Слайд 1«Персидские мотивы в лирике Сергея Есенина»
Слайд 2Цикл «Персидские мотивы»
Цикл стихов «Персидские мотивы» были созданы поэтом в
1924-1925 г.г. и навеяны поездками в Закавказье (Баку, Тбилиси, Батуми).
Слайд 3Поезд Тифлис - Батуми
В первых числах декабря 1924 г. в спальный
вагон поезда, отправлявшегося из Тифлиса в Батум втащили свой багаж трое молодых людей. Поезд тронулся, провожающие замахали руками.
Четвертое место в купе оказалось свободным, и молодые люди, довольные тем, что едут одни, церемонно раскланялись с пустой полкой и поочередно представились: Сергей Есенин, Николай Вержбитский, Константин Соколов.
Слайд 4Персия – Мекка классической лирики
Персия сделалась для Есенина Меккой классической лирики.
Поклониться ее могилам стало целью жизни поэта. Он хотел подышать воздухом Шираза. Он был уверен, что произойдет чудо: его душа отзовется на все увиденное и услышанное в «стране роз».
Слайд 5Поэзия Востока
Шесть веков насчитывает история славы персидско-таджикской классической поэзии.
На рубеже
ХХ в. классическая поэзия средневековой Персии получает распространение в Европе и в России.
Достоянием человечества становится творчество Рудаки, Фирдоуси, Хайяма, Низами, Саади, Хафиза
Слайд 6«Свет вечерний шафранного края…»
С.Есенин
Есенин в 1920-м году испытал на себе
очарование персидской лирики.
В цикле «Персидские мотивы» упоминаются имена Хайяма, Саади, Фердоуси.
Слайд 7Великий Хайям
Образ великого Хайяма овеян легендами, биография полна тайн и
загадок. Его полное имя едва ли уместится в одну строку:
Гиас-ад-ДинАбу-ань-Фатх Омар ибн Ибрагим Хайям Нишапури.
Он известен как поэт, создатель оригинальных философско-лирических четверостиший.
В последнее время известны свыше тысячи его рубаи
Слайд 8Рубаи Хайяма
Рубаи – одно из самых сложных жанровых форм. Объем рубаи
– четыре строки, три из которых (а иногда и все четыре) рифмуются между собой.
Хайям - непревзойдённый мастер этого жанра.
Четверостишья пелись один за другим.
Слайд 9Хайям:
Прощалась капля с морем – вся в слезах!
Смеялось вольно море –
всё в лучах:
«Взлетай на небо, упадай на землю –
Конец один – в моих волнах.»
Слайд 10Хайям:
«Ад и рай – в небесах», - утверждают ханжи.
Я, в себя
заглянув, убедился во лжи:
«Ад и рай – не круги во дворце мирозданья.
Ад и рай – состоянье души».
Слайд 11Хайям:
Если в прах ты, судьбою униженный, пал,
Если купол небесный тебя покарал,
Но и воду живую из рук подлецов
Не бери, хоть бы даже в огне ты сгорал.
Слайд 12Хайям:
Изначальней всего остального – любовь.
В песне юности первое слово – любовь.
О
несведущий в мире любви, горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа – любовь!
Слайд 13Хайям:
Разорвался у розы подол на ветру.
Соловей наслаждался в саду поутру.
Наслаждайся и
ты, ибо роза – мгновенна,
Шепчет юная роза: «Любуйся! Умру…»
Слайд 14Хайям:
Много лет размышлял я над жизнью земной,
Непонятного нет для меня под
луной.
Мне известно, что мне ничего не известно!
Вот последняя правда открытая мной.
Слайд 15«Золото холодное луны…» С.Есенин
В «персидских мотивах» наряду с именами Хайяма
и Саади упоминается и имя классика таджикской поэзии Фирдоуси и его «Книга царей» (Шахнамэ). Есенин мог составить представление о них, например, по балладе Генриха Гейне «Поэт Фирдоуси»
Слайд 16«Голубая родина Фирдоуси» С.Есенин
Надежда выехать в Персию не оставляет поэта.
3
сентября 1924 г. Есенин уезжает на Кавказ в четвертый раз. Движет им все то же желание побывать в Персии. Однако поездка снова не состоялась.
Слайд 17«Никогда я не был на Босфоре…» С.Есенин
Во время пребывания в
Батуми в зимние месяцы 1924-1925г.г. Есенин познакомился с молодой женщиной Шаганэ Нерсесовной Тальян – в то время учительницей одной из батумских школ. Ей он посвятил несколько стихотворений.
Слайд 18«Шаганэ ты моя, Шаганэ!...»С.Есенин
В стихотворении «В Хорасане есть такие двери…»
Есенин вновь возвращается к имени персиянки Шаганэ (Шаги).
Он говорит о том, что голос ее нежный и ласковый, а сама она дала ему «красивое страдание»
Слайд 19«Руки милой – пара лебедей…» С.Есенин
В одном из писем Есенин писал:
« Я еду учиться. Я хочу проехать даже в Шираз и, думаю, поеду обязательно. Там ведь родились все лучшие персидские лирики, и недаром мусульмане говорят: « Если он не поет, значит он не из Шираза».
Эту поговорку Есенин использовал в стихотворении «руки милой – пара лебедей»
Слайд 20«Голубая да веселая страна…» С.Есенин
Для цикла характерны чистота содержания и совершенство
форм.
Восточная мозаика создает иллюзию Персии.
Слайд 21Задание (рефлексия) : напишите синквейн по материалу презентации
Примерный вариант:
Цикл
Восточный, прекрасный
Очаровывает, вдохновляет,
возвышает
Истинная поэзия облагораживает душу
Прелесть
Слайд 22
Автор работы: Зверева Т.Г., учитель русского языка и литературы ГОУ гимназия
№148 г. Санкт- Петербург, 2011 год.
Слайд 23Использованные материалы
http://2photo.ru/2006/12/22/samyjj_talantlivyjj_sovremennyjj_persidskijj_khudozhnik_ostad_mahmoud_
http://yandex.ru/yandsearch?p=1&clid=9582&text=%