Предэкзаменационный психологический стресс у старшеклассников презентация

Содержание

Слайд 1«Предэкзаменационный психологический стресс у старшеклассников»
Семинар для педагогов


Слайд 2У школьников одним из наиболее сильных источников стресса являются школьные факторы,

такие как экзамены, тесты, оценки, мониторинги.


Слайд 3Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными,

подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для обучающихся 9-х и 11-х классов. Экзамен – самый ответственный период в жизни каждого выпускника. Именно на экзамене подводится итог учебной деятельности каждого школьника. Чтобы успешно сдать экзамен, им необходимо хорошо подготовиться к нему. Кроме того, важную роль в подготовке детей к экзамену играет и учитель.

Слайд 4Основные понятия:
Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия,

с предчувствием грозящей опасности.
Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции


Слайд 5Причины стресса
Сомневаются в полноте и прочности своих знаний.
Сомневаются в собственных способностях:

умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание.
Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей - тревожности, неуверенности в себе, астеничности (быстрой утомляемости) и т.д.
Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.
Работа в новых непривычных условиях (незнакомые педагоги, школа, учащиеся, камеры).
Необходимость продемонстрировать свои знания по всему циклу дисциплины.
Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние ребенка.

Слайд 6Ошибки, которых следует избегать
В ходе подготовки к экзаменам родители и педагоги

нередко используют тактику запугивания:
1. запугивание провалом на экзамене («ты ничего не знаешь…», «если не поймешь тему – не справишься с ЕГЭ…», «если сейчас не можешь решить это задание, что уж говорить про экзамен…», «не стараешься – будут плохие результаты»и т.д. и т.п.).
2. запугивание самой процедурой экзамена (на экзамене будет нервозная обстановка, за вами будут постоянно следить…).
Такая тактика не повышает мотивацию, а создает эмоциональные барьеры, которые школьник не может самостоятельно преодолеть.


Слайд 7Эмоциональная стабильность – эта та черта, которая является необходимой
на любом

экзамене
Существуют слова, которые поддерживают детей
«Ты сможешь это сделать»
«Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо»
«Ты знаешь это очень хорошо»
«Все у тебя получится»
и т.д.
Поддерживать можно посредством прикосновений,
доброжелательного выражения лица, интонации голоса,
а также посредством совместных усилий в подготовке.


Слайд 8Эмоциональный настрой


Эмоциональный настрой играет важную роль при подготовке и прохождении испытаний,

т.к. период экзаменов для большинства выпускников является очень тревожным.

создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы (для тревожных детей);
создание ситуации успеха (для неуверенных детей);
снижение значимости экзамена: следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том случае, если обучающийся очень ответственный и старается соответствовать ожиданиям взрослых);
повышение значимости экзамена (для детей, испытывающих недостаток произвольности и самоорганизации);
определение того, в какой помощи нуждается именно каждый ребенок (индивидуальный подход).


Слайд 9Тест “Умеете ли вы владеть собой”

Ответьте “да” или “нет” на следующие

вопросы:

1. Порой хочется крепко выругаться.

2. Иногда одолевает желание крушить все вокруг.

3. Не всегда мое негодование имеет определенную причину.

4. Порой хочется дать кому-нибудь затрещину.

5. В общении с окружающими мне не хватает терпения и выдержки.

6. Меня считают вспыльчивым.

7. Когда кто-то пытается пролезть без очереди, прихожу в ярость и выражаю свое возмущение.

8. Не терплю людей грубых и раздражительных.


Слайд 109. Всегда испытываю неловкость за свою вспыльчивость.

10. Раздражаюсь, когда меня

торопят.

11. Я очень упрямый.

12. Иногда не помню себя от гнева.

13. Со злости бью посуду и ломаю мебель.

14. Порой в гневе мне кажется, что я взорвусь.

15. Придя в ярость, хочу подраться с кем-нибудь.

16. Я очень редко теряю над собой контроль.

Вопросы 1 – 15 — за каждый положительный ответ одно очко, вопрос 16 — за отрицательный ответ одно очко.



Слайд 11Психологическая поддержка

Поддерживать обучающегося– значит верить в него.
Взрослые имеют немало возможностей, чтобы

продемонстрировать обучающемуся свое удовлетворение от его достижений или усилий.

















Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче экзамена.


Слайд 12Рекомендации по снижению тревожности и снятию стресса:
повышение эффективности обучения (приемы активизации

внимания и памяти);
использование техник спонтанного расслабления и повышения уверенности в себе (релаксация, аутотренинг, самоанализ личного стресса);
противострессовая организация труда и эффективный распорядок дня.



Слайд 13 Какие навыки нужно развивать, чтобы лучше подготовиться к ЕГЭ


Слайд 16Упражнения для релаксации


Для рук
1. сжать кисти рук в кулак, разжать

2. максимально растопырить пальцы рук, расслабиться.
Для ног
1. упереться пятками в пол, максимально поднять носки, напрячься, сбросить напряжение.
2. упереться пальцами ног в пол, максимально поднять пятки, напрячься, сбросить напряжение.



Слайд 17 Для лица
1. собрать губы в одну точку, задержать,

расслабиться.
2. крепко зажмуриться,
подержать, расслабиться

Для спины и плечевого пояса
1. поднять плечи максимально вверх, подержать, опустить.



Слайд 18Упражнения на саморегуляцию
Ритмичное четырехфазное дыхание
Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть,

распрямиться и положить расслабленные руки на колени.
Первая фаза (4–6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднять руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточить свое внимание в центре ладоней и почувствовать сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).
Вторая фаза (2–3 секунды). Задержка дыхания.
Третья фаза (4–6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисовать перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).
Четвертая фаза (2–3 секунды). Задержка дыхания.
Дышать таким образом не более 2–3 минут.
Сосредоточение на пульсе.

Слайд 19Комплекс упражнений для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы,

на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Регулярное проведение упражнений для глаз эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.


Слайд 20Оказание помощи в организации режима дня
Вы можете оказать им помощь

в распределении учебного материала по дням, - в определении еженедельной нагрузки, - в составлении плана. Составление плана помогает справиться с тревогой: школьник начинает понимать, что успеть выучить весь материал вполне реально, у него достаточно времени для этого.

Школьники часто волнуются, т.к. им кажется, что объем материала очень большой, и они не успеют все выучить к экзаменам.


Слайд 21 Приметы, часто дают положительный психологический настрой и дополнительную уверенность.
В ночь

перед экзаменом положить учебник (либо конспект) под подушку Считается, что так материал запоминается ночью, пока спишь.
Перед экзаменом завязывать шнурок на запястье "на счастье" "Узелок на память"
Класть в туфлю под пятку пятикопеечную монету Возможно, пять копеек - пять баллов?..


Слайд 22Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика