Слайд 1
Преемственность в работе начального и среднего образовательных звеньев школы как
условие обеспечения непрерывного математического образования, всестороннего развития личности учащегося
Слайд 2Математическая культура – очень важная часть общечеловеческой культуры. Широкое использование математики
в технике, природоведении и других науках делает владение математическими знаниями основным признаком высокой квалификации в большинстве отраслей знаний.
Слайд 3Математическому мышлению свойственна
Высокая логичность
Строгость
Выразительность
Глубина
Точность
Лаконизм
Слайд 4Математическое мышление – это составляющая общей культуры мышления, которое необходимо воспитывать
и совершенствовать.
Мышление человека только тогда можно считать культурным, если оно происходит в полном соответствии с законами логики.
Слайд 5Условием обеспечения непрерывного математического образования, всестороннего развития личности ученика является преемственность
в преподавании математики с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.
Слайд 6Эффективность реализации принципа преемственности в обучении математике на этапе начальной и
основной школы достигается путем создания единой системы диагностики качества математической подготовки.
Слайд 7Критерии качества математической подготовки:
овладение математическими понятиями как элементами системы знаний;
использование рациональных
приемов и способов умственной деятельности как компонентов информационной культуры.
Слайд 8Содержательный аспект преемственности предполагает выполнение учебных планов и программ, овладение учащимися
системы ЗУН на уровне Госстандарта (начального или базового) образования, формирование ключевых компетентностей.
Слайд 9В связи с этим в каждом районе города была проведена работа
по согласованию учебных программ по математике при переходе учащихся из начальной школы в основную.
Слайд 11Технологический аспект преемственности заключается в отборе общих способов обучения, выработке общих
подходов к организации УВП с учетом специфики возраста ребенка и его ведущей деятельности, общих требований к орфографическому режиму (ведение записей в тетрадях, выполнение работы над ошибками, формирование графической культуры).
Слайд 12В пакете документов к семинару предлагается:
требования к проверке письменных работ по
математике в 5-х классах;
рекомендации по оформлению записей в рабочих тетрадях и тетрадях для контрольных работ;
различные виды проверки домашних заданий.
Слайд 13Аналитико – коррекционный аспект преемственности предполагает ведение мониторинга учебных достижений учащихся
4-5 классов, коррекцию индивидуального развития ученика.
Слайд 14ПОРІВНЯЛЬНИЙ АНАЛІЗ
результатів навчальних досягнень учнів 4-х класів ЗНВК № 7
з
математики, української мови за підсумками 2008-2009 навчального року та показників стартового контролю учнів 5-х класів у 2009-2010 навчальному році
Слайд 15ПОРІВНЯЛЬНИЙ АНАЛІЗ
результатів навчальних досягнень учнів 5-х класів ЗНВК № 7
з
математики, української мови за підсумками 2008-2009 навчального року та показників стартового контролю учнів 5-х класів у 2009-2010 навчальному році
МАТЕМАТИКА
Слайд 16
Психолого-педагогические аспект преемственности предполагает:
Психологический
Педагогический
Снижение самооценки
Высокий уровень ситуативной тревожности
Смена ведущей деятельности
Низкая организованность
Иногда
недисциплинированность
Снижение интереса к учебе и ее результатам
Слайд 17Причины потери интереса учащихся к изучению математики
Программа по математике для 5
класса ориентирована на ученика со средними способностями;
сокращение учебных часов на изучение математики;
преобладание традиционных форм работы с учениками;
смена темпа урока.
Слайд 18Проблемы в преподавании математики при обеспечении преемственности между начальным и средним
звеньями школы
Учебники по математике для начальной школы и для 5 класса моделируют учебные процессы разного характера.
Слайд 19Различия в структуре и представлении учебного материала в действующих учебниках
4 класс
5
класс
Тема не разбита на параграфы (пункты)
Теоретический материал представлен в обще – описательной форме
Акценты не всегда расставлены правильно
Нет вопросов после темы
Тема
Теоретический материал (объяснительный текст, выделены правила и формулы)
Примеры решения задач
Вопросы к теме
Задачи для самостоятельного решения (указана дифференциация)
Слайд 20Знакомство с новой структурой учебника, требования использования новых форм работы с
учебной книгой, является причиной потери учебного времени в 5 классе, которая не предусмотрена Программой по математике для 5 класса.
Слайд 21Авторы учебника избегают в изложении материалов букв и буквенных выражений по
причине возрастных особенностей учащихся (недоступно абстрактное мышление). Неспособность детей этого возраста к абстрактному мышлению сильно преувеличена: его можно и нужно развивать.
Слайд 22Стимулировать развитие абстрактного мышления нужно моделированием математических законов и закономерностей с
помощью букв и буквенных выражений.
Слайд 23Учащиеся имеют недостаточно сформированную устную математическую речь: слабое владение математической терминологией.
Как следствие, несформированность у учащихся навыка устного ответа у доски, комментированного выполнения заданий с места.
Слайд 24Недостаточно развита техника чтения. Как следствие:
проблема в понимании математических текстов (теоретического
материала, условия задач);
сложность в разбивке текста на логические части и проведения анализа
Слайд 25Недостаточная скорость письма ведет:
к уменьшению количества решенных упражнений;
снижению объема
учебного материала на закрепление и отработку ЗУН;
потере учебного времени;
к медленному темпу урока.
Слайд 26«Медленный темп не соответствует психологии детского возраста. Ребенок изначально подвижен. Медленный
темп обучения приводит к замедлению умственного развития детей»
Ш.А. Амонашвили
Слайд 27Детям младшего школьного возраста совершенно необходимо знать чему новому они научились.
У ребенка должно быть ощущение продвижения вперед. Идеально, когда он может каждый день сказать себе и окружающим, что нового он узнал.
Слайд 28Решение любой задачи – математическое моделирование
В начальном звене
В среднем звене
Алгоритмический подход
к решению задачи (выбор типа задач, схемы решения).
Алгоритмизация заставляет ученика мыслить в определенном направлении
Логический подход к решению задачи.
Каждая задача – особенная, может иметь неоднозначное решение.
Мысль должна быть свободной, опираться на логические законы (природный дар решения задач).
Слайд 29Учащиеся в начале 5 класса испытывают существенные затруднения при:
решении задач на
зависимость между величинами, которые характеризуют движение и покупку;
нахождении неизвестных компонентов арифметических действий при решении уравнений;
изображении геометрических фигур.
Слайд 30Недостаточные навыки самостоятельности приводят к трудностям при выполнении домашних заданий, упражнений
творческого характера (привычка учащихся прибегать к помощи родителей), при выполнении контрольных и самостоятельных работ в школе (не успевают вложиться в отведенное время).
Слайд 31Трудности, с которыми столкнется пятиклассник при изучении математики
Переход от учителя начальной
школы к учителю математики.
Научный принцип в преподавании предмета.
Увеличение объема учебного материала и темпа урока.
Возрастные особенности – переход к подростковому периоду развития.
Уровень самостоятельности и внимания
Уменьшение помощи родителей.
Слайд 32 Организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее
звено предполагает
Согласовать требования к математической подготовке учащихся на уровне Госстандарта начального и базового образования.
Согласовать методы обучения, обеспечивающие достаточную подготовку младших классов к восприятию обобщенных фактов, правил, законов, адаптации школьников к дедуктивному методу изложения учебного материала.
Слайд 333. Строить обучение математике, чтобы достижение учащимися ОРО было безусловным требованием
и непременно контролировалось.
4. Выявить опорные умения для смежных дисциплин.
5. Сгладить переход от одного учителя к другому.
6. Установить тесную связь в методах работы с учащимися между учителями 4-х и
5-х классов.