Слайд 1Повышение качества 
математического (геометрического) образования
 на уроках наглядной геометрии
 в 5-6
                                                            
                                    классах.
Часть 1 «5 класс»
Учитель математики
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения 
«Удомельская средняя общеобразовательная школа №5 с углублённым изучением отдельных предметов»
Летунова Наталья Владимировна
2015 г
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2   Мир геометрии окружает нас с самого рождения. 
Всё,
                                                            
                                    что мы видим вокруг так или иначе относится к геометрии: 
капля воды, загадочный узор снежинки, прямоугольник окна…
Ничего не ускользает от внимательного взгляда Геометрии.
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3
  Чтобы научить детей внимательно смотреть вокруг, видеть красоту обычных
                                                            
                                    вещей, делать выводы об увиденном, 
  в нашей школе
  в 5 и 6 классе
  1 раз в неделю 
  ведётся предмет «Наглядная геометрия»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4
 Преподавание ведется по пособию для общеобразовательных учреждений «Наглядная геометрия 5-6
                                                            
                                    классы, 
 авторы 
Игорь Федорович Шарыгин 
и Лариса Николаевна Ерганжиева.
Его можно использовать на уроках для обогащения геометрического материала действующих учебников, а также для работы в кружках и факультативах.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5
Пособие содержит уникальный задачный материал по геометрии,направленный на развитие геометрической интуиции,
                                                            
                                    пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков.
Основные приёмы решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6
  На первом занятии мы предлагаем решить ребятам задачу:
Как из
                                                            
                                    6 одинаковых спичек сложить 4 одинаковых треугольника?
  Как правило дети не могут сообразить как решить задачу, потому что привыкли мыслить на листе бумаги…, то есть в плоскости!
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7
Изумлению пятиклассников нет предела, когда им показываешь правильное решение используя третье
                                                            
                                    измерение, попросту построив из этих спичек пирамиду.
С этой задачи начинается разговор о планиметрии и стереометрии.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Закономерна следующая тема:
«Пространство и размерность»
  Ребята знакомятся с
 0-мерным (точка),
1-мерным
                                                            
                                    (прямая),
2-мерным (плоскость),
3-мерным пространствами.
  Знакомятся с геометрическими жителями каждого из них.
  Затем они сами ассоциируют услышанное с современным телевидением       2-Д, 3-Д
  Начинают фантазировать о     4-Д, 5-Д,…
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Затем перед ребятами ставится проблема:      
                                                            
                                    как фигуры из 3-мерного пространства изображать на листе бумаги (в 2-мерном), ведь при изображении мы теряем одно измерение? 
  Выход есть:
  невидимые ребра многогранников изображать пунктиром!
  Строятся куб, параллелепипед, пирамида.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Перспектива
 Картинка венгерского художника Виктора Вазарели
 «Изучение перспективы» 
  
                                                            
                                    
Линии, уходящие вглубь, сходятся в одной точке, а фигура, находящаяся дальше от нас, изображается в виде формы меньших размеров. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Перспектива и иллюзии
Помогает с помощью изгибов линий передать вмятины, выпуклости, капли
                                                            
                                    на плоском листе бумаги.
Игра цветов заставляет на листе бумаги крутиться круги или двигаться волны.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Пятиклассники учатся работать с чертёжными инструментами.
Транспортиром строят углы
Знакомятся с видами углов
Изучают
                                                            
                                    понятие смежных и вертикальных углов
Строят биссектрису угла
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Особое внимание уделяется кубу и его свойствам
Клеим куб из разверток
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Особое внимание уделяется кубу и его свойствам
11 развёрток куба
Развитие геометрической зоркости.
Учимся
                                                            
                                    изображать куб, если на него смотреть с разных сторон
(справа сверху)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Помогают развивать геометрическую зоркость
рисунки с неоднозначными фигурами. 
Что изображено?
Фигура Маха
Леди и
                                                            
                                    старуха
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Помогают развивать геометрическую зоркость
 невозможные картинки. 
Невозможный треугольник Пентроуза
Невозможный куб Эшера
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Задачи на разрезание и складывание фигур.
Пентамино – это популярная логическая головоломка
                                                            
                                    для детей и взрослых. Игра состоит из 12 плоских фигур. Все фигуры состоят из 5 квадратов. Каждый элемент обозначает латинскую букву, форму которой он напоминает.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18
 Из элементов головоломки складываются буквы, прямоугольники, цифры, животные.
Пентамино
  
                                                            
                                    развивает абстрактное мышление, воображение, воспитывает настойчивость и терпение, учит определять, создавать, анализировать. 
   В пентамино фантазия может творить чудеса: из непонятных разной формы фигур может возникнуть фигура собаки, машины, дерева.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Треугольник
Изучаются виды треугольников, задачи на построение треугольников по 3 элементам
Флексагон
(изготовление игрушки)
                                                            
                                      Эта игрушка (от англ. to flex, что означает «складываться, гнуться») Другими словами, флексагон — гнущийся многоугольник. 
   Флексагон обладает удивительной способностью внезапно менять свою форму и цвет.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20
 Развертка флексагона состоит из 10 правильных одинаковых треугольников
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Также изготавливаем модели многогранников
Тетраэдр
Гексаэдр(куб)
Октаэдр
Икосаэдр
Додекаэдр
   Этим 5 многогранникам издавна приписывали
                                                            
                                    магические свойства из-за их красоты, они были спутниками волшебников и звездочётов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Знакомство с формулой Л.Эйлера
В+Г-Р=2
В-количество вершин,
Г-количество граней,
Р-количество рёбер
выпуклого многогранника.
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Двойственные многогранники
Два правильных многогранника называются двойственными, если центры граней одного из
                                                            
                                    них являются вершинами другого.
Куб и октаэдр являются взаимно двойственными многогранниками. Центры граней куба являются вершинами октаэдра и наоборот.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Ещё одна головоломка «Танграм», которую дети изготавливают сами
  Квадрат разрезается
                                                            
                                    на 7 частей (как на рисунке), из них нужно сложить фигурки животных или людей.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25
  Проходим различные единицы длины, площади, используя геометрию клетчатой бумаги.
                                                            
                                     Например, нужно построить квадрат, площадь которого равна 2; 4; 10;…
  Строим окружность, учимся делить её на 3, 4, 6, 8 одинаковых частей.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Топологические опыты
Берем 2 бумажных полоски.
Склеенная в кольцо полоска имеет внутреннюю и
                                                            
                                    внешнюю стороны и два края. Жук может совершить "кругосветное путешествие" по кольцу, оставаясь либо на внутренней, либо на внешней стороне.
Вторую полоску перекручиваем в пол-оборота и склеиваем концы.
 Получаем Лист Мёбиуса, у него есть только одна сторона – это односторонняя поверхность с одним краем.
 Жук, ползущий по середине листа Мебиуса (не пересекая края), вернется в исходную точку в положении "вверх ногами".
 При разрезании листа Мебиуса по средней линии он не распадается на две части.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Отвечая на вопрос: 
можно ли нарисовать фигуру одним росчерком, 
не отрывая
                                                            
                                    карандаш от бумаги и не проходя по одной линии дважды? 
-приходим к понятию графа.
 Учимся определять четность узлов графа.
   Если граф связный, то обойти его можно, если нечётных узлов у него 0 или 2.
   Если 2, то маршрут начинается в одной из них, а заканчивается в другой
   Если 0,то маршрут начинается в любой вершине и в ней же заканчиватся.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Задача о Кёнигсбергских мостах
Леонард Эйлер 1734 год
Можно ли, гуляя по городу
                                                            
                                    пройти все 7 мостов реки Прегель, но каждый только по одному разу?
Эйлер доказал невозможность такого обхода, явившись основателем теории графов.