Слайд 1
Нормативно-правовое обеспечение образования.
Нормативно-правовые акты по вопросам профилактики правонарушений
Довгяло Валерий Казимирович
Руководитель ООП
«Право»
Доцент кафедры правовых дисциплин и
методики преподавания права
Тел.(342) 238-64-64
dvk_68@mail.ru
Пермский
государственный гуманитарно-педагогический университет
Слайд 2
Нормативно-правовые акты по вопросам профилактики правонарушений
Слайд 3
НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Слайд 4НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Семейный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный закон от 10.12.1995г. №95-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных»;
- Федеральный закон от 24.04.2008г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
- Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Федеральный закон от 08.01.1998г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
ФЗ №273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ».
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Национальные стандарты РФ в сфере социального обслуживания населения , в т.ч. ГОСТ 52888-2007 «Социальное обслуживание населения». «Социальные услуги детям»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Слайд 5Нормативно-правовая база в сфере профилактики суицидального поведения обучающихся
- Конвенция ООН
о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30)
ФЗ РФ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"от 29 декабря 2012 г.
ФЗ РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» статья 14
ФЗ РФ № 120 от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000 г. и от 29.05.2003 г.
Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»
Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2012 годы)» (с дополнениями и изменениями), утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 280
План мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 -2015 годы, утв. приказом Минобрнауки России от 26.10.2011 г. № 2537
Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»)
Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей")
"Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите" (утверждена Постановлением Министерства образования от 28 июля 2004 г. № 47).
Слайд 6
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
по вопросам прав ребенка
Слайд 7Декларация прав ребенка (ООН, 20 ноября 1959 г.)
ребенку должна
быть обеспечена защита;
ребенку должны быть предоставлены благоприятные условия для развития;
ребенку должны принадлежать с его рождения право на имя и гражданство;
ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения;
неполноценным детям должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота;
ребенку должны быть обеспечены, по возможности, любовь и понимание;
ребенку должна быть предоставлена возможность получения образования;
ребенок должен первым получать защиту и помощь;
ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;
ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять какую-либо форму дискриминации.
Слайд 8Конвенция о правах ребенка
(утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН
от
20 ноября 1989 г.)
В ст. 28 воспроизводятся основные обязательства государств по обеспечению доступности образования, по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школы.
Школьная дисциплина должна поддерживаться методами, обеспечивающими уважение человеческого достоинства ребенка.
Образование должно быть направлено (ст.29):
на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в самом полном объеме;
на воспитание уважения к правам и свободам человека, к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям;
на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, в духе уважения к окружающей природе (ст. 29).
Должно быть обеспечено право на образование:
для детей беженцев;
неполноценных в умственном или физическом отношении детей;
детей, лишенных родительского попечения.
Слайд 9
Образование, даваемое в учебных заведениях, должно соответствовать минимальным нормам, которые могут
быть установлены государством.
Слайд 10
Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 г. ГА ООН)
рассматривает вопросы
поддержки детства.
каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государство обеспечивает выживание и здоровое развитие ребенка
право на приобретение гражданства
право знать своих родителей и право на их заботу.
государство гарантирует обеспечение ребенку защиты и заботы государством, родителями или иными законными представителями.
первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
косвенно дается понятие, какие дети находятся в трудной жизненной ситуации, выделяются определенные категории детей, которым необходимо особое внимание, забота и защита.
Слайд 14ФЗ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РФ»
от 24.07.1998 г.
№124 (в ред. ФЗ от 17.12.2009 г.)
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов
приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе,
развития у них общественно значимой и творческой активности,
воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Понятия:
ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
Слайд 15Педагогические работники, психологи и другие специалисты, несущие ответственность за работу по
воспитанию, образованию, охране здоровья (по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов) могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка (п.3 ст.7)
При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении - не могут ущемляться права ребенка
ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ
Слайд 16Администрация ОУ не вправе препятствовать созданию общественных объединений (организаций) обучающихся и
воспитанников по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет.
Исключение: детские общественные объединения (организации), учреждаемые либо создаваемые политическими партиями, детскими религиозными организациями (п.2. ст.9)
Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования - вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка (п.3. ст.9)
Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации ОУ они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.
Слайд 17Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания
и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать их проведению, в том числе на территории и в помещении ОУ, если выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения.
ИСКЛЮЧЕНИЕ: Собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством РФ требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.
Слайд 18Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
(через суд или в
соотв. с ФЗ)
Органы государственной власти субъектов РФ
Федеральные органы власти РФ
Содержащихся
и обучающихся в федеральных ГОУ
Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации (в том числе международные)
Не содержащихся
и не обучающихся в федеральных ГОУ
В судебном порядке оспаривают неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
действия должностных лиц органов власти и учреждений, организаций, граждан, родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и др. специалистов в области работы с детьми
Родители (лица, их заменяющие), а также лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и иные мероприятия с его участием
Иски о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.
Слайд 19Гражданский и семейный кодекс,
предупреждение насилия против детей
ПРАВА РЕБЕНКА
право жить и
воспитываться в семье
право знать своих родителей, право на их заботу
право на совместное с ними проживание
право на уважение человеческого достоинства ребенка
каждый ребенок имеет право на защиту от злоупотребления, в том числе и со стороны родителей.
Защита прав и законных интересов детей возлагается на их родителей.
Родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей.
несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за воспитание и развитие своих детей.
обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей
обязаны обеспечить получение детьми среднего общего образования
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, грозит наказание вплоть до ограничения свободы на срок до 3 лет.
Слайд 20Защита несовершеннолетних от насилия и злоупотреблений
При злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе
самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд (п. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ).
В случае жестокого обращения с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность, а также в случае совершения умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей родители или один из них могут быть лишены родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса РФ).
"При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится" (п. 1 ст. 77 Семейного кодекса РФ).
Слайд 21"Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите"
(утв. Постановлением Министерства образования от 28 июля 2004 г. № 47)
Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то -
1. педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в письменной форме оформляет свои наблюдения и передает их социальному педагогу или директору школы.
2. в случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо срочно направить к врачу (в школьный фельдшерский пункт, детскую поликлинику, больницу и др.), а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел.
3. согласно пункту 9 "Инструкции…" представитель учреждения образования должен сообщить о фактах насилия в управления (отделы) образования и в комиссии по делам несовершеннолетних местных органов власти.
4. пункт 19 , ….по поручению администрации учреждения образования его работники с участием инспектора по делам несовершеннолетних проводят проверку достоверности поступившей информации, обследуют условия жизни и воспитания ребенка и составляют акт.
5. на основании полученной информации несовершеннолетний и его семья ставятся на учет в учреждении образования.
Кроме того группой специалистов, в которую входят а) педагоги учреждения образования, б) работники отдела образования и местного органа власти (педагог социальный, педагог-психолог, педагоги, инспектор, методист, организатор и др.), в) инспектор по делам несовершеннолетних, г) медицинский работник составляется индивидуальный план помощи пострадавшему и межведомственный индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Слайд 22МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО 26 января 2000 г. № 22-06-86
«О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
4. В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.99 № 120-ФЗ (статья 9) незамедлительно информировать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о выявленных случаях дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения с несовершеннолетними и обсуждать такие случаи нарушений их прав и законных интересов на координационных совещаниях органов системы профилактики.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 февраля 2012 г. № 06-356 "О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся"
организовать работу по профилактике суицидального поведения обучающихся
обеспечить проведение родительского всеобуча
обеспечить образовательные учреждения квалифицированными кадрами, в том числе педагогами-психологами и социальными педагогами
активизировать взаимодействие образовательных учреждений с учреждениями здравоохранения (центрами здоровья детей) в части профилактики суицидального поведения обучающихся
Слайд 23Органы управления
социальной защиты
населения
КДН и ЗП
ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Статья 4. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:
Органы управления
образованием
Органы опеки и
попечительства
Органы по
делам молодежи
Органы управления
здравоохранением
Органы службы
занятости
Органы внутренних
дел
Слайд 24Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ (в ред. ФЗ от 28.12.2013 № 435-ФЗ)
9.1) -14
П.3. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Слайд 25Статья 6. Основания проведения индивидуальной профилактической работы
….являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5
настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах:
1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) приговор, определение или постановление суда;
3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
Слайд 26Статья 7. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы.
….проводится в сроки, необходимые для
оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ.
Слайд 27Статья 8. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
имеют
право на:
уведомление родителей или иных законных представителей о помещении несовершеннолетнего в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (12 часов – есть данные, 3 суток –нет).
получение информации о целях своего пребывания в учреждении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правах и об обязанностях, основных правилах, регулирующих внутренний распорядок в данном учреждении;
обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, органы прокуратуры и суд;
гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;
поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;
получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;
обеспечение на безвозмездной основе питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по установленным нормам, необходимым для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности несовершеннолетних;
обеспечение бесплатной юридической помощью с участием адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с законом.
Слайд 28Статья 8.1. Применение мер взыскания в учреждениях системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
1. За нарушения установленного порядка содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел к несовершеннолетним могут применяться следующие меры взыскания:
предупреждение;
выговор;
строгий выговор.
2. К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, могут также применяться следующие меры взыскания: (в ред. ФЗ от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
сообщение родителям или иным законным представителям;
исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения.
Слайд 29П.4. Статья 8.1. По отношению к несовершеннолетним
не допускаются:
применение физического и
психического насилия;
применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних;
применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство;
ограничение контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями;
уменьшение норм питания;
лишение прогулок.
Основаниями помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел являются:
1) приговор суда или постановление судьи;
2) постановление судьи.
могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД - на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя ОВД или уполномоченного сотрудника ОВД
Уведомление прокурора - в течение 24 часов
Слайд 30Уголовный кодекс РФ
Статья 110. Доведение до самоубийства
Доведение лица до самоубийства или
до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего -
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Статья 117. Истязание
1. Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 1111. Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 настоящего Кодекса, -
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, совершенное:
г) в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, а равно лица, похищенного либо захваченного в качестве заложника;
д) с применением пытки;
е) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
, -наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Примечание. Пытка - причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях.
Слайд 31Уголовный кодекс РФ
Статья 131. Изнасилование
1. Изнасилование, то есть половое сношение
с применением насилия. Изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой. Изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, -
наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет.
3. Изнасилование:
а) несовершеннолетней;
б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия, -
наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.
Статья 132. Насильственные действия сексуального характера
1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей) -
наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) совершены в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней);
б) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего (потерпевшей), заражение его (ее) ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.