Слайд 1
Приложение 12
Речевая культура продавцов и покупателей
Слайд 2Содержание:
Название проекта
Цель
Задачи
Исследовательская работа
Вывод
Заключение
Слайд 3Цель проекта: Выяснить, какие речевые ошибки допускают работники продуктового магазина и
его покупатели и насколько вежлива их речь
Слайд 4Задача проекта: Провести исследовательскую работу в 2-х магазинах (на ул. Пискунова)
по выявлению частых речевых ошибок, уровня вежливости людей, взаимопонимания и поведение в дискуссиях.
Слайд 5Исследовательская работа: Мы договорились с продавцами магазина «Янта», чтобы они разрешили
провести нам исследование в их магазине. А в магазине «Продукты» мы специально не стали сообщать продавцам о нашей работе, и потратили в нем меньше времени на исследование. Но после исследования мы все же сообщили продавцам о проведенной нами работе.
Слайд 7
Наше исследование заключалось в том, что мы стояли в 5-6 метрах
от кассы магазина и наблюдали, как общаются продавцы с покупателями. Некоторые сведения мы записывали.
Слайд 8 Нам пришлось услышать несколько речевых ошибок и неправильное
ударение в словах, и вот некоторые из них:
-оплачивать за услуги (надо: оплачивать услуги)
-более хуже (надо: еще хуже)
-егошний, ихний
-не хватает двести рублей (двухсот)
-тЕфтели (тефтЕли)
-нет время (нет времени)
-считается как лучший чай (считается лучшим чаем)
Слайд 9Несколько просторечных слов:
-Большеватый – вместо великоватый
-Маманя – мамочка
-Мужик – муж
-Жратва –
еда
-По-быстрому - быстренько, быстро
-Зараз – сразу
-Сколько много - так много
-По ходу - похоже
Слайд 10Орфоэпические ошибки:
дОговор (договОр)
-Алкоголь (алкогОль)
-вы неправЫ (вы непрАвы)
-подклЮчен (подклЮчен)
-свеклА (cвЁкла)
-твОрог (твoрОг)
-щАвель (щавЕль)
-кухОнный
(кУхонный)
- тортЫ (ТОрты)
Слайд 11В целом, по нашему мнению, речь продавцов и покупателей негрубая и
достаточно вежливая. Мы не наблюдали конфликтов, грубых и нецензурных слов.
В том магазине, в котором мы не сообщали продавцам о нашей работе, их речь была менее вежливой, и речевых ошибок они допускали больше чем в магазине, в котором продавцы знали о нашем исследовании.
Слайд 13Затем, после проведенного исследования, мы составили статистику типов ошибок в речи
продавцов и покупателей:
Орфоэпические ошибки – 40 % от всех ошибок;
Грамматические – 20 % от всех ошибок;
Употребление лишнего слова (плеоназм) – 5 %;
Нарушение лексической сочетаемости – 15 %
Неправильный выбор падежного окончания – 10 %
Повторы – 7 %
употребление рядом или близко однокоренных слов – 3 %
При этом работники магазины выражались заметно правильнее чем покупатели, что обусловливается особенностями их работы
Слайд 14Статистика вежливости продавцов и покупателей:
«Янта»:
- частое употребление выражений «пожалуйста,
спасибо, спасибо за покупку, всего доброго, приходите к нам еще» - 70 % от времени на обслуживание всех покупателей
«Продукты»:
- употребление вежливых выражений, внимание к покупателям – 20 % от времени на обслуживание покупателей.
В магазине «Продукты» продавцы вели себя более равнодушно по отношению к покупателям, чем в магазине «Янта». Посетители магазина много раз переспрашивали продавцов о каком-либо товаре, на что те часто отвечали невежливо и с пренебрежением.
Слайд 15Вывод:
После проведенного исследования и составленной статистики о
речевых ошибках, мы поработали со статьей в интернете «Культура устной речи» и выяснили, что является их основными причинами.
Основные причины речевых ошибок:
Непонимание значения слова
Лексическая сочетаемость
Употребление синонимов
Многословие
Новые слова
Устаревшие слова
Слова иноязычного происхождения
Разговорные и просторечные слова
Фразеологизмы
Слайд 16Чаще всего для устранения речевых ошибок используются специальные учебники по культуре
устной и письменной речи, в школах вводятся специальные занятия и факультативы. На улицах иногда можно встретить молодых людей, которые предлагают ответить на некоторые вопросы, чтобы узнать, насколько правильно вы говорите, и составить статистику о речевых ошибках.
Мы подумали, как мы могли бы помочь продавцам и покупателям устранить их речевые ошибки. Мы воспользовались той же статьей в интернете, «Культура устной речи».
Так как больше всего, по нашей статистике, люди допускают орфоэпические ошибки, мы составили несколько небольших листков с правилом о том, как научиться ставить ударение в трудных случаях и примеры такого правила. Такие листки мы раздали продавцам и 3 покупателям.