Слайд 2
«Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой, своим злобным юмором напоминающей
лучшие страницы Свифта, «История одного города» представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии; «имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит»…
И.С.Тургенев
Слайд 3
Вопрос
Что помогает определить принадлежность текста
к произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина?
Слайд 4
Задание
Дополните данное определение, пользуясь любыми доступными источниками информации. Выделите ключевые позиции.
ПАРОДИЯ
(от греч. parodia - противопеснь) - вид сатирического произведения, целью которого служит осмеяние литературного направления, жанра, стиля, манеры писателя, отдельного произведения. Пародия может быть направлена против определенных особенностей литературных произведений - тематики, идейного содержания, особенностей сюжета, образов героев, композиции, языка. Основное ее средство - ироническое подражание осмеиваемому образцу, передача в гиперболизированном, шаржированном виде свойственных ему характерных черт, доведение их до абсурда, нелепости, чем и достигается сатирико-комический эффект.
Слайд 5
Задание
Прокомментируйте название главы «О корени происхождения глуповцев».
Вопрос
Благодаря чему создаётся пародийный эффект?
Слайд 6
Задание
Проанализируйте название романа, пользуясь подсказкой:
«История одного города» (М.Е.Салтыков-Щедрин)
«История села
Горюхина» (А.С.Пушкин)
«История государства Российского» (А.Толстой)
«История государства Российского» (Н.М.Карамзин)
«История России с древнейших времён» (С.М.Соловьёв)
Вопрос
Что объединяет данные названия? Каковы принципиальные различия между указанными произведениями / исследованиями?
Слайд 7
Выступление группы №1
Образ города Глупова в творчестве М.Е Салтыкова-Щедрина
Слайд 8
Задание
Прочитайте начало главы. Назовите произведение древнерусской литературы, ставшее объектом пародирования. Приведите
примеры.
Слайд 9
Задание
Прочитайте начало главы. Назовите произведение древнерусской литературы, ставшее объектом пародирования. Приведите
примеры.
Слайд 10
Задание
Прокомментируйте соотношение образов:
автор произведения – издатель, нашедший рукопись – архивариусы-летописцы .
Приведите
примеры подобного соотношения в произведениях художественной литературы.
Слайд 12
Интертекстуальность как основа приёма пародии в главе «О корени происхождения глуповцев»
(роман «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина)
Слайд 13
Задание
Опираясь на собственный опыт, дайте определение термина «интертекстуальность».
Пользуясь доступными источниками информации,
уточните и расширьте Ваше определение.
Слайд 14
Соотношение главы «О корени происхождения глуповцев»
с произведениями древнерусской литературы.
Вопросы
Почему
упоминаются имена историографов Костомарова, Соловьёва и Пыпина?
Как изменяется смысловой и ритмический рисунок «Слова»?
Какую роль в произведении М.Е.Салтыкова-Щедрина играет приём буквального прочтения метафорических выражений?
Слайд 15
Выступление группы №2
Названия племён, упоминаемые в главе
Слайд 16
«…Ни одно из этих названий не вымышлено мною, и ссылаюсь в
этом случае на Даля, Сахарова и других любителей русской народности. Они засвидетельствуют, что этот «вздор» сочинён самим народом, я же со свое стороны рассуждал так: если подобные названия существуют в народном представлении, то я, конечно, имею полнейшее право воспользоваться ими и допустить их в мою книгу».
М.Е.Салтыков-Щедрин
Слайд 17
«моржееды» - архангельцы
«лукоеды» - арзамасцы
«гущееды» и «долбежники» - новгородцы
«клюковники»
- владимирцы
«куралесы» - брянцы
«вертячие бобы» - муромцы «лягушечники» - дмитровцы «лапотники» - клиновцы
«чернонебные» - коломенцы «проломленные головы» - орловцы
«слепороды» - пошехонцы, вятичане
«вислоухие» - ростовцы
«кособрюхие» - рязанцы
«ряпушники» - тверитяне
«заугольники» - холмогорцы
«крошевники» - капорцы
«рукосуи» - чухломцы
Слайд 18
Выступление группы №3
Выявление интертекстуальных связей: быт и жизнь племён
Слайд 19
Задание
Сопоставьте тексты:
«О корени происхождения глуповцев» (М.Е.Салтыков-Щедрин)
«История России в рассказах
для детей» (А.О.Ишимова)
«История России с древнейших времён» (С.М.Соловьёв)
«О физическом и нравственном характере славян древних» (Н.М.Карамзин)
Что объединяет и различает данные тексты?
Вопрос
Какие фольклорные сюжеты стали объектом пародирования в главе «О корени происхождения глуповцев»?
Слайд 20
Выступление группы №4
Выявление интертекстуальных связей: призвание на княжение
Слайд 21
Задания
Приведите примеры пародирования летописи, сказки, былины, буквального прочтения фразеологизма.
Вспомните, что такое
эзопов язык.
Слайд 22
Выступление группы №5
Выявление интертекстуальных связей: заложение города Глупова
Слайд 23
Существует два рода карикатуры: одна преувеличивает истину, как бы посредством увеличительного
стекла, но никогда не извращает полностью ее сущность, другая же более или менее сознательно отклоняется от естественной правды и реальных соотношений. Салтыков прибегает только к первому роду, который один только и допустим.
И.С.Тургенев
Слайд 24
Домашнее задание
Письменно прокомментировать слова Р.Барта: «Каждый текст является интертекстом; другие тексты
присутствуют в нем на разных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат».