельзя снизить меру активности
Вывод: отказаться от попытки наблюдать объект-сам-по-себе.
Принять, что единственным объектом, с которым можно иметь дело, является тот объект (объект-для-нас), который наблюдаем в «активном» наблюдении
Слайд 36Итог – повышение значимости
процесса наблюдения в составе научного знания, т.к. условия
наблюдения теперь не отбрасываются как строительные леса после построения научной теории,
Но оказываются теперь во многом входящими в состав самой теории, определяющими саму структуру научного знания.
Процесс наблюдения оказывается не столько средством показать объект, не показывая наблюдение, сколько способом показать наблюдение, не показывая объекта.
Объектом науки становится само наблюдение
Слайд 372. Принцип дополнительности
Источник – в основном Квантовая физика.
Принцип неопределенности Гейзенберга.
Пример:
Чем точнее определяется положение электрона в пространстве, тем более неопределенным при измерениях оказывается импульс такого электрона, и наоборот.
Слайд 38Нильс Бор высказал гипотезу:
Дополнительные свойства могут встречаться и за пределами квантовой
механики, например, в познании живых организмов.
Бор предположил, что сложность построения теории живых организмов может быть связана, кроме всего прочего, с дополнительностью таких величин, как степень точности и «степень жизни» в познании живого объекта.
Чем точнее мы пытаемся узнать строение и функционирование живого, тем более мы расчленяем целостный феномен жизни на отдельные элементы и тем самым теряем само свойство жизни
Слайд 39Нильс Бор (1885 – 1962)
Нильс Бор и Лев Ландау, Москва, 1961
г.
Слайд 403. Принцип соответствия
Оказалось, что более поздняя теория Т*, приходящая на смену
более ранней теории Т, не просто отменяет действие теории Т,
но находится с нею в некотором весьма своеобразном отношении, которое и было выражено специальным принципом – принципом соответствия.
Слайд 41В соответствии с принципом соответствия
Теория Т* может перейти в теорию Т
при некотором значении характеристической переменной.
Именно так оказываются связанными между собою более поздние и более ранние физические теории.
Например, теория квантовой механики Q(h) и специальная теория относительности R(c), зависящие от параметров h и с соотв. переходят в классическую механику Ньютона N, если h устремить к нулю, а скорость света с – к бесконечности
Слайд 42Принцип соответствия стал одним из важнейших принципов
регулирующих создание нового теоретического знания.
В общем случае ученый стремится сформулировать такое знание Т*,
которое бы находилось в отношении соответствия с уже принятым фрагментом теоретического знания Т.
Т.к. не всякое возможное обобщение обладает свойством соответствия старому знанию,
то принцип соответствия оказывается своего рода нетривиальным принципом отбора в развитии научного знания.
Слайд 43Г. Фундаментализм и антифундаментализм
В развитии западной рациональной мысли уже пройден этап
так называемого «фундаментализма»,
когда структура процедур обоснования мыслилась как подведение представлений под некоторые незыблемые, раз и навсегда определенные, основания («начала») познания, играющие роль фундамента научного знания.
Сокулер З.А. Проблема обоснования знания - М.:Наука,1988.
Слайд 44Фундаментализм:
1) Существуют абсолютные основания научного знания, которые никогда не подвергаются критике
и всегда несомненны. Такие основания всегда даны в некотором первичном L-статусе.
2) Все остальное знание так или иначе обосновывается подведением под абсолютные основания. Здесь возникают уровни, связанные с порядком обоснования – какие-то знания могут быть сразу обоснованы из абсолютных оснований, какие-то – только с использованием тех знаний, которые ранее были обоснованы.
Слайд 45Возникает иерархия процедур обоснования
На вершине которой находятся абсолютные основания,
а L-статус
течет от них только в одном направлении
Слайд 46Эмпиризм и рационализм
Как две разновидностями фундаментализма
Первый пытается свести знание к опыту,
чувственно воспринимаемой реальности,
второй – к разуму,
но оба совпадают друг с другом в принятии единого линейного, или иерархического, отношения оснований и обосновываемого.
Слайд 47С середины 20 века
На смену фундаментализму в современную западную философию науки
приходит критическое отношение к любым процедурам обоснования – антифундаментализм.
Первым ударом по фундаментализму оказалась революция в физике конца 19 - начала 20 века, но только кризис логического позитивизма привел к тому, что устои фундаментализма действительно зашатались
Слайд 48В развитии антифундаментализма
Основополагающими оказались работы
английского философа науки Карла Поппера
и
австрийского философа Людвига Витгенштейна.
Слайд 49Антифундаментализм
делает акцент рассмотрения на возможности возникновения научных разногласий (диссенсуса) и
подчеркивает
иррациональные моменты научной деятельности.
Диссенсус возникает в этом случае как результат невозможности определить те общие основания и акты обоснования,
использованием которых ученые могли бы образовать возможность общего пространства решения тех или иных спорных проблем.
Слайд 50Антифундаментализм утверждает
Что не существует абсолютных оснований научного знания, все может быть
подвергнуто критике.
В то же время, как и фундаментализм, он не видит возможности построения иной модели обоснования знания, кроме той, которая была развита в фундаментализме.
Антифундаментализм только утверждает невыполнимость этой идеальной модели в реальном знании.