Персонологические подходы к изучению личности презентация

Содержание

Генри Мюррей родился 13 мая 1893 года в Нью-Йорке в зажиточной семье, где помимо него воспитывалась старшая дочь и младший сын. В 1915 году Мюррей окончил Гарвардский университет, получив степень бакалавра,

Слайд 1 Персонологические подходы к изучению личности
Генри Александр Мюррей (Murray)


Слайд 2Генри Мюррей родился 13 мая 1893 года в Нью-Йорке в зажиточной

семье, где помимо него воспитывалась старшая дочь и младший сын. В 1915 году Мюррей окончил Гарвардский университет, получив степень бакалавра, а затем продолжил обучение в Колумбийском университете, где в 1919 году получил степень магистра, а в 1920 году доктора медицины. В 1927 году Мюррей защитил докторскую диссертацию по биохимии в Кембридже.

Слайд 3Особое значение для мировой психологии имели разработки Мюррея в области теории

диагностики личности. Его персонология, опирающаяся в большой степени на работы З. Фрейда о ранних детских фиксациях и комплексах и включающая в себя модифицированные понятия "Я", "Оно",
"Сверх-Я", нацелена прежде всего на анализ индивидуальных проявлений. В отличие от З. Фрейда и А. Адлера им было введено большое число базовых потребностей, где наряду с первичными, или витальным потребностями выделялись вторичные (психогенные), свойственные человеку. 

Слайд 4Сверх-Я в теории Мюррея, как и у Фрейда, рассматривается как порождение

культуры.
Сверх-Я формируется не только на основе требований со стороны родителей, как считал Фрейд, но и под влиянием других представителей социума (ровесники, учителя, общественные деятели, воображаемые персонажи).
Со Сверх-Я тесно связано идеальное
Я – идеализированный образ самого себя. Идеальное Я может не совпадать со Сверх-Я.
Например, для какого-нибудь подростка идеальное Я может быть представлено образом главаря банды.
Но, как правило, идеальное Я совпадает с социальными нормами.

Слайд 5Генри Мюррей предложил термин «персонология», под которым он понимал исследование личности

как уникальной целостности. Именно в таком направлении работал он сам, стремясь вскрыть причины индивидуальных различий в поведении людей.

Слайд 6Структура личности
Значительное внимание Мюррея привлекает сущность личности, ее приобретения и достижения.

На его взгляды относительно структуры личности серьезно повлияла психоаналитическая теория, хотя во многих отношениях они решительно отличаются от ортодоксального психоанализа. По отношению к слову "структура" Мюррей проявляет осторожность, так как оно предполагает постоянство, регулярность, закономерность. Он же считает, что личность постоянно изменяется.

Слайд 7Определение личности
Хотя Мюррей предложил много определений личности, в основе своей они

могут быть сведены к следующему.

Личность индивида – абстракция, сформулированная теоретиком, а не просто описание поведения индивида.

Личность индивида соотносится с серией событий, охватывающих всю его жизнь. "История личности есть личность".

В определении личности должны отражаться стабильные и повторяющиеся элементы поведения, равно как новые и уникальные.

Личность – организующая и управляющая сила индивида. Ее функции – интегрировать конфликты и понуждения, которым подвержена личность, удовлетворять потребности индивида и строить планы на будущее.

Личность локализована в мозге. "Нет мозга – нет личности".


Слайд 8Широко известна его книга "Исследование личности", в которой Мюррей выделил 36

потребностей и определил соответствующие им побудительные условия ситуации, а также предложил опросник для выявления индивидуальных различий в мотивах. Перечень потребностей, составленный Мюрреем несколько позже, включал в себя такие потребности, как:

потребности в достижении
уважении
общении
порядке
в привлечении к себе внимания
независимости
защите
содействии
внутреннем анализе
помощи
доминировании
унижении
заботе
изменении
терпении
в индивиде другого пола
агрессии
игре


Слайд 9Мюррей одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции.



Слайд 10Потребность Г.Мюррей определял как теоретический конструкт, который используется для обозначения силы,

организующей восприятие, апперцепцию, мышление, способность к волевому решению и действию таким способом, чтобы трансформировать в определенном направлении существующую неудовлетворительную ситуацию. Каждая потребность характерным образом сопровождается определенным чувством или эмоцией и склонна к определенным формам изменения. Она может быть слабой или интенсивной, кратковременной или продолжительной. Но обычно она сохраняется и придает определенное направление внешнему поведению.

Слайд 11Наряду с понятием потребности, Г.Мюррей ввел понятие пресса, под которым он

понимал характеристику или свойство объекта, среды или человека, которое облегчает или затрудняет достижение индивидом его цели. Прессы связаны с людьми или объектами, имеющими прямое влияние на усилия, предпринимаемые индивидом для удовлетворения своих потребностей. Он выделял два вида прессов: альфа-пресс– объективное влияние со стороны других людей или среды; бета-пресс– интерпретация субъектом чьего-то поведения или чувств. Прессы вносят свой вклад в принятие решений человеком. Например, молодой человек имеет потребность жениться на определенной девушке. В качестве позитивного альфа-пресса может выступать одобрение его поступка со стороны ее родителей, в качестве негативного альфа-пресса – неодобрение со стороны его родителей. В качестве негативного бета-пресса может быть сомнение юноши в искренности чувств невесты. Таким образом, его окончательное решение будет принято под влиянием всех этих воздействий.

Слайд 12Г.Мюррей даже составил перечень негативных прессов, которые могут влиять на поведение

человека. К ним он отнес следующие факторы: отсутствие семейной поддержки, отсутствие или болезнь кого-нибудь из родителей, их смерть, бедность, бытовая неустроенность и т.п..

Он создал самую развернутую классификацию потребностей, основанную на нескольких критериях.


Слайд 13 По происхождению потребности делятся на: первичные (висцерогенные) – они проистекают из внутренних, телесных процессов;

к ним относятся все витальные потребности; вторичные (психогенные) – возникают позже на основе социальных отношений.

 
По числу объектов, могущих удовлетворить данную потребность, они делятся на фокальные– потребности, которые могут быть удовлетворены одним или несколькими объектами (например, потребность в любви) идиффузные - потребности, которые могут быть удовлетворены многими объектами (например, потребность в познании).

По источнику, инициирующему потребность, они делятся на реактивные – возникающие в связи со специфическим воздействием со стороны среды (например, потребность в безопасности возникает в связи с появлением угрожающего фактора) и проактивные - возникающие под влиянием внутренних факторов (целей, планов и пр).

Слайд 14 По степени проявленности в поведении человека потребности можно разделить на проявляющиеся (о наличии которых

человек может открыто говорить или открыто их удовлетворять) и скрытые (их человек скрывает, они проявляются в его снах, символах, мечтах).
Одна и та же потребность может в разных обществах скрываться или демонстрироваться, в зависимости от социальных норм. Например, в США приветствуется потребность в достижении, поэтому там является нормой такое поведение, при котором человек заявляет, что он лучший в своей профессии. В нашей стране такое поведение встретит непонимание со стороны коллег.
 По характеру удовлетворения потребности делятся на эффект-потребности (удовольствие от их удовлетворения человек получает по завершении действия); процесс-потребности (удовольствие от их удовлетворения человек получает в самом процессе удовлетворения, например, при чтении книги или при просмотре фильма) и модальные потребности (удовольствие человек получает от выполнения деятельности на высоком уровне качества). Например, потребность в достижении удовлетворяется, если человек сделал что-то лучше, чем другие люди.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика