Повышение качества математического (геометрического) образования на уроках наглядной геометрии в 5-6 классах.Часть 1 5 класс презентация

Содержание

Мир геометрии окружает нас с самого рождения. Всё, что мы видим вокруг так или иначе относится к геометрии: капля воды, загадочный узор снежинки, прямоугольник окна… Ничего

Слайд 1Повышение качества математического (геометрического) образования на уроках наглядной геометрии в 5-6

классах. Часть 1 «5 класс»

Учитель математики
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Удомельская средняя общеобразовательная школа №5 с углублённым изучением отдельных предметов»
Летунова Наталья Владимировна


2015 г


Слайд 2 Мир геометрии окружает нас с самого рождения.
Всё,

что мы видим вокруг так или иначе относится к геометрии:
капля воды, загадочный узор снежинки, прямоугольник окна… Ничего не ускользает от внимательного взгляда Геометрии.

Слайд 3
Чтобы научить детей внимательно смотреть вокруг, видеть красоту обычных

вещей, делать выводы об увиденном,
в нашей школе
в 5 и 6 классе
1 раз в неделю
ведётся предмет «Наглядная геометрия»

Слайд 4


Преподавание ведется по пособию для общеобразовательных учреждений «Наглядная геометрия 5-6

классы,
авторы
Игорь Федорович Шарыгин
и Лариса Николаевна Ерганжиева.
Его можно использовать на уроках для обогащения геометрического материала действующих учебников, а также для работы в кружках и факультативах.

Слайд 5

Пособие содержит уникальный задачный материал по геометрии,направленный на развитие геометрической интуиции,

пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков.
Основные приёмы решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент.

Слайд 6
На первом занятии мы предлагаем решить ребятам задачу:
Как из

6 одинаковых спичек сложить 4 одинаковых треугольника?
Как правило дети не могут сообразить как решить задачу, потому что привыкли мыслить на листе бумаги…, то есть в плоскости!

Слайд 7
Изумлению пятиклассников нет предела, когда им показываешь правильное решение используя третье

измерение, попросту построив из этих спичек пирамиду.
С этой задачи начинается разговор о планиметрии и стереометрии.


Слайд 8Закономерна следующая тема: «Пространство и размерность»
Ребята знакомятся с
0-мерным (точка),
1-мерным

(прямая),
2-мерным (плоскость),
3-мерным пространствами.
Знакомятся с геометрическими жителями каждого из них.

Затем они сами ассоциируют услышанное с современным телевидением 2-Д, 3-Д
Начинают фантазировать о 4-Д, 5-Д,…


Слайд 9Затем перед ребятами ставится проблема:

как фигуры из 3-мерного пространства изображать на листе бумаги (в 2-мерном), ведь при изображении мы теряем одно измерение?

Выход есть:
невидимые ребра многогранников изображать пунктиром!
Строятся куб, параллелепипед, пирамида.


Слайд 10Перспектива
Картинка венгерского художника Виктора Вазарели
«Изучение перспективы»


Линии, уходящие вглубь, сходятся в одной точке, а фигура, находящаяся дальше от нас, изображается в виде формы меньших размеров.

Слайд 11Перспектива и иллюзии
Помогает с помощью изгибов линий передать вмятины, выпуклости, капли

на плоском листе бумаги.
Игра цветов заставляет на листе бумаги крутиться круги или двигаться волны.

Слайд 12Пятиклассники учатся работать с чертёжными инструментами.
Транспортиром строят углы
Знакомятся с видами углов
Изучают

понятие смежных и вертикальных углов
Строят биссектрису угла

Слайд 13Особое внимание уделяется кубу и его свойствам
Клеим куб из разверток


Слайд 14Особое внимание уделяется кубу и его свойствам
11 развёрток куба
Развитие геометрической зоркости.
Учимся

изображать куб, если на него смотреть с разных сторон
(справа сверху)

Слайд 15Помогают развивать геометрическую зоркость рисунки с неоднозначными фигурами. Что изображено?
Фигура Маха
Леди и

старуха

Слайд 16Помогают развивать геометрическую зоркость невозможные картинки.
Невозможный треугольник Пентроуза
Невозможный куб Эшера


Слайд 17Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино – это популярная логическая головоломка

для детей и взрослых. Игра состоит из 12 плоских фигур. Все фигуры состоят из 5 квадратов. Каждый элемент обозначает латинскую букву, форму которой он напоминает.

Слайд 18 Из элементов головоломки складываются буквы, прямоугольники, цифры, животные.
Пентамино

развивает абстрактное мышление, воображение, воспитывает настойчивость и терпение, учит определять, создавать, анализировать.
В пентамино фантазия может творить чудеса: из непонятных разной формы фигур может возникнуть фигура собаки, машины, дерева.

Слайд 19Треугольник
Изучаются виды треугольников, задачи на построение треугольников по 3 элементам
Флексагон
(изготовление игрушки)

Эта игрушка (от англ. to flex, что означает «складываться, гнуться») Другими словами, флексагон — гнущийся многоугольник.
Флексагон обладает удивительной способностью внезапно менять свою форму и цвет.


Слайд 20 Развертка флексагона состоит из 10 правильных одинаковых треугольников


Слайд 21Также изготавливаем модели многогранников
Тетраэдр
Гексаэдр(куб)
Октаэдр
Икосаэдр
Додекаэдр
Этим 5 многогранникам издавна приписывали

магические свойства из-за их красоты, они были спутниками волшебников и звездочётов.

Слайд 22Знакомство с формулой Л.Эйлера
В+Г-Р=2
В-количество вершин,
Г-количество граней,
Р-количество рёбер
выпуклого многогранника.


Слайд 23Двойственные многогранники
Два правильных многогранника называются двойственными, если центры граней одного из

них являются вершинами другого.

Куб и октаэдр являются взаимно двойственными многогранниками. Центры граней куба являются вершинами октаэдра и наоборот.


Слайд 24Ещё одна головоломка «Танграм», которую дети изготавливают сами
Квадрат разрезается

на 7 частей (как на рисунке), из них нужно сложить фигурки животных или людей.

Слайд 25
Проходим различные единицы длины, площади, используя геометрию клетчатой бумаги.

Например, нужно построить квадрат, площадь которого равна 2; 4; 10;…
Строим окружность, учимся делить её на 3, 4, 6, 8 одинаковых частей.

Слайд 26Топологические опыты
Берем 2 бумажных полоски.
Склеенная в кольцо полоска имеет внутреннюю и

внешнюю стороны и два края. Жук может совершить "кругосветное путешествие" по кольцу, оставаясь либо на внутренней, либо на внешней стороне.

Вторую полоску перекручиваем в пол-оборота и склеиваем концы.
Получаем Лист Мёбиуса, у него есть только одна сторона – это односторонняя поверхность с одним краем.
Жук, ползущий по середине листа Мебиуса (не пересекая края), вернется в исходную точку в положении "вверх ногами".
При разрезании листа Мебиуса по средней линии он не распадается на две части.


Слайд 27Отвечая на вопрос: можно ли нарисовать фигуру одним росчерком, не отрывая

карандаш от бумаги и не проходя по одной линии дважды? -приходим к понятию графа. Учимся определять четность узлов графа.

Если граф связный, то обойти его можно, если нечётных узлов у него 0 или 2.
Если 2, то маршрут начинается в одной из них, а заканчивается в другой
Если 0,то маршрут начинается в любой вершине и в ней же заканчиватся.


Слайд 28Задача о Кёнигсбергских мостах Леонард Эйлер 1734 год
Можно ли, гуляя по городу

пройти все 7 мостов реки Прегель, но каждый только по одному разу?

Эйлер доказал невозможность такого обхода, явившись основателем теории графов.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика