ПРЕЗЕНТАЦИЯ к совещанию для зам.директоров по УВР: презентация

Содержание

Подготовила методист ПС РМК Першотравневого р-на ДоронинаТ.Н.

Слайд 1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ к совещанию для зам.директоров по УВР:
«Одаренность. Организация работы с одаренными

детьми. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся.»

Слайд 2Подготовила методист ПС РМК Першотравневого
р-на
ДоронинаТ.Н.


Слайд 3Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое

определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Слайд 4Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися

достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 5 Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые

проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Слайд 6Виды одаренности по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы психики»



Слайд 7Виды одаренности по критерию
“особенности возрастного
развития”:

поздняя одаренность

ранняя одаренность


Слайд 9Реализация программы “Одаренные дети” в районе


Слайд 10Особенности работы с одаренными детьми
I этап – учет сведений о высоких

успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов.
Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.


II этап - диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей.


III этап - основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности.
Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия - консультации).

Слайд 11Проблемы одаренных и способных детей.


Слайд 121. Враждебность к школе. Такое отношение часто появляется от того, что

учебная программа не интересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появиться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок находится в изоляции, замыкается в себе.
3. Конформность. Одаренные дети, отказываясь от стандартных требований, не склонны к конформности, особенно если эти стандарты идут вразрез с их собственными интересами.



Слайд 134.Углубленность в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими

явлениями, как смерть, потусторонняя жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто выбирают общение с детьми более старшего возраста. Из-за этого им сложно стать лидерами.
6. Стремление к идеальности. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность в идеальности. Отсюда чувство неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления познания одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает недовольство в отношениях с другими детьми.


Слайд 14Качества педагога, необходимые для работы с одаренными детьми.
Быть доброжелательными и чуткими.

Разбираться

в особенностях психологии одаренных, способных детей, чувствовать их потребности и интересы.

Иметь высокий уровень интеллектуального развития.

Иметь широкий круг интересов и умений.

Быть готовым к выполнению разнообразных обязанностей, связанных с обучением одаренных и способных детей.

Быть активным.

Иметь чувство юмора.

Проявлять гибкость, быть готовым к переоценке своих взглядов .

Способность к самоусовершенствованию.

Иметь творческое мировоззрение (креативность мышления).


Слайд 15Методики работы с одаренными детьми.
Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных

программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста.

Содержание учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.

Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.

Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.


Слайд 16Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и

свободное использование соответствующих источников.

Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.

Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.

Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.


Слайд 17 Карнэ, Шведел и Уильямс (1983) выделяют следующие особенности

программ для одаренных детей:

знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;

поощрение глубокой проработки выбранной темы;

осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;

акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов высокого уровня;

большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;

более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;

предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;

поощрение творческого и продуктивного мышления;

воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;

создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.

Слайд 18Программы работы с одаренными детьми.
1.Программа С.Каплан. При составлении таких программ, по

мнению С.Каплан (США) необходимо выдерживать следующие требования:

глобальный, основополагающий характер тем и проблем, изучаемых учащимися; междисциплинарный подход при формулировании проблематики;

интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; насыщенность содержания;

направленность на развитие продуктивного, критического мышления.

Большое внимание должно быть уделено развитию личных предпочтений детей, их работе по самостоятельно выбранным проблемам для изучения.

Программа предусматривает 2 основных метода обучения одаренных детей – дедуктивное и проблемное исследование. Первый предполагает движение от обзора, цель которого – помочь учащимся вспомнить то, что уже изучено, и побуждения, стимулирования интереса детей к изучению информации, к ознакомлению с общей гипотезой. На начальном этапе учитель знакомит учеников с общей идеей (проблемой), которую предстоит изучить. После этого дети выдвигают собственные гипотезы и идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, сообщают свою информацию, систематизируют, подтверждают или отвергают свои гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу.

Проблемно-диалогический метод обучения. Он предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую идею. Этот метод обучения обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся и требует постоянного творчества учителя.

Слайд 19 2.Педагогика индивидуализации. Принцип индивидуализации предполагает наличие у учителей значительной компетентности,

которая позволяла бы приспосабливать обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения, применение различных методов к различным группам учащихся.

3.«Методика полного усвоения» (по Дж. Кэрролл, Б.Блум).
Дж.Кэрролл обратил внимание на то обстоятельство , что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковое учебное время, способ предъявления информации и т.д.) Единственное, что остается незафиксированным,- это…результаты обучения. Кэрролл предложил сделать фиксированным параметром именно результаты обучения. В таком случае условия будут меняться, подстраиваясь под достижение всеми учащимися заранее заданного результата.

Этот подход был поддержан и развит Б.Блумом. Он предположил, что способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Б.Блум изучал способности учащихся в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории учащихся:

малоспособные, которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

талантливые (около 5 %), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные; эти дети могут учиться в высоком темпе;

обычные учащиеся (около 90 %), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения.

Т.о., отличительная черта обучения на основе модели полного усвоения состоит в фиксации учебных результатов на достаточно высоком уровне, которого должны достичь почти все учащиеся.

Слайд 20 Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка.
Программа должна включать разнообразный учебный материал, введение в

содержание широких вопросов, тем или проблем, которые требуют междисциплинарного подхода в их изучении, поскольку сфера интересов одаренного учащегося очень разностороння.

Программа должна быть сбалансированной и способствовать всестороннему развитию, не исключая необходимости развития базовых умений и навыков наряду с высшими умственными операциями.

Программа должна предусматривать оптимальный и плавный переход ребенка с одного уровня на другой, чтобы обеспечить поступательный ход ее развития.

Программа должна развивать настойчивость в достижении целей и поощрять внедрение в жизнь результатов работы.

Индивидуальная учебная программа развития и обучения одаренного ребенка.


Слайд 21Наблюдение с целью выявления и развития общей и специальной одаренности (музыкальной,

художественной, математической);
Взаимосвязь с родителями.


Дополнительная информация (о посещении ребенком внешкольных учреждений).

Родители


Педагоги

Анализ продуктов деятельности;
Беседа с родителями и педагогами;
Психологическая диагностика.

Психолог


Анализ полученных результатов;
Занесение учащихся в банк одаренных детей;
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных.

Результат


Матрица выявления одаренных и способных детей


Слайд 23Документальное сопровождение работы с одаренными
1. Общие сведения о педагоге-менторе (Ф.И.О., место

работы, должность, период работы с учеником)

2. Общие сведения о учащемся (Ф.И.О., дата рождения, адрес, учебное заведение, класс (профильный, универсальный)

3. Наличие и реализация учебных программ (программа должна быть сбалансированной и способствовать всестороннему развитию, не исключая необходимости развития базовых умений и навыков наряду с высшими умственными операциями)

4. Результативность сопровождения на протяжении учебного года (победитель или участник олимпиад, конкурсов, соревнований, научно-практических конференций, МАН, “Школы интеллекта”).


Слайд 24РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАБОТЕ
Практическим психологам:
Обеспечивать психологическое сопровождение учащихся при переходе на разную

ступень обучения, при смене учебной и социальной ситуации.

Осуществлять диагностическую работу с учащимися, согласно диагностическому минимуму с целью своевременного выявления, профилактики дезадаптации. Проводить профилактическую и коррекционную работу.

Проводить просветительную и консультативную работу с родителями и учителями, направленную на ознакомление с основными психологическими особенностями учащихся.

Использовать в практике инновационные формы работы (тренинги, социально-ролевые игры и др.) с целью эффективной адаптации этих учащихся.

Вести работу по предупреждению психических и невротических срывов у учащихся, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения.

Оказывать консультативно-методическую помощь всем участникам УВП по вопросам обучения и воспитания учащихся.


Слайд 25РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАБОТЕ
Администрации:
Обеспечивать условия для методической и практической деятельности психологов

и педагогов по психологическому сопровождению адаптации учащихся в школе.

Способствовать проведению психолого-педагогических исследований по вопросу изучения психологических особенностей учащихся.

Рассматривать вопросы личностного развития этих учащихся на педконсилиумах.

Определить систему мероприятий для учащихся в условиях личностно-ориентированного подхода.


Слайд 26РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАБОТЕ
Педработникам:
Учитывать индивидуально-психологические и возрастные особенности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Вести

общую работу с психологом, родителями, администрацией по оптимальной адаптации учащихся в школьном микросоциуме.

Способствовать самореализации и развитию мотивации в учебном процессе.

Способствовать повышению самооценки учащихся посредством включения их в совместную творческую деятельность.

Осуществлять индивидуальный дифференцированный подход в учебно-воспитательном процессе с целью предотвращения дезадаптивных проявлений.

Слайд 27РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАБОТЕ
Родителям:
Оказывать помощь, поддержку, быть особо внимательными, ежедневно обсуждать со

своим ребенком школьные проблемы.

Формировать у ребенка положительное отношение к школе и к учебной деятельности.

Объективно оценивать результаты работы своего ребенка.

Своевременно с ребенком сравнивать различные результаты деятельности, находить причины неудач и намечать пути исправления ошибок.

Поддерживать тесный контакт с психологом, учителями, администрацией по оказанию своевременной помощи собственному ребенку в воспитании.

Дать ребенку правильную установку на оценки, с целью формирования адекватной самооценки.

Повышать уровень самообразования по вопросам психологии и педагогики.


Слайд 28В минуты, когда нам трудно, и мы уже готовы отчаяться, сказочные

ангелы спешат к нам на помощь. Нет такой беды, с которой бы они не справились. Нужно только иметь чистые мысли и доброе сердце.

Слайд 29БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика