Слайд 1СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
ВИННИЧЕНКО ОЛЕГ ЮРЬЕВИЧ,
ДОКТОР
ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР
Слайд 2Актуальность и научная новизна
Отсутствие внятной концепции специфики российской государственности, национальной правовой
системы и российского правового сознания в современной науке.
Наличие политического заказа на исследование специфики российского общества (выступления Президента РФ на Валдайских форумах, ежегодные послания Федеральному Собранию, гранты РГНФ).
Именно правосознание, правовой менталитет способны обеспечить единство и целостность правовой системы. В основе правореализации лежат правоментальные установки.
Правосознание, а не строгие нормы - ключевой фактор в обеспечении ответственности российских избирателей.
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
Правовая культура общества — это вся сфера материального
и духовного воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретный исторический период. Правовая культура общества характеризуется состоянием и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием законности в стране.
Правосознание – это одна из форм общественного сознания. Это - эмоции, чувства, переживания, взгляды, идеи, теоретико-правовые конструкции, концепции по поводу действующего или желаемого права.
Слайд 4ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
Менталитет - это малоизменяющиеся устойчивые структуры сознания, выражающиеся
в поведении, жизнедеятельности и рефлексии личности или народа и обусловленные культурой, языком, религией, воспитанием, социальным общение.
Правовой менталитет - совокупность относительно устойчивых правовых архетипов, установок, взглядов, воззрений, поведенческих реакций, исторически выработанных определенной национальной общностью, заложенных в глубинном уровне правосознания, которые и определяют в целом устоявшийся, привычный образ правовой реальности.
Слайд 5ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ
Полиэтнический характер российского менталитета и правового менталитета в частности.
Авторитарно-монархический
идеал государствования. Частные интересы полностью растворяются в государственном благе, персонифицированном в единоличном правителе.
Гипертрофия (абсолютное преувеличение) надежд на верховную власть, малая самостоятельность, низкая ответственность россиян за свою судьбу. Отстраненность от активной политико-правовой жизни, локальность восприятия мира, созерцательность.
Понимание права как средства осуществления государственного насилия и произвола. Право на Руси издавна понималось как приказ начальства, который надо выполнять, чтобы избежать наказания, а не как норма, направленная на общее благо. В условиях длительного подавления прав и свобод, индивид, дабы реализовать свои потребности, жизненные интересы, вынужден искать способы обойти закон, «обмануть начальника».
Слайд 6ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ
Этикоцентризм - подчинение права нравственным и религиозным ценностям в
связи со специфическими условиями, в которых формировалось правосознание русского общества (православие). Культ ценностей абсолютного добра, долга, справедливости, бескорыстного служения, подвига, совести. Россиянин скорее будет голосовать за честную и справедливую власть, нежели за компетентную и прагматичную.
В российском правовом менталитете носителем правды является правитель, царь, император; экстраполяция правдоносительства на главного государственного лидера характерна и для современного правового сознания.
В западноевропейском понимании идея свободы умеряется правом и закрепляется в законе, а в отечественном правопонимании свобода понимается как ничем не ограниченная воля.
Отсутствие в русской правовой ментальности культа прав человека и культового отношения к славе и богатству.
Слайд 7ЛИТЕРАТУРА
Абдурахманова И.В. Трансформация массового правосознания в России в первой четверти XX
в.: историко-правовой аспект: Автореф. дис. …д-ра юрид. наук. Ростов-на-Дону. 2009.
Медушевская Н.Ф. Интеллектуально-духовные основания российского права: Автореф. дис. …д-ра юрид. наук. Москва. 2010.
Балаклеец И. И. Правовая культура в условиях модернизации России: реалии, тенденции и перспективы: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. Казань. 2012.
Демченко Т.И. Правовое сознание в древнерусской и российской государственно-правовой жизни: Автореф. дис. …д-ра юрид. наук. Ставрополь. 2011.
Поляков А.В. Коммуникативный подход к праву как вариант постклассического правопонимания //Классическая и постклассическая методология развития юридической науки на современном этапе: Сб. научных тр. – Минск, 2012. – С.25-31.
Социокультурная антропология права: Коллективная монография /Под ред. Н.А. Исаева, И.Л. Честнова. – СПб, 2015.
Честнов И.Л. Постклассическая социокультурная антропология права как направление в современной юриспруденции //Вопросы правоведения. – 2014. – №4. – С.55-69.