Портфолио презентация

Содержание

«Понятийная мозаика» Таблица. Анализ заданного объекта (ключевого понятия). 1 графа: «Как выглядит объект?» 2 графа: «Звучит как?» 3 графа: «Действует как?» Папка-накопитель Портфель весомо, оригинально, вместительно хранит,

Слайд 1Портфолио
проектной деятельности учащихся


Слайд 2 «Понятийная мозаика»
Таблица. Анализ заданного объекта (ключевого понятия).
1 графа: «Как выглядит

объект?»
2 графа: «Звучит как?»
3 графа: «Действует как?»

Папка-накопитель

Портфель

весомо, оригинально, вместительно

хранит, копит, презентует


Слайд 3Расширение и сужение понятий
Задается центральное понятие и к нему подбираются по

смыслу производные, расширяющие или сужающие его.

Портфолио

Более широкие понятия

Более узкие понятия

Портфолио ученика

Портфолио школы

Портфолио учителя

философия,
концепция модернизации,
педагогическая система,
учебный процесс,
педагогическая диагностика

Портфолио проектной деятельности учащегося


Слайд 4Что такое портфолио?


Слайд 5Генезис
Термин "портфолио" пришел в педагогику из мира моды, политики и бизнеса:

каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций и т.д.

Слайд 6Что такое портфолио учащегося?
Коллекция работ учащегося,
всесторонне демонстрирующая
не только его

учебные результаты,
но и усилия, приложенные
к их достижению,
а также очевидный прогресс
в знаниях и умениях учащегося
по сравнению
с его предыдущими результатами

Способ фиксирования,
накопления и оценки
индивидуальных достижений школьника
в определенный период его обучения.
Портфолио ориентирован
не только на процесс оценивания
полученных школьником результатов,
но и на самооценку,
то есть активное и сознательное
отношение самого школьника
к процессу и результатам обучения.

Антология работ учащегося,
предполагающая
его непосредственное участие
в выборе работ,
представляемых на оценку,
а также их самоанализ и самооценку


Слайд 7Круги Эйлера




Способ фиксирования,
накопления и оценки
индивидуальных достижений
школьника
коллекция работ учащегося
антология

работ учащегося




ориентирован на самооценку







Демонстрирует результаты, усилия и очевидный прогресс

предполагает участие ученика
в выборе работ, самоанализ и самооценку


Слайд 8Виды портфолио в зависимости от цели,

которая отражает

результат, ради которого собирается портфолио, существуют:
портфолио-собственность (собирается для себя);
портфолио-отчет (собирается для учителя).
портфолио-презентация (собирается для конкурсов)

Слайд 9Виды портфолио
по содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:
портфолио достижений: включает в

себя лучшие результаты работы учащегося;
тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы.
проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы

Слайд 10Вид
Портфолио могут представляться
как в текстовом формате,
так и в электронном

виде.
Это придает портфолио упорядоченность в пользовании заинтересованными лицами: учителями, родителями, одноклассниками, администрацией и т.д.

Внешне портфолио может быть оформлен в виде
папок,
картотек,
портфелей,
то есть предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива, при единственном требовании – удобство хранения.


Слайд 11Основной смысл портфолио –
"показать все,
на что ты способен".


Слайд 12Педагогическая философия портфолио
выражена в формуле "Возьми ответственность за свое образование в

свои руки",

предполагает: •  смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; •  интеграцию количественной и качественной оценок результатов деятельности ученика; •  перенос педагогического ударения с оценки на самооценку обучающихся.

Личностный подход в педагогике основывается на философско-психологических теориях личности и состоит в признании активной природы человека. Это значит, что в педагогическом процессе учащийся является не пассивным объектом воздействия, а субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности.


Согласно личностному подходу, воспитание понимается как взаимодействие ребенка и взрослого.


Слайд 13Самоанализ "владельца портфолио"
Как указывает ряд авторов, активно работающих на совершенствованием технологии

портфолио, целесообразно, чтобы при его оформлении обучающийся обязательно включал такой элемент как самоанализ "владельца портфолио" и его взгляд в собственное будущее, в том числе и в виде пятилетнего плана с разделами
"Что я собираюсь сделать в течение данного периода",
"Что лично от меня для этого потребуется".


Слайд 14Осознавать взаимосвязь между своей целью и результатом
Даже в младшем школьном возрасте

ребенок может осознавать, что, участвуя в конкурсе, он может получить красивый диплом, который потом можно включить в свою папку личных достижений.
Следовательно, у него непроизвольно формулируется цель – показать максимальный результат. И не так важно, что стимул пока лишь красивый бланк, главное – он начинает осознавать взаимосвязь между своей целью и результатом.

Слайд 15Новая миссия школы
Вместо утвердившегося некогда понятия «образование» (вообще) должно сформироваться новое

понятие – «образование личности», как процесс и результат личной заботы, личной ответственности, личных заслуг и неудач самого школьника…


Слайд 16Основной вектор взросления.
Одной из основных задач стоящих перед системой образовании, является

переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, эффективно, разумно действующего в современном меняющемся мире.

Поэтому без изменения подходов к системе целеполагания и оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.


Слайд 17Привычка осознавать цель
Причем с помощью систематической работы с портфолио, только действительно

при полной самостоятельности школьника, привычка осознавать цель любого вида деятельности, будь то участие в школьном конкурсе социальных проектов, городской олимпиаде по учебному предмету, дополнительные занятия во дворце творчества и т.п., становится внутренней потребностью ребенка.


Слайд 18Структура портфолио
Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор

материалов, структурированных определенным образом.
Крупные блоки материалов называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом конкретном случае.

Слайд 19Портфолио личных достижений
Документы
Работы
Отзывы


Слайд 20Классический портфолио проблемно-ориентированный портфолио
Раздел
«Портрет»
Раздел
«Коллектор»
Раздел
«Рабочие
материалы»
Раздел
«Достижения»



Слайд 21Раздел «Портрет»

предназначен для представления информации об ученике - авторе портфолио, который

имеет возможность представить себя любым доступным способом.

Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты и т.п.

Здесь обязательно помещается вступительная статья – обоснование, где сформулирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают.

Это может быть эссе, фотография, краткая история успехов и т.п.


Слайд 22Раздел «Коллектор»
содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит ученику. Это

могут быть материалы, предложенные ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации), или материалы товарищей по группе. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, любой иллюстративный материал и т.д., одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности учащегося - создателя портфолио.

Иными словами, «Коллектор» - это своего рода копилка материалов и информации, часть из которых будет использована в работе, а часть может перейти в архив, другой портфолио или не будет привлекаться совсем.


Слайд 23Раздел «Рабочие материалы»
должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы

учеником.

Слайд 24В раздел «Достижения»
помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его

лучшие результаты и демонстрируют успехи.

Слайд 25Портфолио – предмет согласования


Слайд 26Рефлексивный комментарий ученика
Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается

кратким рефлексивным комментарием ученика (что получилось, о чем свидетельствует, как может быть использовано, какие выводы можно сделать на основании, какие ошибки допущены и что с ними делать…).
Комментарии не должны быть большими по объему, часто достаточно одного-двух предложений.

Технология портфолио - инструмент формирования рефлексивной надстройки сознания


Слайд 27Портфолио
проектной деятельности


Слайд 28Портфолио проектной деятельности
Что за коктейль?
Каков эффект?


Слайд 29Древо предсказаний (предположений)




гипотеза
аргументы




факты


Слайд 30Зачем соединяем?

Технология проектов

Технология портфолио
Новые
стандарты
Компетентностный
(деятельностный)
подход
Освоение
способов
деятельности
Согласно ДП
учение рассматривается
как

продуктивная деятельность
учеников

Слайд 31Насколько оправдан переход на деятельностный подход?
Может лучше давать хорошие крепкие знания

и не морочить учителю голову?!

Слайд 32Развитие человечества –
информационное, технологическое –
непрерывно ускоряется.
Информационное общество
Невероятная динамика производства


новых знаний
и наличие широчайшего спектра различных мнений

Слайд 33Такова реальность!
Те технологические знания, которые мы приобретаем сегодня, завтра уже никому

не нужны.

Сегодняшняя школа опирается на передачу знаний, устаревших задолго до того, как войти в учебники.

А учитель предлагает как следует напрячься и догнать вчерашний день.


Слайд 34Проблема:

Мы должны научить детей жить в мире,
которого не знаем сами!


Слайд 35Вывод:

обучение, построенное на изучении конкретных фактов,
изжило себя в принципе,
ибо

факты быстро устаревают, а их объём стремится
к бесконечности.


Слайд 36Деятельностный подход
Накормить
или
научить ловить рыбу?
учить способам добывания информации, интерпретации, анализа, оценки,
использования для

решения проблем, создания на ее основе собственных продуктов

информационное пространство


Слайд 37Традиционное образование не обеспечивает успешного, гармоничного существования в динамичном мире!
Головы школьников

напоминают устаревший архив, на полках которого пылятся по большей части малопригодные знания.

Слайд 38Новая модель школы


Слайд 39Необходимость модернизации существующей модели в российском образовании вызвана:
оформлением постиндустриального общества рыночного

типа, в котором образование становится ключевым условием формирования «общества знаний», основанного на главенстве «производства» интеллектуального продукта;

поиском способов развития качеств личности, необходимых для  самоорганизации и самопрезентации своих компетентностей на рынке труда и в осуществлении карьерного роста

информационным бумом последних десятилетий. Отсюда – требования учить способам добывания информации, интерпретации, анализа, оценки, создания на ее основе собственных продуктов, а также техникам рефлексии, самоанализа участников этого процесса

демократизацией общества (особой ролью коммуникативных технологий, необходимостью выбирать и быть избранным, готовностью проходить кастинги)

включением российской системы высшего образования в Болонский процесс

У нас
рынок, демократия, информационный бум и глобализация
С этим надо как-то жить!


Слайд 40Новые задачи образования
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений

и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

самоорганизация,
самопрезентация


Слайд 41во-первых, грамотно работать с информацией, что включает в себя умение работать

с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний, поиск, восприятие и переработку информации любого типа и уровня сложности

Информационное общество

Во-вторых, в условиях невероятной динамики производства новых знаний и наличия широчайшего спектра различных мнений современному человеку необходимо самостоятельно критически мыслить. Критическое мышление – это точка опоры в условиях информационной цивилизации, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения, чтобы определить собственную позицию.



Слайд 42В-третьих, важно уметь не только извлекать знания из моря данных и

информации, которая находится сегодня в Интернете, в других хранилищах и библиотеках. В рамках информационного общества этого недостаточно.

Школа должна научить оперировать этими знаниями, научить решать проблемы и порождать новые идеи, т. е. создавать новые знания. Для этого необходимо развитие такого качества как креативность мышления.


Слайд 43Важным представляется понимание того, что времена гениев-одиночек, подобных Леонардо да Винчи,

прошли.
Разработка инновационных проектов требует совместных усилий многих специалистов.

Работа в команде предполагает, что человек должен быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, должен уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, т. е. иметь навыки конструктивного сотрудничества.


Слайд 44В-четвёртых, необходимо умение превращать новые знания в инновации. Под инновацией понимается

новшество, реализованное в виде товара, услуги, метода. Для этого в первую очередь необходимо развитие проектного мышления и оргдеятельностных навыков.

Проекты

Как превратить идеи в процветающие предприятия?!


Слайд 45TIMSS, LES, OECD-PISA
Наша страна приняла участие в ряде международных обследований: по

оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, по иностранным языкам LES, по оценке учебных достижений — OECD-PISA, в том числе функциональной грамотности 15-летних школьников в области чтения и понимания текстов ("грамотность чтения"), математики ("математическая грамотность") и естествознания ("естественнонаучная грамотность")


Слайд 46Результаты исследования OECD-PISA
Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста,

получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

Слайд 47Не заточена под реальность!
Ну не "заточена" у нас школьная программа под

реальность, с которой придется столкнуться выпускнику.
"Забудь все то, чему вас учили в школе", - разве не этот совет наставника на первом же рабочем месте слышали мы из поколения в поколение?

"Мы привыкли учить и оценивать узкопредметно, -говорит руководитель Центра оценки качества образования Российской академии образования Галина Ковалева. - А тут детям приходилось работать на стыке наук, строить модель проблемы, объяснять причины сбоев техники и принимать свое решение. Увы, отечественная традиция преподавания настроена ровно "в другую сторону": на тотальный контроль и точное воспроизведение азов. Все это ставит нас в крайне невыгодную позицию по отношению к другим державам".


Слайд 48Образование должно быть нацелено на то, чтобы, получая базовое образование в

рамках стандарта, все ученики и студенты развивали востребованные сегодня и в будущем творческие способности, умения добывать и применять знания, инициативность и ответственность - т.е., осваивали инновационное поведение.

Это будет обеспечено через реализацию принятых законов о новой структуре и содержании
федерального государственного образовательного стандарта.



Слайд 49Новый стандарт: хронология введения
Разработаны все основные документы, определяющие идеологию и методологию

стандарта.
Готов весь пакет документов для введения с 1 сентября 2008 года в регионах апробации стандартов в начальной школе. 
Уже есть проекты основных документов и для основной школы – начало апробации новых стандартов там ожидается с 1 сентября 2009 года,
а в 2010-ом начнется апробация стандартов для старшеклассников

2011


Слайд 50Компетентностный смысл в каждой дидактической единице
Компетентностный подход —
это политика
федеральной

власти!

Деятельностный


Слайд 51Ключевые компетентности
В основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как

ключевые компетентности, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности.
Набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям.
Такой набор является предметом запроса работодателей (и других заказчиков) и может корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.

Слайд 52 УУД


Слайд 53Виды универсальных учебных действий
Личностные
Регулятивные
Общепознавательные
Коммуникативные





Слайд 55 Регулятивные УУД


Слайд 56Познавательные УУД


Слайд 58А какой предмет сложнее всего поддается такой модернизации?
Кондаков / При такой

модернизации самым сложным «предметом» является учитель! Причем любого предмета.
Именно ему придется освоить новые педагогические технологии, новую систему отработки и оценки знаний.

Слайд 59Действующие приоритеты в деятельности общеобразовательных школ:

успеваемость,
подготовка к экзаменам;
доминирование

предметных результатов над метапредметными и личностными;
освоение учебного материала на уровне воспроизведения.


Слайд 60Требования к педагогу в современной системе образования
Государственная политика
в сфере образования
2004-2010гг.


Слайд 61Изменить технологию
учительской деятельности


Слайд 62Новое понимание результата образования
подразумевает использование технологий, позволяющих создавать педагогическое пространство, обеспечивающее

его достижение,
а также влечет за собой изменение системы оценивания результатов образования.

Слайд 63Когнитивную технологию обучения;
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
коллективную систему обучения (КСО);
технологию решения изобретательских задач

(ТРИЗ);

исследовательские методы в обучении;

технологию проектного обучения

технологию «дебаты»;

технологию развития «критического мышления»;

технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

Технологию обучения в глобальном информационном сообществе (ТОГИС)

технологию «портфолио»;

К числу современных образовательных технологий можно отнести:





Слайд 64Метод проектов –базовая технология
а) стимулирует практическую проектную деятельность учащихся, позволяя формировать

весь набор компетенций

б) позволяет наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования ключевых компетенций учащихся.


Слайд 65первой ступени общего образования
Впервые в базисный план включена рубрика «Внеучебная работа»,

на которую отводится по 10 ч.
В рамках этой рубрики отведены специальные часы для ведения проектной деятельности

Базисный
образовательный
план


Слайд 66Реформа педагогического образования
Бакалавриат – базовое образование.
Магистратура – освоение проектных технологий


Слайд 67Наряду с ЕГЭ может быть введена так называемая идеология "портфолио"
В 56-й

гимназии Санкт-Петербурга министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко встретился с необычным классом - пятнадцатью победителями первого тура Всероссийского конкурса "Учитель года - 2008". Отвечая на их вопросы об аттестации школьников, министр рассказал о предложениях, которые сейчас рассматриваются в министерстве.
Так, наряду с ЕГЭ, может быть введена так называемая идеология "портфолио", когда на протяжении всей учебы школьник ведет свое досье, собирает грамоты, дипломы олимпиад, различных конкурсов.

Слайд 68Использование портфолио в проектной деятельности учащегося

Метод проектов понимается как ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ, в которых учащийся
решает собственные проблемы,
ставит и достигает субъективно значимой цели,
а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

В этой связи
нам кажется целесообразным
использование
портфолио
проектной деятельности учащегося.


Слайд 69Организация пространства для проектной деятельности
Использование метода проектов в образовательном процессе показывает,

что учащимся необходимо специально организовывать пространство для проектной деятельности.
Необходима ориентировочная основа деятельности.
А также ученикам необходимо
определенное время хранить промежуточные результаты работы с источниками информации,
лабораторным и другим оборудованием;
фиксировать вопросы, выносимые на консультации с руководителями проектов или со специалистами за пределами школы (музей, предприятие, библиотека и т.п.),
а также оформлять результаты проекта.

Слайд 70Систематизация и хранение многочисленных материалов проектной работы.
Преимущества портфолио несомненны с точки

зрения систематизации и хранения многочисленных материалов проектной работы.

Слайд 71Как обычно…
Звёздный:
90% работ по проекту выполняет сам.
Получает великолепный продукт.
Выигрывает конкурсы.
Получает высокие

рейтинги.

Пофигист:
не интересуется тем, как идет работа, пускает ее на самотек.

Не осваивается алгоритм
проектной деятельности.
Не формируются компетентности.
Не реализуется
деятельностный подход.


Слайд 72Портфолио
как технология формирования ключевых компетентностей учащегося


Слайд 73Задача технологии «Портфолио»-
организация рефлексивного сопровождения образовательного процесса для формирования компетентности по

построению человеком собственной образовательной программы, оценки ее эффективности.

Слайд 74Рабочие листы
портфолио проектной деятельности учащихся
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в

системе педагогической диагностики: Методические рекомендации для учителя по работе с портфолио проектной деятельности учащихся. – Самара.
Изд-во «Профи»,

Слайд 75Рабочие листы проектной деятельности учащихся
структурированы в логике работы над проектом.
Выполняют,


с одной стороны, функции дидактических материалов, то есть обучают некоторым действиям,
с другой стороны – доносят до учащихся в адаптированном виде требования к выполнению отдельных этапов работы
и становятся объектами оценки

дидактические
материалы


требования

Объекты
оценки


Слайд 76Ориентировочная основа проектной деятельности
Рабочие листы позволят организовать работу так, чтобы

ни учитель, ни ученик не пропустили случайно какие-либо действия, предусмотренные технологией

А это значит
они становятся
ориентировочной основой
проектной деятельности


Слайд 77ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ГАЛЬПЕРИНА
Согласно этой теории, формирование умственных действий

проходит по следующим этапам: Первый - создание мотивации обучаемого; Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия; Третий - выполнение реальных действий; Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий; Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»; Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – см. интериоризация. На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».

Слайд 78Рабочие листы представлены в нескольких вариантах для различных уровней сформированности компетентности


Так как предполагается, что
первый уровень сформированности компетентности «Решение проблем» осваивается учащимся в начальной школе,
второй – в 5-7 классах,
третий – в 8-9 классах,
четвертый – на старшей ступени,

Листы выдаются учителем ученику в соответствии с представлением учителя о возможном уровне сформированности у конкретного ученика компетентности решения проблем.


Слайд 79один портфолио на всю проектную группу
В случае если проект групповой, рекомендуется

создавать один портфолио на всю проектную группу,
соответственно, рабочие листы заполняются тоже группой, за исключением листов 21 и 22, которые фиксируют то, как каждый из учеников оценивает свою деятельность и собственное продвижение в рамках работы над проектом.

Слайд 80В какой именно раздел «Портфолио» помещать рабочие листы?
Жестких рекомендаций по

этому поводу не существует.
Один из возможных вариантов:
Первоначально ученик помещает предлагаемые учителем рабочие листы в раздел «Коллектор».
По мере заполнения рабочие листы переносятся в «Рабочие материалы».
Листы 21 и 22 помещаются в раздел «Достижения», поскольку фиксируют продвижение ученика в рамках работы над проектом.

Коллектор

Рабочие
материалы

Достижения


Слайд 81Учащийся получает возможность
описать свое продвижение
в процессе работы
сопоставить свои успехи
проанализировать
свои

затруднения

оценить приращение
новых способов
деятельности

осознать свой прогресс
в освоении проектирования
как вида деятельности

понять алгоритм
проектной деятельности


Слайд 82Оценка сформированности ключевых компетентностей учащихся
Если портфолио проектной деятельности учащегося используется с

целью формирования компетентностей,

то речь должна идти об оценке именно этого результата образования.


Слайд 83При проектной деятельности учащиеся проявляют 3 ключевые компетентности:

решение проблем


коммуникативная


информационная


Слайд 84Группы умений на основании вида деятельности
«Решение проблем»,
«Работа

с информацией»,
«Коммуникация».
Внутри них заданы группы умений на основании вида деятельности, в котором они должны проявляться в первую очередь.

Ключевые
компетентности

Решение
проблем

Работа с
информацией

Коммуникация

группы умений
на основании вида деятельности

Более подробную информацию об оценке сформированности ключевых компетентностей учащихся можно найти на сайте: www.mega.educat.samara.ru.


Слайд 85Объекты оценки
Более подробную информацию об оценке сформированности ключевых компетентностей учащихся можно

найти на сайте: www.mega.educat.samara.ru.


Слайд 86Результат с позиции ученика
Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть,

что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, оформленное в информационном продукте, если практическая - конкретный продукт, готовый к потреблению.

например,
доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.),


Слайд 87Результатом с позиции педагога
является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует

учащийся в ходе проектной деятельности.


Слайд 88Для учащегося портфолио проектной деятельности –

это организатор его работы,
это технология

и место сбора материалов,
технология анализа информации,
инструмент самооценки и рефлексии

Слайд 89а для учителя –
средство обратной связи
и инструмент оценочной деятельности.


Слайд 90Деятельностный подход
Учащийся должен освоить алгоритм проектирования!


В настоящее время наряду с традиционными, веками использовавшимися

видами (архитектурно-строительное, машиностроительное, технологическое и др.) существуют и другие, самостоятельные направления проектирования. К ним можно отнести проектирование человеко-машинных систем, трудовых процессов, деятельности организаций, экологических систем, социальных явлений и процессов, существует также инженерно-психологическое, генетическое и иные виды проектирования.

Слайд 91Последовательность работы над учебным проектом
Определение тематического поля и темы проекта.
Поиск и

анализ проблемы.
Постановка цели проекта.

Анализ имеющейся информации.
Поиск информационных лакун.
Сбор и изучение информации.
Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.
Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
Анализ ресурсов.

Выполнение запланированных технологических операций.
Текущий контроль качества.
Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

Подготовка презентационных материалов.
Презентация проекта.
Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

Анализ результатов выполнения проекта.
Оценка качества выполнения проекта.


Слайд 92Начальная школа (1-й уровень сформированности компетентностей)
На наш взгляд, в начальной школе

(1-й уровень сформированности компетентностей) не нужно вводить портфолио как технологию работы с информацией и организации рефлексии учащегося, поскольку такая форма работы не соответствует психолого-педагогическим особенностям возраста.
Вместо рабочих листов предлагается форма краткого отчета о работе над проектом, которая представляет собой вопросник, отражающий содержание основных этапов работы над проектом. Отчет учащиеся заполняют после того, как работа над проектом завершилась. Предложенная форма отчета может самостоятельно использоваться и в случае, если портфолио в практике работы школы не применяется

Слайд 93Поисковый этап

Интересы детей
Рамки учебных предметов
Воможности учителя
ТЕМА


Слайд 94Рабочий лист №1 – визитная карточка проекта
Название
проекта
руководи-
тель
Даты
начала,

завершения

Автор(-ы),


Слайд 95Поисковый этап. Постановка проблемы.
Под проблемой мы понимаем противоречие между идеальной и

реальной ситуацией.

Более общее понимание проблемы - "осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в той или иной ситуации, средствами наличного знания или опыта"[1] - в данном случае можно сузить до противоречия между субъективной «потребностью» и условиями внешней среды, не позволяющими ее удовлетворить.
[1] Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. С.35.


Слайд 96Первая группа рабочих листов под общим заголовком «Анализ ситуации»
предназначена для организации

работы учащихся по постановке проблемы и для оценки группы умений, связанных с этим сложным действием

Слайд 97В процессе выбора ученик неосознанно останавливается на том тематическом поле, в

рамках которого он испытывает неудовлетворенность своих претензий.
Например, ему хочется разводить влаголюбивые растения в своей комнате, воздух которой сильно иссушен системой центрального отопления).

Теперь необходимо актуализировать осознание этого противоречия, сформулировать его, определив тем самым проблему.

Постановка проблемы

ПРИМЕР:


Слайд 98рабочий лист №2 –
для учащихся, которые, по мнению учителя, претендуют на

2 уровень сформированности компетентностей,

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Постановка проблемы


Слайд 99рабочие листы № 3рабочие листы № 3, 4рабочие листы № 3,

4, 5рабочие листы № 3, 4, 5, 6 –

для тех, кто претендует на 3-4 уровень.

Пример


Слайд 100В рабочем листе №3
В рабочем листе №3 проблема должна быть детально

описана и проанализирована, то есть в графе «Прогноз» описывается развитие существующей ситуации в случае, если проблема не будет решена, в соответствующих графах «Влияния +» и «Влияния –» указываются действия субъектов (людей, организаций и т.п.), которые могут быть заинтересованы в том, чтобы повлиять на развитие ситуации.

«Прогноз»

«Влияния +» и «Влияния –»

Пример


Слайд 101В рабочем листе №5
В рабочем листе №5 «Противоречия» ученику также

необходимо назвать противоречие между идеальной и реальной ситуацией.
На 3 уровне допустима помощь учителя в постановке проблемы, поэтому сама формулировка не оценивается.

«Противоречия»

Пример


Слайд 102В рабочем листе №6.
оценивается постановка проблемы, если учащийся указал НЕКОТОРЫЕ последствия

существования проблемы

последствия


Слайд 103Рабочий лист №4
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ учителем, так как умение обосновывать идеальную

ситуацию было актуально для предыдущего уровня.
Его целесообразно использовать в том случае, если ученик может, по мнению учителя, претендовать на 3 или 4 уровень сформированности компетентности. Его заполнение поможет организовать работу учащегося по постановке проблемы.

«Мое видение
(идеальная ситуация)»


Слайд 104«Цель и задачи проекта»
Цель отвечает на вопрос: «ЧТО должно быть изменено

в реальной ситуации (чтобы она совпала с идеальной, с точки зрения ученика)?»

Слайд 105Поисковый этап. Целеполагание.
Сформулированная в форме противоречия проблема легко преобразуется в цель.

Например:
Проблема: Мне необходимо уехать на турбазу с родителями на две недели, но мои домашние цветы нуждаются в ежедневном поливе.
Цель:
организовать систему автоматического полива комнатных растений.

Слайд 106В рабочем листе №7
ученик, претендующий, по мнению учителя, на 2 уровень

сформированности компетентности, фиксирует проблему и цель проекта, поставленную с помощью учителя, и формулирует задачи проекта.

«Цель и задачи проекта»


Слайд 107Помощь, оказанная ученику
При этом следует напомнить, что о степени самостоятельности учащегося

учитель - руководитель проекта может судить на основании своих оценочных бланков, в которых фиксируется, какая именно помощь была оказана ученику.

Слайд 108Аналитический этап. Решение проблемы.
Определив цель, учащийся предлагает один или несколько способов

ее достижения (отвечает на вопрос: «КАКИМ ОБРАЗОМ?»).

Слайд 109Рабочий лист №8
Предназначен для работы учащихся, претендующих на 3-4 уровень.
«Цель

и задачи проекта»

Способ убедиться
в достижении цели

Риски


Слайд 110Аналитический этап. Работа с информацией.

После постановки цели проекта в первую очередь на

этом этапе необходимо определить, какая информация необходима для ее достижения (реализации проекта).

Слайд 111В рабочем листе №17 «Источники информации»
ученику предлагается фиксировать,
по каким темам

найдены источники информации,
каково основное их содержание по актуальному для работы над проектом вопросу.
При этом совсем не исключено, что для работы над проектами учащимся необходимо будет конспектировать источники. В этом случае конспект может быть целиком представлен в разделе портфолио «Рабочие материалы» в соответствующей рубрике и прокомментирован учеником.

Слайд 112Аналитический этап. Сбор информации.
Даже при высоком уровне сформированности умений работать с

информацией учащиеся могут столкнуться с объективными трудностями. Задача педагога в этом случае будет состоять в том, чтобы "снять" их тем или иным образом. Например, работу ученика 8 класса (проект "Самодельная сварка") со статьей по механизации трудоемких процессов осложнило обилие незнакомых терминов, кроме этого, ему "не хватило знаний для того, чтобы понять содержание". В этой ситуации учитель может "прокомментировать непонятные места", отослать ученика к справочной литературе, порекомендовать ему обратиться к какому-либо эксперту.

Слайд 113В рабочем листе № 18 «Консультация»
учеником фиксируются различные организационные моменты (согласованная

с учителем дата консультации, имя консультанта); основные вопросы, с которыми ученик обращается к консультанту.
В этом бланке ученик может делать заметки, записывать по итогам консультации, что необходимо сделать для выполнения проекта, что прочитать и над чем подумать.

Слайд 114Аналитический этап. Сбор информации.
Нередко при работе над проектом учащиеся находят источники

информации, которые были неизвестны учителю, получают самую свежую информацию
Боязнь учителя показаться некомпетентным основана, на наш взгляд, на профессиональном стереотипе: учитель должен обязательно быть специалистом по тому узкому вопросу, которому посвящен проект.
Следует помнить, что руководитель проекта в первую очередь является носителем проектной культуры, отвечает за соблюдение общего алгоритма работы над проектом.

Слайд 115Аналитический этап. Анализ проблемы.
Изучив собранную информацию, ученик производит на новом этапе

анализ проблемы, выделяя (на начальных этапах с помощью учителя)
причины
и (в старших классах) последствия ее существования,
определяя, решаема ли для него та или иная проблема (может ли он устранить своими силами причины ее существования),
заинтересован ли кто-то кроме него в решении этой проблемы.

Слайд 116рабочий лист №9 «Анализ путей решения проблемы».
С использованием рабочего листа №9

ученик может проанализировать различные способы решения проблемы, для чего ему необходимо кратко изложить их суть и зафиксировать их сильные и слабые стороны в графах, отмеченных значками «+» и «–», а также требования, которым отвечает решение, выбранное учеником.
Учитель не может оценить высоко сформированность умений по целеполаганию, если приведен только один вариант решения проблемы.


различные способы
решения проблемы

сильные и слабые стороны
«+» и «–»


Слайд 117Аналитический этап. Выбор решений.
Многие проблемы могут быть решены различными способами, поэтому

необходимым шагом в разработке замысла проекта старшеклассниками является изучение альтернативных способов решения проблемы и выбор оптимального решения.
Учителю необходимо грамотно провести с учащимися обсуждение способов решения проблемы, при этом можно использовать такие известные приемы, как, например, мозговой штурм.

Слайд 118Рабочий лист № 19 «Обсуждение в группе»
предназначен для подготовки ученика к

групповому обсуждению и графически организован таким образом, чтобы учащийся смог зафиксировать итоги группового обсуждения и последующие шаги. Рекомендуется использовать данный рабочий лист, начиная со 2-го уровня.

Слайд 119Аналитический этап. Планирование.
Когда учащимся ясна цель проекта, следует организовать работу по

определению задач, которые указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос, ЧТО должно появиться (быть сделано), чтобы цель проекта была достигнута (чтобы результат был получен).
Затем каждая задача дробится на шаги (отдельные действия, которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени).
Затем ученик составляет план работы, расставляя шаги в необходимой последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов. На основании полученного списка шагов учащийся может спланировать необходимые для их реализации ресурсы (в том числе информационные).

Слайд 120Третья группа рабочих листов
предназначена для организации работы учащихся по планированию


Слайд 121Рабочий лист №10 «График деятельности»
предлагается учащимся, претендующим на 2 уровень

сформированности компетентности.
На этом уровне набор шагов, необходимых для реализации проекта, разрабатывается учеником в результате совместного обсуждения хода работы с учителем и при его непосредственной помощи.
В рабочем листе ученик самостоятельно фиксирует все шаги в хронологической последовательности.

Слайд 122Рабочий лист №11 «Проектный календарь»
предназначен для понедельного планирования деятельности учеником. Заполнение

этого рабочего листа не оценивается, в нем учащийся может зафиксировать зоны своего участия и ответственности при работе в групповом проекте.
Ученик, претендующий на 4 уровень сформированности компетентности, не только определяет хронологическую последовательность шагов, но и выходит на логическое разделение задачи на шаги, а также планирует ресурс времени, материально-технические, информационные и др. ресурсы.

Слайд 123Четвертая группа рабочих листов под общим названием «Продукт: планирование результатов, оценка»
предназначена

для прогнозирования учащимся результатов деятельности и их оценки

Слайд 124В рабочем листе № 14
ученик, претендующий на 2 уровень сформированности компетентности,

приводит в соответствующей графе описание предполагаемого (планируемого) продукта и детализирует несколько характеристик, важных для использования продукта по назначению и в этом же рабочем листе в графе «Я предлагаю использовать» ученик указывает, каким образом он планирует это делать.
Данный рабочий лист применяется и для оценки полученного продукта, который описывается в соответствующей графе.
Ученик также делает выводы о соответствии полученного продукта запланированному.

описание предполагаемого
(планируемого) продукта


Рабочий лист № 15 целесообразно предложить ученику, претендующему на 3 или 4 уровень сформированности компетентности.


Слайд 125В рабочем листе №16
На 3 уровне сформированности компетентности учащийся может спрогнозировать,

каковы будут потенциальные потребители и/или области применения полученного им продукта, которые фиксируются в рабочем листе №16.
Ученик в соответствующей графе формулирует рекомендации по использованию полученного им продукта другими,
и планирует продвижение продукта или указывает границы его применения,

Под продвижением в данном случае понимаются описанные в самом общем виде действия ученика (информирование, реклама, распространение образцов, акция и т.п.). Не снижается количество баллов в том случае, если учащийся заявляет об эксклюзивности или очень узкой группе потребителей продукта.

Начала маркетинга


Слайд 126Практический этап
На этом этапе учащиеся реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий

контроль. При работе над проектом учащиеся реализовывают \ осваивают различные технологии деятельности, новые способы деятельности (видеосъемка, работа с компьютером, проведение социологических исследований, сварка и т.д.).
На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся, а учитель выступает преимущественно в роли консультанта.

Слайд 127Рабочий лист №13. Текущий контроль
предназначен для того, чтобы ученик, претендующий на

3 уровень сформированности компетентности, фиксировал результаты проведения текущего контроля.
В первой колонке таблицы отмечаются те действия (шаги), по завершении которых происходит контроль.
Если учащийся самостоятельно спланировал промежуточный контроль в соответствии со спецификой своего проекта, о чем свидетельствуют заполненные им колонки таблицы «Что я контролирую» и «Как я контролирую», он получает 6 баллов.

Слайд 128Презентационный этап
Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта, а

не для рассказа о процессе работы над проектом.
Презентацию проектов надо организовывать специальным образом. Здесь открываются самые широкие возможности для творческого поиска учителем организационных форм презентации. Это может быть: выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, дегустация, рекламная акция, демонстрация моделей и т.д.
По своему педагогическому эффекту это один из самых важных этапов проекта, когда учащийся получает возможность предоставить плоды своего труда. Проведение презентаций можно удачно совмещать с работой с семьями учащихся.

Слайд 129Рабочий лист № 20 «Мои презентации»
предназначен для подготовки презентаций проектов.
В

этом случае к письменным материалам относятся все сопровождающие или предваряющие презентацию проекта материалы (этикетки, рекламные буклеты, таблицы, стендовые материалы и т.п.).
В таблице «Письменные материалы» фиксируются адресат и цель, которая вполне может не совпадать с целью самой презентации и формулироваться, например, так: облегчить восприятие статистической информации. В ней также фиксируются жанр и способ предъявления каждого материала.
Вторая таблица описывает устную презентацию: аудитория, цель и средства. В данном случае подразумеваются как вербальные, так и невербальные средства, наглядные материалы, логические или риторические приемы.

Слайд 130Контрольный этап Рефлексия деятельности
После проведения презентации учащимся проводится оценка как полученного продукта,

так и собственного продвижения в проекте.
Рекомендуется использовать проектную работу учащегося как набор ситуаций, в которых не только формируется, но и проявляется его компетенция, для оценки уровня сформированности его ключевых компетентностей. Учитель имеет возможность оценить уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся: компетентности в решении проблем, поскольку обязательным является решение учащимся собственных проблем средствами проекта, а также компетентности в работе с информацией и коммуникативной компетентности по целому ряду оснований – способов деятельности, владение которыми демонстрирует учащийся не только на контрольном, но и на всех остальных этапах работы учащихся над проектом.


Слайд 131На последнем – оценочном – этапе работы над проектом
используются рабочие листы

№ 21 используются рабочие листы № 21 и № 22.

Слайд 132В рабочем листе № 21
ученик фиксирует слабые стороны работы над проектом,


указывает сильные стороны,
формулирует причины успехов и неудач (трудностей) в работе над проектом,
предлагает способ(ы) преодоления трудностей (избежания неудач), с которыми он столкнулся при работе над проектом.

Слайд 133Рабочий лист № 22
организован графически таким образом, чтобы ученик смог зафиксировать

освоенные в ходе проектной работы
умения (графа «Я научился»)
и аргументировать возможность использовать их в других видах деятельности (графы «Я могу использовать приобретенные умения (опыт)» и «Обоснование»).

Слайд 134Когда учащийся берётся за новый проект, у него есть
ориентировочная основа проектной

деятельности в виде рабочих листов
и осмысленный опыт.

Слайд 135Алгоритм запуска портфолио
мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно

работать с портфолио,
определение вида портфолио: вид портфолио может быть задан педагогом или выбран учащимся,
определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы,
определение общей структуры портфолио,
определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися (при этом возможно выделение обязательных критериев),
определение способов оценивания: целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки.
[1] Большая книга о маленькой школе /Под ред. Т.В.Светенко, И.В.Галковской. – Псков: ПГПИ, 2003. – С.244.

Слайд 136Окончательный вариант
оформления портфолио проектной деятельности


Слайд 137Раздел «Портрет»
предназначен для представления информации об ученике - авторе портфолио, который

имеет возможность представить себя любым доступным способом.

Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты и т.п.

Здесь обязательно помещается вступительная статья – обоснование, где сформулирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают.

Это может быть эссе, фотография, краткая история успехов и т.п.

Рабочий лист №1 –
визитная карточка проекта


Слайд 138Раздел «Коллектор»
содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит ученику. Это

могут быть материалы, предложенные ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации), или материалы товарищей по группе. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, любой иллюстративный материал и т.д., одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности учащегося - создателя портфолио.

Рабочие листы, предложенные учителем в качестве ориентировочной основы проектной деятельности деятельности.
Различные информационные материалы.



Слайд 139Раздел «Рабочие материалы»
должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы

учеником.


Рабочие листы № 2-20, заполненные учеником


Слайд 140В раздел «Достижения»
помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его

лучшие результаты и демонстрируют успехи.


Рабочие листы № 21-22, заполненные учеником


Слайд 141Лаборатория модернизации
образовательных ресурсов
Заказ изданий:
Тел.: (846) 310-24-50, 310-24-70.
Тел./факс: (846) 310-24-72.
E-mail: uchlit@rambler.ru,

idf@fedoroff.ru

Заказ подготовки педагогов:
Тел.: (846) 334-06-22.
E-mail: Lmor@mail.ru


Слайд 142Список литературы:
Большая книга о маленькой школе /Под ред. Т.В.Светенко, И.В.Галковской. –

Псков: ПГПИ, 2003.
Великанова А.В., Мокраусов И.В., Севостьянова О.В., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио /Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 2. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.
Гражданское образование: содержание и активные методы обучения /Под ред. С.Шехтера и Н.Воскресенской. – М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», 1997.
Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М.: Знание, 1998.
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и последователей) /Под ред. Н.Д.Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000.
Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара /Под ред. А.В.Великановой. – Самара: Изд-во «Профи», 2001.
Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся //Директор школы. – 1998. – № 3.
Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе: Дидактические материалы для обучения педагогов /Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 1. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.
Шишов С.В., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

Слайд 143www.isokgd.ru
Контакты: г. Калининград,ул.Эпроновская, 1,тел. 66-90-51 e-mail: umc_metod@kaliningrad.ru
Трубачёва В. А.,


зам. директора по маркетингу и развитию

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика