Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе презентация

Содержание

Экзаменационная работа в 9-ом классе (в новой форме) состоит из трех частей 1. Сжатое изложение текста. 2. Выполнение тестовых заданий на основе печатного текста. 3. Написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на

Слайд 1Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе

Федотенко С.В.

Слайд 2Экзаменационная работа в 9-ом классе (в новой форме) состоит из трех

частей

1. Сжатое изложение текста.
2. Выполнение тестовых заданий на основе печатного текста.
3. Написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или по содержанию прочитанного текста.


Слайд 3Коммуникативные умения, ПРОВЕРЯЕМЫЕ ГИА
Извлекать информацию при аудировании и чтении; адекватно понимать

и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи.
Создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свёрнутости
Соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические)


Слайд 4Умения и навыки при выполнении задания первой части
верно понимать и передавать

основную мысль исходного текста;
правильно выделять макро- и микротемы;
владеть навыками компрессии (сжатия) текста;
логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы компрессии;
выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы;
строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме


Слайд 5 Словеснику необходимо обращать внимание учащихся на яркие слова и выражения, которые

автор использует в тексте


Почему автор выбрал именно их?
Какой колорит они придали тексту?
Попробуйте заменить эти слова нейтральными.
Подберите синонимы к слову и т.д.


Слайд 6Методические требования К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ:
сохранение последовательности в развитии событий;
наличие предложений, выражающих

мысль, общую для каждой смысловой части;
установление смысловой и грамматической связи между предложениями;
использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

Слайд 7 Коммуникативно-речевые умения:
умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста)

и существенное (внутри каждой основной части);
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно и логично излагать свои мысли;
умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Слайд 8 Способы сжатия текста:
исключение подробностей, деталей;
обобщение однородных

явлений;
сочетание исключения и обобщения.

Слайд 9

ПРИЕМЫ КОМПРЕСИИ

Слайд 10Замены
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или

его части указательным местоимением;
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
замена сложноподчиненного предложения простым;
замена прямой речи косвенной.


Слайд 11Исключения
исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
исключение повторов;
исключение фрагмента предложения, имеющего

менее существенное значение;
исключение одного или нескольких синонимов;
исключение предложений, содержащих слишком широкое и полное описание или рассуждение

Слайд 12Слияния
образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и

том же предмете речи

Слайд 13Исключение
«Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой

-грузчик, третий-рыбак, а еще – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но все это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне.

«Многолик» потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре.

Слайд 14



Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его

натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

Слайд 15Обобщение
Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его

натягивать робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его суками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?


Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжелые и опасные?

Слайд 16Обобщение и исключение
При компрессии часто совмещаются разные способы сжатия. Например, в

следующем отрывке можно использовать и обобщение, и исключение.
Отрывок из исходного текста
Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги.

В результате сжатия может получиться одно сложное короткое предложение:
Годы проходят, но не стареют книги писателя.


Слайд 17Каждое задание направлено на выявление определенной языковой компетентности учащегося:
адекватное понимание письменной

речи в различных сферах и ситуациях общения;
понимание текста как продукта речевой деятельности, его смысловой и композиционной ценности;
извлечение информации из различных источников;
нахождение синонимов, антонимов, омонимов;
умение определять лексическое значение слова;
умение производить лексический анализ слова;
знание выразительных средств русской речи.

Слайд 18


Структура сочинения – рассуждения:

Тезис – доказательства (аргументы)-вывод.

Слайд 19Алгоритм написания сочинения-рассуждения С 2.1
Выдвинуть тезис, т.е. положение, которое будет доказываться.
Привести

различные доказательства (аргументы) этого тезиса; необходимо привести не менее двух аргументов из текста, иллюстрирующих различные языковые явления.
Сделать вывод-заключение, подтверждающий выдвинутый тезис (без него рассуждение будет незаконченным).

Слайд 20 Как начать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему
Можно привести несколько примеров

того, как начать сочинение – рассуждение. Это может быть
фраза, принадлежащая герою дискуссии и её комментарий («Знаки препинания только осложняют нам жизнь», - заявил Саша. Можно ли с этим мнением согласиться? Я думаю, нельзя, потому что…»);
согласие или несогласие с одним из участников лингвистического спора (например, «Я согласен с мнением Миши, что без знаков препинания на письме не обойтись»);
вопрос (например, «Зачем нужны знаки препинания?»);
вопрос-ответ (например, «Нужны ли нам сегодня знаки препинания? Безусловно, нужны!»);
собственное высказывание (например, «Знаки препинания выполняют несколько важных функций»);
предложение, констатирующие актуальность темы (например, «Сегодня особенно важны знания о…» или «Проблема… является актуальной в наши дни»);
именительный темы (например, «Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?» или «Книжные и устаревшие слова. Какова их роль в публицистической речи?»).


Слайд 21Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении:
Вводные слова таким образом, итак, в заключение,

как видим и др.
Синтаксические конструкции: итак, можно увидеть, что…; в результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…; эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…и др.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика