ПРЕПОДАВАНИЕ В ЗАДАЧНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА презентация

Содержание

Мы привыкли к тому, что взаимодействие педагога и ученика строится, как правило, в заданьевой форме. Эта форма предполагает, что ученик получает от учителя не только задание, но и способ

Слайд 1ПРЕПОДАВАНИЕ В ЗАДАЧНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Автор: Дудалина Т.Р., ГОУ СОШ

№597

Слайд 2 Мы привыкли к тому, что взаимодействие педагога и ученика

строится, как правило, в заданьевой форме. Эта форма предполагает, что ученик получает от учителя не только задание, но и способ его выполнения. Ребенок редко сталкивается с нестандартными учебными заданиями. Он не осознает целевого назначения данного упражнения в рамках всего курса, какое приращение деятельных способностей он в результате получит, какого место этого учебного материала в курсе в целом. Считается, что все эти вопросы удерживает педагог, который обязан контролировать и обеспечивать обучение учащихся. Такая организация работы ведет к тому, что школьники не могут оценить, что реально каждым из них освоено, что они будут изучать далее. А самое главное, они не умеют ставить собственные задачи и организовать себя на их решение.


Слайд 3Дети используют полученные ими знания в стандартных ситуациях и не умеют

переносить эти знания в другие учебные или житейские ситуации. Возникает проблема активизации учебной деятельности ребенка, то есть создания у ребенка внутренних стимулов для получения знаний; обучения ребенка самостоятельно ставить учебную задачу и искать способы ее решения. Требуется новая технология выхода на обобщенные способы решения проблем вместо использования дробности учебного материала, не позволяющей ребенку видеть типичные учебные ситуации.
Возникает необходимость отказа от традиционной заданьевой формы обучения.
В системе мыследеятельностной педагогики задачная форма обучения (ЗФО) представляется той технологией, с помощью которой педагог имеет возможность ввести ребенка в процессы мышления (порождения нового способа действия).
При работе в задачной форме обучения учитель ставит учащихся перед необходимостью самостоятельно искать пути решения задачи, для которой они не имеют готового, заранее рассказанного учителем способа, но в то же время имеют достаточно знаний, применяя которые в нестандартных ситуациях или по-новому их комбинируя, учащиеся способны прийти к правильным выводам.


Слайд 4Рассмотрим этапы подготовки урока в ЗФО:
Для составления задач – ловушек выбираются

фрагменты программы, представляющие:
традиционную трудность;
сквозные темы учебного предмета (так, например, понятие "сложное предложение", впервые встречающееся в 5 классе, базисно может быть освоено уже на этом этапе). Если на планируемом занятии мы хотим добиться освоения определенного способа (спх), то важным становится понимание - в усложнение или наращивание, какого предыдущего способа мы собираемся вводить новый. А с другой стороны - чем будет являться этот вводимый способ для продолжения работы педагога и ребенка в дальнейшем.

?

?

Способ х



Затем проводится анализ имеющихся знаний и способностей детей для восприятия данного учебного материала (освоение нового способа в рамках этой темы).
Производится выбор учебного материала и формирование заданий для актуализации имеющихся способов.
Конструируются задачи – ловушки, внешне похожие на предыдущие задания, но требующие другого способа решения.

Разворачивание способов деятельности


Слайд 5Степени с отрицательным показателем
Задание 1 а5 : а3 = a

2
Задание 2 а3 : а5 = a -2


Свойства арифметического квадратного корня
Задача 1: Задача 2:
а) а)
б)

Логарифмы
Задача 1: log 0.2 0.008 + log 0.2 625 = 3+ (-4 ) = - 1
Задача 2: a) lg 8 + lg 125
б) log 2 7 + log 2 7/16
Гипотеза : а) log a xy = log a x + log a y
б) log a x/y = log a x – log a y

Посмотрите примеры задач - ловушек


Слайд 6Анализируются предполагаемые способы действия детей. Максимально полно рассматриваются возможные способы действия

детей и продумываются варианты разворачивания учебных ситуаций.
Подбираются и формируются вопросы, которые выведут детей на рефлексию. (Что получим? С чем столкнулись? Как объяснить? В чем противоречие? Чего не знаем?) Важно, чтобы эти вопросы позволили сформулировать ответ на вопрос "Чего мы не знаем?" Отсюда – возможность у детей выхода на самостоятельную формулировку учебной задачи.
Проводится самостоятельная постановка детьми учебной задачи с возможной корректировкой учителя.
Выдвижение проектного хода по разрешению учебной ситуации.
В случае нескольких вариантов проектных ходов – реализация всех предложений и их проверка.
Формулировка нового способа решения и фиксирование его в определенной знаковой форме (схема, модель, правило).

Слайд 7Рефлексия проделанной работы. Для ребенка должно стать очевидным, как он получил

данное знание. Учащиеся в ходе этой работы должны найти ответы на вопросы: почему нельзя было применить для решения поставленной задачи старый способ решения, чем поставленная задача отличается от предыдущих, какие средства для решения задачи были применены, и, наконец, какой новый способ решения был найден и в чем состоит его новизна. Учащиеся должны сформулировать, какие знания и ранее известные способы для решения задач мы имели до начала работы и какие получили в процессе решения. То есть выделить приращение средств решения задач.



Затем дети должны самостоятельно создать задания, на применение нового способа и, наконец, необходимо провести силами учащихся анализ для нахождения места нового способа в общей картине знаний.


Слайд 8Сценарий урока по теме «Решение квадратных неравенств»
До начала урока дети знают:


а) Метод решения неравенств с одной переменной;
б) Метод решения систем неравенств с одной переменной;
в) Разложение квадратного трехчлена на множители;
г) Умеют строить графики квадратичных функций и определять интервалы положительных и отрицательных значений функций;
Актуализация знаний (дети выполняют тренировочные упражнения):
Решить неравенства:
2x-3>x+1
4х-1<0
3+x>0
Разложить квадратный трехчлен на множители :
3) 3х 2 + 5х – 2 = 3 (х – 1 / 3) (х + 2)
Построить график:
4) у = х 2 - 4



Слайд 9Задача – ловушка
Задание А, метод 1:
2x – 8 < 0

-Анализ сделанных шагов:
2x < 8 -прибавили к двум частям неравенства 8;
x < 4 -разделили обе части неравенства на 2
x Є ( - ∞ ; 4 )

Задание Б, метод 2: Возможные варианты решения:
2x 2 – 8 > 0 1) x > ± 2
2x 2 > 8 2) x > 2
x 2 > 4 3) не знаю





*(Имеется видео запись урока в ЗФО по данному сценарию)

Слайд 10Данная технология формирует у учащихся нормы коллективной работы. Важно сформировать у

них способность уме­ния формулировать вопросы и ответы, умения слушать и слышать высказывания других учащихся, удерживать их предложения в памяти и работать с ними. Не секрет, что при традиционном способе обучения учащиеся, часто перестают слушать ответ товарища, как только становится понятно, что их самих не спросят. В процессе занятия в задачной форме обучения педагогу важно специально выстроить процесс мыслекоммуникации.
Технология ЗФО предполагает сравнительно-сопоставительный анализ разных решений, который позволяет:
понять, какими индивидуальными способами действовали учащиеся, и восстановить ход их рассуждений;
сделать очевидным неадекватность использования средств.
Таким образом, задачная форма обучения используется с целью формирования у учащихся способов получения продуктивного результата при поставленных целях и развития умения рефлексивно описать свой путь движения через ситуацию и соответствие поставленных целей полученному результату.


Слайд 11Подводя итог сказанному, отметим что, задачная форма организации - это технология

развития мышления, коммуникации и деятельности.


Слайд 12В нашей школе опыт освоения ЗФО складывался следующим образом:
Работа с литературой

и освоение терминологии.
Анализ и обсуждение технологического образца.
Мыслительное примеривание использование данной технологии при обучении разных контингентов детей и возможности их использования на разных предметах.
Пробы применения отдельных элементов технологии.
Переход к полномасштабным сценариям.
(Комментарий: Если на начальных этапах акцент ставился на задачи – ловушки, то в настоящее время становиться очевидным важность организации этапа рефлексии.)
При ее использовании происходит следующее:
Единицей анализа и проектного сценирования является ситуация учения-обучения.
Антропологические способности ребенка становятся предметом специальной работы учителя.
Совершенствование педагогического профессионализма проявляется в использовании качественно новых средств деятельности.


Слайд 13Деятельностное освоение педагогами задачной формы организации образовательного процесса позволяет:
осуществлять текущую диагностику

при индивидуальной, групповой и коллективной формах работы
организовывать реальные процессы «живого» мышления и понима­ния учащихся
включать «пассивных» и слабоуспевающих детей в учебную дея­тельность на их собственных основаниях
качественно повысить традиционную успеваемость
развить формы коммуникации и рефлексии, как у детей, так и у педа­гогов
осваивать деятельность исследования, планирования, конструирования, сценирования и проектирования.
Следует отметить, что переход на задачную форму обучения тяжел для педагога, прежде всего ломкой стереотипа мышления, так как хочется преподнести все знания самой, а – нельзя. Необходимо дать возможность детям самим сделать выводы.
Освоить принцип создания задач – ловушек не слишком сложно, сложнее так рассчитать приращение информации, чтобы, с одной стороны, дети смогли самостоятельно преодолеть затруднения, а с другой, оно не оказалось бы слишком легким.


Слайд 14После освоения уроков в задачной форме при изучении нового материала, возникает

необходимость перехода на творческие задания при проведении уроков закрепления знаний, так как привычные уроки уже входят в противоречие с творческой работой учащихся. Сдвиги, происходящие с учащимися при использовании этого метода тем заметнее, чем слабее класс. Сильные учащиеся и так мотивированы на учебу, в то время как слабым необходимо дать почувствовать радость умственного труда и возможность сделать открытие самостоятельно. Хочется еще раз подчеркнуть, что для таких классов особенно тщательно следует выбирать уровень сложности задач – ловушек, чтобы не отпугнуть детей слишком сложными заданиями.



Слайд 15Желающим освоить методику проведения уроков в задачной форме можно порекомендовать следующие

этапы освоения этой методики:
Изучение теории по книгам:
Половкова М.В. "Условие освоения задачной формы организации образовательного процесса в школе", Тюменский областной государственный институт развитие регионального образования, Тюмень, 2002г.;
Громыко Ю.В."Педагогические диалоги", стр.172-201, АО"Московские учебники, Пушкинский институт, М., 2001г.;
Устиловская А.А."Задачная форма организации", сборник "Мыследеятельностная педагогика в старшей школе", стр.4-8, "Академия AKPIPRO", М., 2004г.;
"Задачная форма организации мыследеятельности", сборник "Новые содержания образования. Пособие для учителей", стр.259-301, Пушкинский институт, М., 2001г.;
Посещение постоянно действующих курсов МИОО и семинара Устиловской А.А. на базе школы №1314, а также открытых уроков в школах №1314 и №597.
Организацию семинара в школе, в рамках которого можно: обсуждать вопросы теории; сценировать задачи – ловушки; обсуждать проведенные уроки.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика