Практическое занятие №3Методы психолого-педагогического исследованияТема: Развитие выразительности речи учащихся 3 класса на уроках чтения презентация

Содержание

Особенности применения методов изучения психолого-педагогической литературы Изучение психолого-педагогической научной и методической литературы, рукописей, архивных материалов и т.д. служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, его сторонах и

Слайд 1Практическое занятие №3 Методы психолого-педагогического исследования Тема: Развитие выразительности речи учащихся 3 класса

на уроках чтения

Презентацию подготовили:
студентки группы НОА2
Мальцева Екатерина
Вавринюк Любовь


Слайд 2Особенности применения методов изучения психолого-педагогической литературы
Изучение психолого-педагогической научной и методической литературы,

рукописей, архивных материалов и т.д. служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, его сторонах и связях, обнаружения пробелов, неясностей в разработке выбранной для изучения проблемы. Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать уже разработанные концепции, установленные факты, накопленный педагогический опыт, четко очертить грани предмета исследования.
Работа над литературой начинается с составления библиографии — списка подлежащих изучению произведений, их перечня, научного описания, приведения необходимых указателей. Библиография обычно включает книги, учебники, учебные и учебно-методические пособия, журналы, статьи в сборниках научных и методических трудов, тезисы докладов на различного уровня конференциях, монографии, реферативные обзоры, авторефераты диссертаций и др.

Слайд 3Для того чтобы охватить основную литературу по избранному направлению исследования, при

работе в библиотеке используются два наиболее распространенных вида каталогов (составленных в определенном порядке перечня литературных источников): систематический и алфавитный. В первом литература расположена по проблемам или наукам, во втором — по алфавиту (фамилии автора или названию коллективной монографии, учебника или учебного пособия). Наряду с этими источниками, можно обратиться к справочно-библиографическим указателям, электронным библиотечным каталогам, информации о выходящей литературе и рецензиях на нее, а также к справочному и библиографическому аппарату книг, имеющихся в распоряжении самого исследователя.
Сведения о литературе выписываются обычно на карточки (стандартный размер 7,5 х 12,5 см). Важно точно указать автора или редактора книги, статьи, брошюры; название и год издания; издательство, том, выпуск и номер издания. Если используются отдельные цитаты — то и номера страниц, на которых они приведены.
Первичное ознакомление с литературой и другими источниками должно дать представление о проблематике, основном содержании того или иного произведения. Для этого полезно сначала ознакомиться с аннотацией, введением, оглавлением, заключением, бегло просмотреть содержание источника. После этого определяется способ проработки издания: тщательное изучение с конспектированием; выборочное изучение, сопровождающееся выписками; общее ознакомление с аннотированием и т. д.

Слайд 4Сведения для аналитической работы требуют иной системы записей. Интересующие исследователя положения,

методики, тезисы, идеи записываются на отдельных листах, имеющих соответствующие графы: название источника, основное понятие или проблема, цитируемое положение или определение с указанием страницы, собственные комментарии цитируемого и др.
Результаты работы с литературой по каждому изучаемому вопросу желательно оформить в виде тематических обзоров, рефератов, рецензий и других источников, в которых излагаются основные интересующие исследователя научные положения. При этом важно вскрыть существующие противоречия в подходах к изучаемой проблеме, выявить совпадающие и несовпадающие точки зрения на предмет исследования, разработанные положения, существующие в них неясные и дискуссионные вопросы. Следует выделить, что нового автор каждой работы вносит в исследование проблемы, какие оригинальные подходы и решения он предлагает, в чем их научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
На этом же этапе целесообразно высказать и зафиксировать свое отношение к авторским позициям, к полученным исследователями выводам.

Слайд 5Методы, которые мы будем использовать в своём исследовании:
метод опроса – беседа;
наблюдение;
констатирующий

эксперимент



Слайд 6Беседа
Беседа – один из основных

методов педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования. Исследование методом беседы предусматривает наличие общего плана, как правило, не включающего конкретных вопросов (в отличие от анкет и опросников), с выделением основных тем и положений, которые должны быть затронуты для получения желаемого результата. Подготовка беседы включает в себя подбор целевых и поддерживающих вопросов, которые экспериментатор намерен задавать во время беседы. Поддерживающие вопросы помогают вести беседу, поддерживать разговор, а целевые необходимы, чтобы выяснить задачу исследования. Вопросы, подобранные для беседы, образуют список, который называется вопросником.


Слайд 7Вопросник
Вопросы для учителя:
Какие методы и приёмы Вы используете для развития выразительности

речи третьеклассников?
Какие задания Вы используете для развития выразительности речи третьеклассников?
Какие критерии сформированности выразительности речи Вы можете назвать?
По каким критериям Вы оцениваете выразительность речи третьеклассников?
У какого процента класса сформирован навык выразительности речи?



Слайд 8Вопросы для учеников:

Читает ли вам учитель на уроках литературного чтения

выразительно стихотворения?
Читаете ли вы выразительно произведения и стихотворения на уроках литературного чтения?
Задают ли вам учить наизусть стихотворения?
Рассказывал ли вам учитель о правильном дыхании и логическом ударении во время чтения?
Объясняет ли вам учитель значения незнакомых слов из произведений \ стихотворений?
Инсценируете ли вы по ролям произведения и сказки на литературном чтении?

Слайд 9Наблюдение
Наблюдение — основной, наиболее

распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Наблюдаемый не знает о том, что он является объектом наблюдения, которое может быть сплошным или выборочным, — с фиксацией, например, всего хода урока или поведения только одного или нескольких учеников. На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения заносятся в специальные протоколы, где отмечается фамилия наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время и цель. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.
Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основные из них:  1. Целенаправленность наблюдения. Заключается не только в преимущественной направленности наблюдений на выбран­ные объекты, но и в том, что их описание проводится в свете определенной педагогической или психологической концепции, в ее понятийно-терминологической системе. 

Слайд 10 2. Аналитический характер наблюдения. Из общей картины наблюдатель

выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются.  3. Комплексность наблюдения. Эта черта вытекает из целостного характера социально-педагогического процесса и требует не выпускать из поля зрения ни одной его существенной стороны или связи.  4. Систематичность наблюдения. Необходимо не ограничиваться разовым "снимком" наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) наблюдений выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.  Эти и другие черты одновременно являются требованиями, которым надо следовать при организации научного Наблюдения. 
Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов: .  1) выбор предмета наблюдения (поведение), объекта (группа или индивид), ситуации;  2) постановка целей и задач;  3) выбор способа наблюдения и регистрации данных, метода обработки результатов;  4) составление плана наблюдения (ситуация - объект - время);  5) подготовка необходимых документов и оборудования;  сбор данных;  6) обработка и интерпретация полученной информации, оформление и анализ результатов, теоретических и практических выводов. 

Слайд 11Организация наблюдения:
Предмет наблюдения: ученики (пронаблюдать за их навыками выразительного чтения) и

учитель (работа направленная на развитие выразительного чтения: задания, приёмы, методы и методики).
Цели и задачи соответствуют их постановки в самом психолого-педагогическом исследовании.
Выборочное наблюдение, — с фиксацией, наблюдаемого в специальные таблицы.



Слайд 12Констатирующий эксперимент
Цель эксперимента: проверить уровень развитости выразительности речи у учащихся 3-го

класса на уроках чтения.
Определить уровень мы сможем с помощью 3-х критериев:
Дикция;
Умение ставить логическое ударение в нужном месте;
Расстановка пауз.
Диагностическим материалом послужит стихотворение А. С. Пушкина – «Зимнее утро».

Слайд 13По результатам эксперимента мы сможем поставить оценку по каждому критерию каждого

из учащихся и выявить средний уровень развитости выразительного чтения у них.
Условно мы выделяем 3 уровня:
Хороший – 4-5 баллов;
Средний – 3 балла;
Низкий – 1-2 балла.

Слайд 14Правила проведения беседы:
Ведение беседы всегда имеет какую-то цель: мы никогда не

общаемся с людьми «просто так». Даже если мы общаемся «ни о чем», мы делаем это не просто так, а чтобы получить удовольствие от общения с приятным человеком или «в дипломатических целях» — чтобы поддержать хорошие отношения с собеседником. Основные правила ведения беседы просты, но почему-то мы часто их забываем. К тому же, чем больше людей участвует в разговоре, тем сложнее бывает эти правила соблюдать.
 Если вы собираетесь вступить в беседу, которая уже в разгаре, не нужно спешить: для начала прислушайтесь, поймите суть разговора, после чего решите, будет ли уместным ваше участие в этом разговоре.
Если вы начинаете разговор первым, осторожно выбирайте тему: она должна быть интересной для всех (или хотя бы для большинства) присутствующих. В малознакомой компании не стоит говорить о политике или религии, поднимать семейные темы — в общем, тема разговора не должна быть слишком личной или потенциально спорной.
Правильное ведение беседы требует умения не только говорить, но и слушать. В разговоре принимают участие несколько людей, а это значит, что возможность высказаться должна быть у каждого. Беседа не должна превращаться в монолог, поэтому следите за собой. Если же в «глухаря на току» превращается кто-то из собеседников, постарайтесь мягко намекнуть ему, что другие тоже хотят высказаться.
Когда к вам обращаются с вопросом, не отвечайте односложно (скажем, просто «да» или «нет»). Такие ответы зачастую отбивают у людей всякое желание вести беседу, так как демонстрируют отсутствие интереса с вашей стороны (даже если на самом деле это смущение или усталость). Даже если вам нечего ответить на вопрос, кроме «да» или «нет», постарайтесь немного расширить ответ, чтобы он звучал не так отрывисто.


Слайд 15Если беседа не клеится, можно попробовать разрядить обстановку шуткой. Но шутки нужно

подбирать очень аккуратно, особенно в малознакомой компании: всегда существует риск, что ваша острота может обидеть кого-нибудь из присутствующих. Поэтому избегайте шуток об определенных группах людей (национальности, профессии и т. п.), двусмысленных шуток. Вообще, если шутка вызывает у вас хоть малейшие сомнения — не шутите.
В ходе беседы могут подниматься спорные вопросы и возникать разногласия. Каким бы сильным ни было искушение отстоять свою точку зрения, не нужно терять уважение к собеседнику. Разумеется, никто не говорит, что вам следует отказаться от своего мнения, но возражать собеседнику нужно ненавязчиво и деликатно, избегая резких выражений и переходов на личности. Не навязывайте никому свое мнение и свои взгляды, не насмехайтесь над чужой точкой зрения.
Во время разговора следите за своей речью. Старайтесь воздерживаться от использования специфического сленга, профессионального жаргона и редко используемых иностранных слов, которые могут быть непонятны многим из присутствующих. И, естественно, никаких грубостей. Разумеется, многое зависит от того, с кем именно вы общаетесь, — в компании близких друзей границы допустимого значительно расширяются — но не стоит забывать об элементарных правилах приличия.
Вообще, ведение беседы подчиняется фундаментальному принципу, применимому практически в любой ситуации: не говорите собеседнику того, чего сами не хотели бы услышать. Разговор должен строиться на взаимном уважении, только при соблюдении этого условия все собеседники останутся довольны беседой и друг другом.


Слайд 16Правила проведения анкетирования
1. Каждый вопрос должен быть логически отдельным. Он не

должен быть «множественным», т. е. совмещать (явно или неявно) два или более подвопроса.
2. Нежелательно применение малораспространенных слов (особенно иностранных), узкоспециализированных терминов, многозначных слов.
3. Следует стремиться к краткости, лаконичности. Длинные вопросы затрудняют их восприятие, понимание и запоминание.
4. К вопросам, касающимся малознакомых опрашиваемому тем, допустимо сделать небольшое предисловие (преамбулу) в виде пояснения или примера. Но сам вопрос должен оставаться кратким.
5. Вопрос должен быть, насколько это возможно, конкретным. Лучше касаться отдельных случаев, конкретных предметов и ситуаций, чем абстрактных тем и каких-либо обобщений.


Слайд 176. Если в вопросе содержатся указания или намеки на возможные ответы,

то спектр вариантов этих ответов должен быть исчерпывающим. Если добиться этого невозможно, то вопрос следует переформулировать так, чтобы в нем не было никаких подсказок.
7. Вопросы не должны понуждать респондентов к неприемлемым для них ответам. Если с содержательной точки зрения этого избежать трудно, то необходимо сформулировать вопрос так, чтобы у опрашиваемого была возможность ответить без ущерба для себя, «без потери лица».
8. Формулировка вопроса должна предотвращать получение стереотипных ответов. Такие шаблонные, ни к чему не обязывающие ответы обычно очень слабо насыщены полезной для исследователя информацией.
9. Следует избегать употребления в вопросах неприятных для респондента слов и выражений, способных вызвать его негативное отношение к вопросу.
10. Недопустимы вопросы внушающего характера.

Слайд 18Правила проведения тестирования
Начинать исследование нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть

желание выполнить задание, надо стараться до начала «исследования вызвать улыбку», создать «хорошее настроение».
Общая инструкция для испытуемого. У испытуемого не должно возникнуть впечатления, что его экзаменуют. Начинать надо примерно так: «Я хотел бы о чем-нибудь поговорить с тобой. Ты, в принципе, не возражаешь, нет? Ну, хорошо. Давай я о чем-нибудь спрошу тебя. Если знаешь, ответишь, если нет – не беда. О чем тебя спросить?» таким образом, все должно начинаться как бы с «экспромта». Вход в работу для ребенка должен быть незаметен, как в игру.
При постановке вопроса следует уделять большое внимание точности формулировки и четкости в произношении.
Любой ответ, кроме явно отрицательного, нужно поощрять: «правильно», «молодец», «очень хорошо» и т.д.
Неудачные ответы необходимо обязательно «амортизировать», чтобы не вызвать отрицательного отношения к дальнейшему исследованию. Если испытуемый говорит «не знаю», надо ответить «Ну что ж, это не имеет значения», «да, это тебе рановато знать» и т.д.
Если вместо ответа испытуемый молчит, необходимо любым способом стимулировать его к ответу вообще, а не к какому-либо конкретному. Не подсказывать, не наводить на определенный ответ! Но не переходить к следующему заданию, если на предыдущее не было ответа.
Если дается два непротиворечивых ответа, но разного качества – оценивать по лучшему из них. В случае противоречивых высказываний, спросить: «Ну, так как правильно?»


Слайд 19Вопрос повторяется полностью в первоначальной формулировке, если в течение 10-15 сек,

не было ответа. Исключение – 6-й субтест («Повторение цифр»). В 3-м субтесте («Арифметическом») можно повторить задачу по просьбе исследуемого, но время отсчитывать с момента первого прочтения.
Дополнительные ответы ставятся только в тех случаях, когда ответ испытуемого невозможно оценить в 0 или 1 балл. При ответе, находящемся между 1 и 2 баллами. Дополнительный вопрос не задается, и ответ оценивается в 1 балл. Форма постановки дополнительного вопроса должна быть самой общей: «Расскажи мне еще что-нибудь об этом?», «Скажи мне что-нибудь еще?»
При тестировании нередки случаи, когда ребенок выполнил задание неправильно, но не подозревает этого, а время, положенное на его выполнение не истекло. Экспериментатору в этих случаях необходимо сделать вид, что он еще не видел результата, так как чем-то занят. Испытуемому же в течение положенного времени для этого задания необходимо говорить: «Я пока занят, а ты занимайся своим делом, старайся все сделать аккуратно, хорошо».
Стремясь дать возможно большее количество ответов, и в то же время не перегрузить текст повторениями, нами в записи контрольных ответов введена система альтернативных слов, частей фраз или полных фраз. Наряду с основными определениями, в тексте в скобках приводятся альтернативные слова, выражения, замена на которые не изменяют данную оценку. Альтернативные выражения ограничиваются с обеих сторон скобками и стоят сразу после замещаемого слова.

Слайд 20Правила проведения интервью
1. При первом обращении может возникнуть ситуация, когда намеченный

респондент отказывается от участия в опросе, ссылаясь на возраст недостаточную грамотность и т.д. Интервьюер должен вежливо объяснить ему, что опрос проводиться по научно разработанному методу и необходим опрос представителей разных слоев населения. В том случае, когда намеченный респондент все-таки не согласен участвовать в опросе, рекомендуется обратиться к человеку с теми же социально-демографическими показателями из дополнительного списка.
2. Беседа должна проходить с глазу на глаз с опрашиваемым. Если по каким- либо причинам в комнате неизбежно присутствует третье лицо, оно не должно принимать участие в беседе и влиять на ответы респондента.
3. Опрос не должен проходить на ходу и носить отпечаток торопливости. Оптимальная продолжительность интервью -до 40 минут.
4. Вопросы задаются в той форме и той последовательности, как они расположены в бланке анкеты.


Слайд 215. Интервьюер должен контролировать собственное поведение, чтобы исключить какое-либо влияние на

ответы опрашиваемого. Не допускать ни каких знаков одобрения или не одобрения в отношение суждений собеседника . Собственное мнение интервьюера не должно проявляться даже в тоне задаваемых вопросов, а тем более исключено давление подталкивание опрашиваемого к определенному ответу, всяческие подсказки также исключаются.
6. Если ответ опрашиваемого не позволяет сделать вывод о его позиции по данному вопросу необходимо предложить уточнить ответ , не подсказывая варианта такого уточнения. В случае когда опрашиваемый не понял вопроса его необходимо переспросить его о том же самом, но другими словами.
7. Если респондент не может в силу некоторых причин именно сейчас отвечать на вопросы анкеты, интервьюер договаривается об удобном для человека времени.


Слайд 22Возможности применения метода моделирования в психолого-педагогическом исследовании
Моделирование – это основа научной

деятельности как в процессе анализа теоретических материалов, сбора и обобщения эмпирических данных, так и на всех других этапах исследования. Моделирование составляет суть исследовательских действий в образовании.
Основу теоретического уровня научного исследования в образовании составляет моделирование педагогических явлений, процессов и деятельности.
В исследовании объектов образования используются различные модели, которые можно классифицировать по разным основаниям. Если моделирование применяется для совершенствования образовательной практики, то целесообразно опираться на систему следующих трех моделей:
– модель процесса становления исследуемого феномена (свойства, качества или деятельности) как целостной саморазвивающейся системы;
– модель педагогических условий (или совокупности типов деятельности воспитанника) как педагогической среды становления этого свойства;
– модель профессиональной деятельности педагога по организации деятельности воспитанника (или педагогических условий), предусмотренной предыдущей моделью.


Слайд 23Роль моделирования в исследовании. Модель определяет содержание метода моделирования, который большинство авторов относят к

так называемым специализированным методам исследования. Изучается не сам объект познания, а его изображение в виде модели, но результат исследования переносится с модели на объект.
В исследовании модель – это отправная точка, т.е. то, с чем сравнивается исследуемый объект. Но модель – это также и способ представления результатов исследования, объединения их в целостную картину. Моделирование придает исследовательской деятельности целенаправленный, технологический характер.
Коварство моделирования в том, что, несмотря на всю его привлекательность, а также возможность охватить систему в целом, приходится прибегать к условным схемам, вводить очень много допущений. В результате появляются модели, не имеющие ничего общего с моделируемой действительностью, искажающие ее. Исследовать их – пустая трата времени и сил: нужно сперва доказать справедливость модели

Слайд 24Литература
http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=133
http://bookucheba.com/issledovanie-psihologii-knigi/beseda-kak-metod-19136.html
Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. — СПб.: Питер.

— 2004. - 268 с.
Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова ; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 320 с




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика