Слайд 1
Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание
– это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед обществом.
Слайд 2Обоснование необходимости педагогической поддержки современной российской семьи.
Разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сфере современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.
Разрушены нравственные представления о браке и семье:
Супружеские отношения перестали быть выражением любви и духовного единства;
Утратилось представление о нерасторжимости брака;
Воспитание детей стали воспринимать как тяжкое и нежелательное бремя.
Слайд 3Повреждены устои семьи:
Фактически разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
Утрачен традиционный уклад семейной жизни;
Нарушены
связи между поколениями;
Традиционные отношения послушания, уважения к старшим вытеснены из жизни, заменены противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения взрослых, педагогов.
Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
Культ жизненного успеха, карьеры и достатка привел к падению престижа материнства и отцовства;
Слайд 4Низкая рождаемость: смертность превышает рождаемость последние пятнадцать лет, ежегодно население России
уменьшается в среднем на 750 000 человек; по прогнозам специалистов к 2017 году численность россиян уменьшится на 22 миллиона человек;
Растет численность совершённых абортов – на каждые 10 зачатых детей рождается 3 ребенка;
Увеличивается количество брошенных и беспризорных детей, социальных сирот. За последние 15 лет в с. Воеводском количество опекаемых детей возросло с 1 до 14, из них 7 – ученики нашей школы.
Слайд 5Данные по Целинному району
за 2005 – 2007 гг.*
* Данные взяты
из статистического учета по ЦРБ
Слайд 6
4. Деформация сферы семейного воспитания:
Утратилось традиционное понимание семейного воспитания, направленного
на установление духовной общности с детьми;
Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья не в силах удержать детей от порока;
Прервалась преемственность педагогической традиции в семье, общих трудовых дел и праздников;
Представители старшего поколения чувствуют себя нужными только когда детям и внукам необходима материальная поддержка, все больше стариков оказываются брошенными на закате жизни.
Слайд 7
5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
Чрезвычайно велик процент
детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных и детско-родительских отношений;
Нарушены процессы формирования нравственной сферы: маленькие дети усваивают искаженные нравственные эталоны, дети школьного возраста не способны согласовывать свое поведение с нравственными правилами и ориентирами, в молодежной среде царит культ жестокой силы, господства материальных ценностей над духовными;
Слайд 8
Духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков
на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала.
У подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
В силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.
Слайд 9Приоритет семьи в воспитании ребенка
То, что
воспитанием ребенка в первую очередь должна заниматься семья, сомнению не подлежит. Но в настоящее время, когда институт российской семьи переживает кризис, в вопросах воспитания семья и школа являются партнерами. С 2007 учебного года приняты новые УМК, в которых определены приоритетные направления работы педагога:
Развитие креативности;
Воспитание;
ЗУНы;
Охрана здоровья;
Раскрытие индивидуальности.
Слайд 10Анкетирование учеников
Для выяснения мнения учеников о
привлечении родителей в школу было проведено анонимное анкетирование в 9 -11 классах. Приняли участие 38 учеников.
Анкета «Участие родителей в жизни школы»
Как часто твои родители посещают школу?
Ходят ли они на собрания? Если нет, то почему?
Участвуют ли твои родители в школьных мероприятиях?
Хочешь ли ты, чтобы твои родители принимали участие в решении вопросов о школьной жизни? Почему?
Слайд 11Результаты анкетирования
1. Как часто твои родители посещают школу?
Слайд 122.Ходят ли они на собрания? Почему?
Слайд 133. Участвуют ли твои родители в школьных мероприятиях?
Слайд 144. Хочешь ли ты, чтобы твои родители принимали участие в решении
вопросов о школьной жизни?
Слайд 15Какие выводы можно сделать по результатам анкетирования учеников?
Около 47% учеников не
желают делить свою школьную жизнь со своими родителями;
Около 47% родителей не желают вмешиваться в школьную жизнь, ссылаясь на дела;
Около 16% родителей настолько мало интересуются жизнью детей, что никогда не ходят в школу;
Около 40% родителей принимают участие в школьных мероприятиях.
Слайд 16Анкетирование родителей «Методика изучения удовлетворенности родителей работой школы»
В
анкетировании приняли участие 35 родителей (в основном из начальной школы). Средний балл по 15 вопросам равен 2.95, т.е попал в рамки от 2 до 3 – средний уровень удовлетворенности.
Наиболее высокий суммарный средний балл в вопросах:
№2 – в среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно (6.41);
№3 – педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку (6.59);
№5 – В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель (6.47);
№6 – педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка (6.41);
Слайд 17 Эти данные можно рассматривать как показатель теплого психологического
климата в классе, школе. В то же время настораживают низкие баллы в вопросах:
№ 8 – учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка (5.45);
№15 – школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни (5.11).
Можно предположить, что родителей не устраивает профессионализм педагогов или воспитательная концепция школы в целом.
Слайд 18Системный подход к решению проблем педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания
детей.
Для обеспечения системного подхода к решению проблем педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей необходимо четко представлять содержание данной работы:
Нормативно-правовое обеспечение (принятие программы семейного воспитания);
Организационное обеспечение (традиционно сложившиеся формы и методы просвещения, педагогической, социально-психологической работы с семьей);
Информационно-просветительское обеспечение (беседы, лектории, собрания с тщательно подобранной тематикой);
Кадровое обеспечение (классные руководители, психолог, ЗВР);
Научно-методическое обеспечение (разработка программ на основе новейших научных разработок с учетом особенностей региона).
Слайд 19
учитель
ребенок
родитель
Схема существующего взаимодействия между участниками учебного процесса
В данной схеме уровень напряженности у ребенка очень высок, так как при минимальных контактах между учителем и родителем ребенок является промежуточным звеном в общении.
Слайд 20Наиболее оптимальное размещение участников взаимодействия
При более тесном сотрудничестве
между родителями и учителями уровень напряженности у ребенка снижается, что делает обстановку наиболее рабочей, творческой, безопасной.
учитель
ребенок
родитель
Слайд 21Возможно ли повышение мотивации достижений у детей через сотрудничество с родителями?
Мотивация избегания неудач у младшего школьника обусловлена расхождением в оценках учителя и оценках, ожидаемых родителями. При их значительном расхождении у ребенка появляется чувство неуверенности в своих силах, что ведет к снижению результатов. Напротив, при сближении оценок учителя и родителя у ребенка формируется адекватная или чуть завышенная самооценка, способствующая самостоятельности и уверенности в себе.
Слайд 22 На мотивацию достижений влияет тип семейного воспитания. Потребность
в достижении успехов формируется, в основном, у детей в семьях без отклонений, нарушений в воспитании.
Развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха напрямую связано с тем, насколько едины в своем сотрудничестве с ребенком семья и школа.
Слайд 23Формы и методы работы с семьей:
Проведение праздников для родителей: День матери,
День пожилого человека, День защитников Отечества, 8 марта, День семьи (как в школе, так и в классе);
Оформление выставки детских работ «Моя семья», «Мой папа», «Моя мама», «Как жили наши бабушки», «Мое будущее».
Слайд 24
Проведение семейных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья», «Наше хобби»,
«Моя мама - рукодельница», «Герб семьи», «Наши корни или история моей семьи».
Занятия с элементами игры по созданию гармоничных внутрисемейных отношений под руководством психолога.
Проведение конкурса на лучший рассказ о своей семье.
Слайд 25
Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, посещение совместно с школьным или
районным инспектором по охране прав детства, приглашение родителей на заседание комиссии при администрации сельсовета, районной администрации.
Введение факультативного курса в старшем звене «Подготовка к семейной жизни».
Привлечение родителей к участию в работе Совета школы, родительского комитета, попечительского Совета.
Слайд 26Каким образом строится работа с семьей в нашей школе?
Какие функции взаимодействия
с семьей классный руководитель считает приоритетными (информационную, воспитательно-развивающую, формирующую, охранно-оздоровительную, другую)?
Какие способы и формы установления контактов с семьей учащегося использует классный руководитель (посещение семьи, пропаганда семейного воспитания, педагогические поручения)?
Слайд 27Какова система работы классного руководителя с неблагополучными семьями?
Какие формы совместной работы
с родителями (массовые, групповые, индивидуальные) использует классный руководитель?
Какие традиции сложились в работе с родителями?
Осуществляет ли классный руководитель дифференцированный подход в работе с родителями?