Примерный план сочинения презентация

Содержание

Авторская позиция, аргументация своей позиции

Слайд 1ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
1. Вступление
2. Отражение проблемы в тексте:

а) формулировка проблемы
б) комментарий
в) авторская позиция
Позиция ученика
а) согласие или несогласие с автором
б) собственная позиция (тезис + 2 аргумента)
4. Вывод = заключение


Слайд 2Авторская позиция, аргументация своей позиции


Слайд 3ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
4. Определить и сформулировать
позицию автора, т.е. основную мысль
текста (К-3)


Позиция автора должна быть определена по той проблеме, которую выбрали как основную


Слайд 4АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Авторская позиция- это ответ на вопрос, который ставит автор.


Слайд 5АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Она может выражаться по-разному:
а) публицистический текст от первого

лица (в этом случае нужно говорить о позиции автора)
б) художественный текст или публицистический (повествование), написанный от третьего лица (есть позиция автора и есть позиция героя – нельзя путать!)
в)художественный текст от первого лица (лучше говорить о позиции рассказчика)

Слайд 6КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА (ПОЗИЦИЮ АВТОРА)?
Она может быть
предъявлена в начале
текста

и затем
подтверждена какими-
либо доводами и
примерами

Основная мысль может
быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале

Дедуктивный

Индуктивный


Слайд 7 В художественном тексте позиция автора не всегда формулируется четко, она

вытекает из содержания текста, так что формулировать ее приходится самостоятельно. При этом нужно ответить на следующие вопросы:

Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?


Слайд 8АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Ее можно
а) сформулировать
б) пересказать своими словами
в) указать №

предложения

Слайд 9АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Иногда у автора может быть двоякое отношение
С одной стороны,

автор… А с другой-
Иногда авторская позиция проявляется в поступке героя (особенно в художественных текстах)
Иногда выражается через средства выразительности, и тогда о них следует говорить в комментарии (вводные слова, восклицательные и вопросительные предложения, анафоры и др. )

Слайд 10КАК ИЗБЕЖАТЬ ТАВТОЛОГИИ
Автор - он , писатель, публицист , мастер слова

Писать - размышлять, задумываться, сообщать, рассуждать, пытаться понять, пытаться постичь, повествовать, заявлять, указывать, говорить, обращать внимание, анализировать, подчеркивать, рассматривать…

Слайд 11СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
Собственная позиция – выражение личного взгляда на выявленную в тексте

проблему
Собственную позицию следует доказать (выдвинуть свой тезис и подкрепить двумя аргументами)

Слайд 12ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
5. Сформулировать свое отношение к
проблеме, приведя аргументы
(не менее 2-х)

(К-4)



Слайд 13СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
Я согласен с автором в том , что…
С моей точки

зрения , эта проблема весьма актуальна…
Трудно не согласиться с автором в том , что…
Нельзя не согласиться с автором текста в том, что…
Я полностью разделяю позицию автора по отношению…

Слайд 14ПРИ ЭТОМ СВОЯ ПОЗИЦИЯ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ
Однако не совсем точной

является , на мой взгляд , оценка автором (чего?)…
Мне кажется, что в этом автор не совсем прав…
Я думаю, автор не прав , утверждая…
Я думаю , что с мнением автора можно поспорить…
В целом я разделяю точку зрения автора , однако не могу согласиться с тем , что…

Слайд 15СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
Тезис + аргументы
Аргументы должны быть связаны с тезисом.
Аргументы:

а) логические рассуждения
б)пример из жизни
в) литературный (из произведения или из биографии писателя , поэта) (+ 1 балл)
г)предполагаемый пример

Слайд 16АРГУМЕНТАЦИЯ – ЭТО ПРИВЕДЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ОБЪЯСНЕНИЙ, ПРИМЕРОВ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ КАКОЙ-ЛИБО МЫСЛИ

ПЕРЕД ЧИТАТЕЛЯМИ.

Слайд 17Аргумент
Тезис
Иллюстрация 1
Иллюстрация 2


Слайд 18АРГУМЕНТЫ
Не являются литературными аргументами:
а) фольклорные примеры (сказки ,

пословицы, поговорки , былины и т. д.)
б) песни
в) пример из литературы, публицистики (без указания выходных данных)

Слайд 19СИЛЬНЫЕ АРГУМЕНТЫ
Факты, события.
Примеры из художественной литературы.
Статистические данные.
Ссылки на авторитетных людей,

цитаты из их трудов и произведений.
Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа.
Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы.

Слайд 20ТЕЗИС (АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ)


Слайд 23Иллюстрация к аргументу 2
А.Н. Островский «Гроза» - Кабаниха, Катерина, Дикой
Л.Н. Толстой

«Война и мир» - французский и русский язык, их роль в характеристике героев
Н.В. Гоголь «Мёртвые души» - Манилов, Собакевич



Слайд 24ВЫВОД
Таким образом, ничто не
охарактеризует человека
лучше, чем его речь.


Слайд 25ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
При поддерживающей аргументации автор-ученик приводит доводы, подтверждающие тезис автора текста


Слайд 26ТЕЗИС: КНИГА - ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ, КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ПОЗНАВАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР И САМОГО СЕБЯ.

Я полностью согласен с автором. Действительно, многие книги позволяют проникнуть в сложный мир человеческой личности. Так, величайшие русские писатели XIX века Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский создали в своих книгах психологически глубокие, многогранные образы героев, приоткрыв для читателей сокровенные тайны человеческой души. Духовные поиски и заблуждения Родиона Раскольникова, Пьера Безухова, Андрея Болконского - это примеры напряженной жизни человеческой личности, позволяющие нам приблизиться к пониманию того, что есть человек, чем живет его душа.
Кроме того, книги - это то, что объединяет всех нас в некоторую культурную общность: например, образованные люди любой страны знакомы с произведениями Данте, Сервантеса, Шекспира, Достоевского - лучшими книгами, вошедшими в сокровищницу человеческой мысли. Эти произведения составляют «память человечества», хранят уроки прошлого, опыт множества поколений, позволяющий нам лучше понимать окружающий мир и себя.


Слайд 27ОПРОВЕРГАЮЩАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
Формулируя собственную позицию по проблеме, ученик выдвигает контртезис и доказывает

его истинность двумя аргументами.

Слайд 28ТЕЗИС: КОМПЬЮТЕР НЕ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ КНИГУ.
Я не могу согласиться с автором.

Мне кажется, что нет смысла противопоставлять компьютер и книгу.
Во-первых, с появлением компьютерных технологий книга просто обрела новую форму. Например, электронные носители сделали книгу более удобной. Достаточно вспомнить, что информация тридцати томов Большой советской энциклопедии помещается на двух лазерных дисках! А многочисленные аудиокниги позволили услышать уже хорошо знакомые и новые произведения в исполнении профессиональных артистов.
Во-вторых, в новой форме книга стала более доступной. Благодаря возможностям сети Интернет электронными библиотеками можно пользоваться, не выходя из дома. Художественную или учебную книгу можно закачать в телефон и читать ее в поезде или в метро. А на нескольких дисках можно возить с собой всю домашнюю библиотеку!
Итак, обычная книга и компьютер - это разные формы хранения информации, и каждый выбирает для себя ту, которая соответствует его привычкам и потребностям.

Слайд 29НЕУДАЧНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ


Слайд 30ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ АРГУМЕНТАЦИИ
ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с

другой проблемой текста;
приведенные мысли не являются аргументами для выдвинутого тезиса;
в качестве аргументов приведены только примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом;
в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы;
отсутствуют переходы между аргументами;
отсутствует вывод.

Слайд 31ТЕЗИС: ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОКАЗЫВАЮТ РАЗРУШАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Я

не могу не согласиться с мнением автора, ведь точка зрения писателя высказана достаточно убедительно. В качестве собственного примера могу привести такой случай: прежде чем выбрать серьезную профессию, я очень тщательно продумывала это решение, прочитала много книг.

Приведенный пример никак не
соотносится с тезисом и не является
аргументом.


Слайд 32ТЕЗИС: ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОКАЗЫВАЮТ РАЗРУШАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Мне

кажется, что книги скоро исчезнут, потому что люди стали меньше читать. Кино — вот на что люди больше обращают внимание. Но пока выпускаются все новые и новые книги и появляются новые авторы. Значит, книги будут все больше и больше доставлять нам радость.

Рассуждение не только не соотносится с тезисом, но и
обнаруживает внутреннее противоречие: последнее
предложение противоречит первому.


Слайд 33ТЕЗИС: ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОКАЗЫВАЮТ РАЗРУШАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Во-первых,

огромное книжное море ставит перед молодым человеком проблему выбора.
Во-вторых, мне даже страшно представить отсутствие в моей жизни преподавателя литературы. Без него я никогда, наверное, не смог бы постичь малой доли того, что заложено в классической литературе.

Первый аргумент нуждается в примере,
пояснении. Второй не связан с тезисом.


Слайд 34ТЕЗИС: ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОКАЗЫВАЮТ РАЗРУШАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.
В

моей жизни тоже встречались журналы, романы, которые привлекали своей обложкой, но стоило их прочитать, как меня охватывало чувство скуки. Однажды я поехала на дачу и захватила с собой новые журналы, которые купила недавно. Когда я начала их перелистывать, а потом читать, у меня не появился интерес, просто перелистывала страницы.

Можно усомниться в том, что описанный
случай является подтверждением
тезиса.


Слайд 35ТЕЗИС: ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОКАЗЫВАЮТ РАЗРУШАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Я

согласен с мнением автора, потому что в нашей стране не должно быть романов и рекламы, которые бы вскружили голову людям. Например, я стал свидетелем такого случая. Со мной в одном доме живет сосед. Он прочитал в газете рекламу. В ней было сказано, что можно выиграть машину всего за тысячу рублей. Он повелся на эту рекламу, отправив тысячу рублей, но взамен ничего не получил. Его просто «развели». Поэтому я считаю, что нельзя доверять рекламе, лучше вообще ее не читать.

Подмена тезиса. Автор сочинения уходит от
тезиса, рассуждая о вреде рекламы. Бедная
речь пересыпана жаргонными словами –
этическая ошибка.


Слайд 36ТЕЗИС: ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОКАЗЫВАЮТ РАЗРУШАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Автор,

на мой взгляд, увеличивает данную проблему. Я не считаю, что данного типа романы, триллеры вредят организму, но они могут развить фантазии людей, просто отойти от всех проблем и дел.

Бедная речь, речевые ошибки мешают
автору сочинения правильно выразить
свою мысль в виде обоснованного
довода.


Слайд 37«Я разделяю позицию автора. Она близка моему мировоззрению, моему представлению о

том, как должны жить люди. Мне было очень интересно читать про те события, которые описывает Ю. Нагибин в своем рассказе. Когда читаешь художественную книжку, то узнаешь даже больше, чем когда изучаешь историю на уроках или по учебнику».
В отрывке отсутствует аргументация, хотя автор пытается заполнить это место своими суждениями, но они не выполняют функцию доводов, подкрепляющих правоту заявленного тезиса. Это очень распространенная ошибка, вызванная тем, что ученик не понимает главной мысли текста, не выделяет проблему, поэтому свою задачу видит в том, чтобы заполнить отведенное для предполагаемой аргументации место какими-то фразами, в которых выражается либо отношение к автору, либо восприятие изображенных событий, либо дается оценка идеям, персонажам, ситуациям.

Слайд 38АРГУМЕНТЫ СО ССЫЛКАМИ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ И НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ


Слайд 39ТЕЗИС: СПОСОБНОСТЬ К СОЧУВСТВИЮ, СОСТРАДАНИЮ – ВАЖНЕЙШЕЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА.
Я полностью

согласен с автором: невозможно представить себе жизнь общества, в котором нет сочувствия, сострадания ближнему.
Именно человеколюбию учили своих читателей гениальные русские писатели, такие, как Лев Толстой. Любимые герои Толстого - это по-настоящему добрые и милосердные натуры. Вспомните Пьера Безухова, который, как и сам автор романа «Война и мир», строил школы и больницы для крестьян. Вспомните Наташу Ростову, которая убеждает свою семью отдать подводы раненым. Эти поступки героев - пример искреннего желания помочь людям, облегчить жизнь окружающих.

Слайд 40
“Справедливость без силы – одна немощь, сила без справедливости – тиран”


(Блез Паскаль)


Слайд 41АРГУМЕНТЫ
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Образы М.И. Кутузова и Наполеона
М.А. Булгаков «Мастер

и Маргарита»
Образы Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата


Слайд 42


“Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи

с Отечеством”
(Белинский В.Г.)


Слайд 43АРГУМЕНТЫ
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Образы Андрея Болконского, Пьера Безухова,

Наташи Ростовой
Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
Образы старшины Васкова и девушек-зенитчиц


Слайд 44



“Смехом исправляют нравы”

(Оноре де Бальзак)


Слайд 45АРГУМЕНТЫ
Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мёртвые души»
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Сказки»
И.А. Крылов.

Басни
М. Зощенко. Сатирические рассказы («История болезни»)
Теффи. Сатирические рассказы («Жизнь и воротник»)
В.В. Маяковский. Сатирические стихотворения («О дряни», «Пьяница», «Хулиган»)

Слайд 46



“Величие искусства яснее всего проявляется в музыке”

(Гёте И.)


Слайд 47АРГУМЕНТЫ
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
Л.Н. Толстой «Война и мир» (пение Наташи Ростовой

и его воздействие на Василия Денисова)
И. А. Гончаров «Обломов» (пение Ольги Ильинской и его воздействие на Обломова)
Н. Рубцов «В минуты музыки печальной…»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика