Слайд 1Планирование урока
с позиции деятельностного подхода.
Ветрова Е.В- учитель математики и информатики
МОУ СОШ
пос. Литовко
Слайд 2Научиться учиться - главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться - это
значит понимать, чего я не знаю и самостоятельно находить способ справиться с затруднением,получить знание.
Исследования психологов и педагогов показывают: чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную самостоятельную деятельность, сделать "хозяевами” этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы к учебной деятельности.
Слайд 3Цели изучения математики в основной школе:
в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуру речи, способность к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
Слайд 4в метапредметном направлении:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о
значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
Слайд 5в предметном направлении
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения
в старшей школе или иных образовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности».
Слайд 6Средства реализации новых подходов .
Использование таких технологий и методов обучения, которые
позволяют достичь личностных и метапредметных результатов. Применительно к математике можно выделить:
проблемное обучение;
поисково-исследовательскую (задачную) технологию обучения;
модульную технологию;
коллективную систему обучения (КСО).
Слайд 7Технология деятельностного метода на уроках «открытия новых знаний» по математике.
Дети «открывают»
знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Задача учителя при введении нового материала заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Слайд 8Учебная задача на уроке математики.
Поставить учебную задачу – значит помочь учащимся
самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока.
Слайд 9«Культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления».
Один из базовых принципов общесистемных изменений, заявленных в новой модели образования:
Слайд 10Метапредметный подход.
Доктор психологических наук Громыко Ю.В является автором построения новой организации
содержания образования на основе метапредметов.
С 2009 года «Учительская газета» начала публиковать статьи о «метапредметности» и разработки уроков по разным предметам лучших педагогов страны.
Слайд 111 этап .Мотивация.
Самоопределение к учебной деятельности .
Организация этапа:
1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
2) устанавливаются тематические рамки («могу»).
3) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Учитель :
Включает в предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения, с целью самостоятельной постановки детьми учебной задачи.
Ученик :Осуществляют предметно-практическую
деятельность, вызывающую затруднения.
Результат: Неспособность решить задачу, познавательный интерес, мотивация на приобретение недостающих знаний.
Слайд 12 II этап. Актуализация и пробное учебное действие.
Учитель :Просит учащихся перечислить
возникающие затруднения и назвать
содержание недостающих для решения новой практической задачи знаний.
Побуждает детей к самостоятельному формулированию учебной задачи.
Учащиеся :Формулируют собственные затруднения и устанавливают их причины через описание недостающих знаний. Перечисляют, каких знаний им не хватает для решения практической задачи и формулируют, чему они желали бы научиться.
Результат :Поставленная и принятая детьми как собственная задача учебной деятельности. Мотивация на ее решение. Мотив достижения
успеха, самореализации в учебной деятельности и сотрудничества с теми учащимися, которые обладают какими-то недостающими знаниями. Мотивация на включение в процесс решения учебной задачи, осознание нужности получения новых знаний для последующего продвижения в освоении предмета.
Слайд 13 III этап. Постановка проблемы .
Учитель : Организует деятельность
учащихся по определению способов решения учебной задачи: определению способа получения недостающих знаний и перечня тех источников, из которых они могут быть получены. Побуждение к принятию наиболее рационального способа действий.
Учащиеся :Ищут способы решения учебной задачи: выдвигают гипотезы для проверки, предлагают источники получения недостающих знаний, способы разработки новых знаний; планы действий.
Результат: Составленный детьми вместе с учителем и принятый ими как собственный план действий, план урока. Мотивация на его выполнение, на успех, на сотрудничество в достижении учебной задачи.
Слайд 14IVэтап Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план,
средство) .
Учитель : Организует самостоятельную деятельность детей по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения:
- по извлечению готовых знаний из объяснения, лекции, беседы ;
- путем поисковой экспериментальной деятельности ;
- по поиску и систематизации знаний из литературных источников;
- по общению с целью обмена информацией друг с другом и получению таким
образом совокупности всех необходимых знаний;
Учащиеся : Включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний:
- по их получению в готовом виде путем слушания, конспектирования и т.д.:
- их самостоятельному созданию путем поисковой (коллективно-распределительной)деятельности в паре, группе или индивидуально;
- извлечению знаний из различных литературных источников;
из общения; из всего вместе.
Результат :Освоение детьми различных способов получения новых
знаний. Освоение самих новых знаний: понятий, законов, способов деятельности, различной информации
Слайд 15Vэтап. Реализация построенного проекта .
Учитель :Организует самостоятельную деятельность детей по
нахождению, определению, выработке тех критериев , которые свидетельствуют, что практическая задача, а значит, и учебная - решены верно, следовательно, они научились .Организует самостоятельную деятельность детей по воспроизведению ими новых знаний сначала с использованием в качестве опоры материальных объектов окружающего мира, затем во внешней речи; потом внутренней речи и, наконец, организует умственную деятельность учащихся.
Учащиеся :Воспроизводят полученные или созданные самостоятельно знания сначала с использованием в качестве опоры материальных объектов окружающего мира, затем во внешней речи, потом во внутренней речи, и, наконец, организуют применение полученных знаний.
Результат : Поэтапная интериоризация знаний учащимися до их полного освоения; умение оперировать знаниями в требуемой форме: материальной, речевой или умственной.
Интериориза́ция (от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим.
Слайд 16VIэтап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель :Организует самостоятельную деятельность
детей по самооценке,
взаимооценке новых и отрабатываемых знаний на каждом из этапов их освоения. Побуждает детей к выявлению и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин, оказанию взаимопомощи одноклассникам: доброжелательной и принципиальной оценке деятельности друг друга и своей собственной.
Учащиеся :Оценочная деятельность детей. Самооценка и взаимооценка эффективности социального взаимодействия в коллективно-распределительной учебной деятельности (доброжелательность, сотрудничество, эффективность групп и т.д.).
Результат: Умение проверять и оценивать свою деятельность и деятельность друг друга. Лучшее понимание осваиваемых знаний. Способность выбирать наиболее рациональные способы получения и отработки знаний. Мотивация на людей, на установление с ними эффективных взаимоотношений, на получение более высоких результатов в учебе и исправление выявленных ошибок
Слайд 17 VII этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель :Создает
условия для самостоятельной деятельности детей по закреплению и развитию полученных знаний, оказывает востребованную ими помощь, побуждает к полному и качественному освоению знаний, к творчеству.
Учащиеся: Осуществляют самостоятельную деятельность но закреплению знаний, самоконтролю .
Результат :Освоенные, свернутые, полные, прочные, абстрактные, осознанные, обобщенные действия, способность действовать в разнообразных ситуациях, включая новые. Ощущение чувства успеха.
Слайд 18VIII этап. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель :Организует деятельность
детей по проверке качества усвоения ими знаний. Проверяет и оценивает, если нужно, знания учеников самостоятельно, побуждает их к совершенствованию.
Учащиеся: Проверяют итоговое качество собственных знаний и знаний своих товарищей.
Результат: Знание уровня собственных достижений, качества знаний, ошибок и их причин.
путей их устранения.
Слайд 19 IX Этап Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Учитель
:Называет тему следующего урока (этапа обучения) или просит учащихся определить ее самостоятельно. Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению содержании и объема той работы, которую каждому из школьников нужно выполнить индивидуально дома.
Учащиеся: Определяют объем и содержание своей домашней работы, относящейся к следующему этапу обучения. Разрабатывают, намечают в общих чертах план совместных или индивидуальных действий. Распределяют объем работы между участниками выполнения задания (в паре, группе, классе).
Результат: Мотивация на дальнейшую учебную деятельность, необходимое сотрудничество в ее осуществлении. Мотивация на самореализацию через творческую учебную и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.
Слайд 20Реализация деятельностного подхода обеспечивает тройной эффект:
качественное усвоение знаний
развитие интеллекта и творческих
способностей
воспитание активной личности
Слайд 21Структура урока Открытия новых знаний и распределение времени на уроке ОНЗ.