Слайд 1Подростки:
ключи к диалогу
Составила педагог –психолог Бабкинской СОШ
Вяткина А.В.
Слайд 2Отрывок из книги
«Психология масс» Дмитрия Ольшанского
Подрастая, молодые начинают отчётливее ощущать
родительское сопротивление их росту. Именно так: они растут, начинают самостоятельно думать и действовать, а мы сопротивляемся этому, пытаясь как бы повернуть время вспять, вернуть наших детей в прежнюю систему отношений, в которой он были бесправными. Они начинают действовать и наталкиваются на наше противодействие
Слайд 3Факты
Им необходимо привыкнуть к своему новому телу и внешности
80% подростков обращаются
за психологической помощью с этими проблемами: тело пугает их и очень им не нравится
Им нужно выстроить новые отношения со взрослыми
С подростками общаются то как с равными, то как с детьми. Жить в такой неопределённости очень трудно
Их обескураживает новое состояние организма
Гормональные изменения рождают новые ощущения, чувства. Любовь, ревность, страсть – их нужно пережить, чтобы понять самого себя
Слайд 4Ищем третьего
«У нас никогда не было настоящего разговора»
«Они только и знают,
что орать на меня»
«Достали они своими вопросами»
Эти фразы говорят подростки
Слайд 5У нас появились темы – табу: уроки в школе, манера одеваться
Переходный
возраст – время, когда складываются представления о себе: чем больше они колеблются, тем более упрямыми становятся вчерашние дети
Ваш ребёнок будет спокоен, если вы выскажете своё мнение о стиле одежды, но оставите за ним право решать
Однако проблемы с учёбой касаются и родителей. Здесь необходима ваша поддержка, помощь в сложной ситуации
Слайд 6Я боюсь его чём-то ограничивать, потому что он сразу становится агрессивным
Ограничения
для подростка необходимы, но только обоснованные и не слишком жёсткие
Когда мы совсем не ограничиваем подростков, им кажется, что мы стали к ни безразличны, и из чувства противоречия они ведут себя вызывающе
Слайд 7Он не отвечает на мои вопросы
Подросток учится создавать своё неприкосновенное внутреннее
пространство
Не изводите его расспросами, но и не позволяйте ему молчать, когда спрашиваете «по делу»
Слайд 8Он мне больше ничего не рассказывает
Отец и мать для подростка –
«посланники» детства, от которого он пытается отделиться, из которого хочет скорее вырасти
Постарайтесь не быть слишком настойчивыми: подростков пугает и раздражает ощущение того, что общение с ними чересчур остро необходимо родителям
Слайд 9Он стал недосягаем: не снимает наушников, запираемся в комнате
Ему необходимо не
только защищённое личное пространство, но и право им пользоваться, просто побыть одному
Уважать эту его потребность очень важно, но и требовать выполнения правил, принятых в вашем доме
Слайд 10Он твердит, что я его не понимаю
Часто он и сам не
понимает себя, потому что страдает от множества противоречивых желаний и стремлений
Сказать подростку, что мы прекрасно понимаем его чувства, несмотря на разницу в возрасте, - просто разозлить его
Слайд 11Он всё больше и больше меня критикует
В подростковом возрасте дети скорбят
по мифическому образу всемогущих родителей
Важно понимать, что, критикуя, они учатся открыто спорить, иметь своё мнение и ценить мнения других
Ребёнок всего лишь хочет потренировать свой критический ум, а вовсе не перевернуть Вселенную
Слайд 12Он мне грубит
Грубить родителям, конечно, большая глупость, ведь вы – тот
«сук», на котором подросток сидит
Подростки очень восприимчивы к «зеркальному эффекту»: отсутствие ограничений, терпимость к их хамству ставит перед ними вопрос, а уважают ли их самих?
Слайд 13Уделяйте внимание восприятию ребёнка
Подростки, которые считают мир жестоким, негативно относятся к
мирным ситуациям и делят всех на две категории: те, кто оскорбляет, и те, кого оскорбляют
Такие подростки больше склонны к насилию
Слайд 14Что означает та или иная колкость подростков:
Первый вариант:
Это испытание накопленного
арсенала оружия, средств воздействия на взрослых для достижения своих целей
Этот вариант не опасен, хотя и мало приятен. Обучатся владеть «оружием», проведут испытания и успокоятся
Слайд 15Что означает та или иная колкость подростков:
Второй вариант:
Это проверка эффективности разных
видов отношений с родителями, выяснение, как с ними лучше жить дальше
Это серьёзнее. Родителям нужно продемонстрировать ребёнку, какое обращение нам больше нравится и как от нас чего-нибудь хорошего добиться. Опыт социального научения: сделал как надо – получи приз….
Слайд 16Что означает та или иная колкость подростков:
Третий вариант:
Проверка правильности или неправильности
тех или иных аспектов своего собственного поведения
Этот вариант наиболее сложен. Если колючки не исчезают, если за ними стоят особенности характера и личностный склад – дело серьёзное
Слайд 17Так почему же мы подчас теряем наших детей?
Потому, что не умеет
и не желаем их понимать. А для них это – главное
Сами, по своей инициативе, создаём дома атмосферу страха и настороженности
Мы очень редко ведем активный процесс воспитания в семье, а лишь вынужденно, иногда реактивно «реагируем» на то, что происходит
Мы совершенно не доверяем нашим детям. И это для них – самое обидное
Приближение к равенству они должны чувствовать постоянно
Слайд 18
Дмитрий Ольшанский – доктор политических наук и кандидат психологических наук, профессор
МГИМО, автор книги «Психология масс»
Всегда помните о главном: решение вопроса о соотношении «преступления» и «наказания» не должно вредить развитию «Я» ребёнка. Наказание – всего лишь ещё одно воспитательное средство. Оно лишь дополнение к главному – к доброте, к принятию ребёнка, к раскрепощению его «Я» и к стремлению реализовать себя. Пользуйтесь наказание пореже, а главное – вкладывайте сами в это наказание по возможности правильный смысл
Слайд 19Дети учатся жить у жизни
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
Если
ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
Слайд 20Дети учатся жить у жизни
Если ребёнок растёт в упрёках, он учится
жить с чувством вины
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным
Слайд 21Дети учатся жить у жизни
Если ребёнок в чесности, он учится быть
справедливы
Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей
Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя