Слайд 1Повышение качества
математического (геометрического) образования
на уроках наглядной геометрии
в 5-6
классах.
Часть 1 «5 класс»
Учитель математики
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Удомельская средняя общеобразовательная школа №5 с углублённым изучением отдельных предметов»
Летунова Наталья Владимировна
2015 г
Слайд 2 Мир геометрии окружает нас с самого рождения.
Всё,
что мы видим вокруг так или иначе относится к геометрии:
капля воды, загадочный узор снежинки, прямоугольник окна…
Ничего не ускользает от внимательного взгляда Геометрии.
Слайд 3
Чтобы научить детей внимательно смотреть вокруг, видеть красоту обычных
вещей, делать выводы об увиденном,
в нашей школе
в 5 и 6 классе
1 раз в неделю
ведётся предмет «Наглядная геометрия»
Слайд 4
Преподавание ведется по пособию для общеобразовательных учреждений «Наглядная геометрия 5-6
классы,
авторы
Игорь Федорович Шарыгин
и Лариса Николаевна Ерганжиева.
Его можно использовать на уроках для обогащения геометрического материала действующих учебников, а также для работы в кружках и факультативах.
Слайд 5
Пособие содержит уникальный задачный материал по геометрии,направленный на развитие геометрической интуиции,
пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков.
Основные приёмы решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент.
Слайд 6
На первом занятии мы предлагаем решить ребятам задачу:
Как из
6 одинаковых спичек сложить 4 одинаковых треугольника?
Как правило дети не могут сообразить как решить задачу, потому что привыкли мыслить на листе бумаги…, то есть в плоскости!
Слайд 7
Изумлению пятиклассников нет предела, когда им показываешь правильное решение используя третье
измерение, попросту построив из этих спичек пирамиду.
С этой задачи начинается разговор о планиметрии и стереометрии.
Слайд 8Закономерна следующая тема:
«Пространство и размерность»
Ребята знакомятся с
0-мерным (точка),
1-мерным
(прямая),
2-мерным (плоскость),
3-мерным пространствами.
Знакомятся с геометрическими жителями каждого из них.
Затем они сами ассоциируют услышанное с современным телевидением 2-Д, 3-Д
Начинают фантазировать о 4-Д, 5-Д,…
Слайд 9Затем перед ребятами ставится проблема:
как фигуры из 3-мерного пространства изображать на листе бумаги (в 2-мерном), ведь при изображении мы теряем одно измерение?
Выход есть:
невидимые ребра многогранников изображать пунктиром!
Строятся куб, параллелепипед, пирамида.
Слайд 10Перспектива
Картинка венгерского художника Виктора Вазарели
«Изучение перспективы»
Линии, уходящие вглубь, сходятся в одной точке, а фигура, находящаяся дальше от нас, изображается в виде формы меньших размеров.
Слайд 11Перспектива и иллюзии
Помогает с помощью изгибов линий передать вмятины, выпуклости, капли
на плоском листе бумаги.
Игра цветов заставляет на листе бумаги крутиться круги или двигаться волны.
Слайд 12Пятиклассники учатся работать с чертёжными инструментами.
Транспортиром строят углы
Знакомятся с видами углов
Изучают
понятие смежных и вертикальных углов
Строят биссектрису угла
Слайд 13Особое внимание уделяется кубу и его свойствам
Клеим куб из разверток
Слайд 14Особое внимание уделяется кубу и его свойствам
11 развёрток куба
Развитие геометрической зоркости.
Учимся
изображать куб, если на него смотреть с разных сторон
(справа сверху)
Слайд 15Помогают развивать геометрическую зоркость
рисунки с неоднозначными фигурами.
Что изображено?
Фигура Маха
Леди и
старуха
Слайд 16Помогают развивать геометрическую зоркость
невозможные картинки.
Невозможный треугольник Пентроуза
Невозможный куб Эшера
Слайд 17Задачи на разрезание и складывание фигур.
Пентамино – это популярная логическая головоломка
для детей и взрослых. Игра состоит из 12 плоских фигур. Все фигуры состоят из 5 квадратов. Каждый элемент обозначает латинскую букву, форму которой он напоминает.
Слайд 18
Из элементов головоломки складываются буквы, прямоугольники, цифры, животные.
Пентамино
развивает абстрактное мышление, воображение, воспитывает настойчивость и терпение, учит определять, создавать, анализировать.
В пентамино фантазия может творить чудеса: из непонятных разной формы фигур может возникнуть фигура собаки, машины, дерева.
Слайд 19Треугольник
Изучаются виды треугольников, задачи на построение треугольников по 3 элементам
Флексагон
(изготовление игрушки)
Эта игрушка (от англ. to flex, что означает «складываться, гнуться») Другими словами, флексагон — гнущийся многоугольник.
Флексагон обладает удивительной способностью внезапно менять свою форму и цвет.
Слайд 20
Развертка флексагона состоит из 10 правильных одинаковых треугольников
Слайд 21Также изготавливаем модели многогранников
Тетраэдр
Гексаэдр(куб)
Октаэдр
Икосаэдр
Додекаэдр
Этим 5 многогранникам издавна приписывали
магические свойства из-за их красоты, они были спутниками волшебников и звездочётов.
Слайд 22Знакомство с формулой Л.Эйлера
В+Г-Р=2
В-количество вершин,
Г-количество граней,
Р-количество рёбер
выпуклого многогранника.
Слайд 23Двойственные многогранники
Два правильных многогранника называются двойственными, если центры граней одного из
них являются вершинами другого.
Куб и октаэдр являются взаимно двойственными многогранниками. Центры граней куба являются вершинами октаэдра и наоборот.
Слайд 24Ещё одна головоломка «Танграм», которую дети изготавливают сами
Квадрат разрезается
на 7 частей (как на рисунке), из них нужно сложить фигурки животных или людей.
Слайд 25
Проходим различные единицы длины, площади, используя геометрию клетчатой бумаги.
Например, нужно построить квадрат, площадь которого равна 2; 4; 10;…
Строим окружность, учимся делить её на 3, 4, 6, 8 одинаковых частей.
Слайд 26Топологические опыты
Берем 2 бумажных полоски.
Склеенная в кольцо полоска имеет внутреннюю и
внешнюю стороны и два края. Жук может совершить "кругосветное путешествие" по кольцу, оставаясь либо на внутренней, либо на внешней стороне.
Вторую полоску перекручиваем в пол-оборота и склеиваем концы.
Получаем Лист Мёбиуса, у него есть только одна сторона – это односторонняя поверхность с одним краем.
Жук, ползущий по середине листа Мебиуса (не пересекая края), вернется в исходную точку в положении "вверх ногами".
При разрезании листа Мебиуса по средней линии он не распадается на две части.
Слайд 27Отвечая на вопрос:
можно ли нарисовать фигуру одним росчерком,
не отрывая
карандаш от бумаги и не проходя по одной линии дважды?
-приходим к понятию графа.
Учимся определять четность узлов графа.
Если граф связный, то обойти его можно, если нечётных узлов у него 0 или 2.
Если 2, то маршрут начинается в одной из них, а заканчивается в другой
Если 0,то маршрут начинается в любой вершине и в ней же заканчиватся.
Слайд 28Задача о Кёнигсбергских мостах
Леонард Эйлер 1734 год
Можно ли, гуляя по городу
пройти все 7 мостов реки Прегель, но каждый только по одному разу?
Эйлер доказал невозможность такого обхода, явившись основателем теории графов.