Слайд 1
Переход
на Федеральные государственные образовательные стандарты
Начальник
Учебно-методического управления
Фирулина
И. И.
Слайд 2Терминология/Сокращения
ООП – основная образовательная программа,
(совокупность учебно-методической документации, включающей в себя
учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии);
ПООП – примерная основная образовательная программа,
(учебно-методическая документация, определяющая содержание и объем образования, планируемые результаты их освоения и соответствующие требования к условиям образовательного процесса, структурированные по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям)).
Слайд 3Вузовская ООП
Система взаимосвязанных документов, разработанная и утвержденная вузом на основе
ФГОС ВПО и рекомендованной ПООП с учетом потребностей реально сложившегося регионального рынка труда, на который ориентирована работа конкретного вуза, его традиций и достижений его научно-педагогической школы, а также с учетом запросов работодателей и специфики будущей профессиональной деятельности выпускника.
Слайд 4Основа для разработки
Основной образовательной программы по профилям подготовки:
ФГОС ВПО по направлениям
подготовки;
Примерная образовательная программа по направлениям подготовки (н/п)
(имеют рекомендательный характер).
Слайд 5Информация по ФГОС
Утвержденные ФГОС ВПО: www.mon.gov.ru
документы
приказы
Проекты ФГОС ВПО: http://mon.gov.ru/
ПРОЕКТЫ
федеральные государственные образовательные стандарты
Слайд 6Основная образовательная программа
Основная образовательная программа (ООП) устанавливает:
Цели;
Планируемые результаты;
Структуру и содержание образования;
Условия
и технологии реализации образовательного процесса;
Системы деятельности преподавателей, обучающихся, организаторов образования;
Средства и технологии оценки и аттестации качества подготовки, обучающихся на всех этапах их обучения в вузе.
Слайд 7Содержание ООП
ООП бакалавриата/магистратуры - совокупность учебно-методической документации включающей в себя*:
Учебный план;
Рабочие
программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
Календарный учебный график;
Программы практик и научно-исследовательской работы;
Слайд 8Материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, включающие методические рекомендации по выполнению всех
видов учебной нагрузки:
- семинарских занятий
- лабораторных работ
- курсовых проектов/работ
- внеаудиторной самостоятельной работы студентов
- самостоятельной работы студентов в аудитории под контролем преподавателя
- домашних заданий
- контрольных работ
- практик
- НИР
- выпускных квалификационных работ.
Слайд 9Методические материалы реализации активных, интерактивных и других инновационных образовательных технологий, которые
способствуют развитию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся:
- интерактивных лекций;
- компьютерных стимуляций;
- анализу деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей;
- деловых и ролевых игр;
- психологических и иных тренингов;
- групповых дискуссий и проектов;
- обсуждению результатов работы студенческих исследовательских групп;
- участию в телеконференциях;
- иных технологий (в соответствии со спецификой программы подготовки)
Слайд 10Инновационные оценочные средства сформированности общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся на разных
стадиях освоения ООП (текущая и промежуточная аттестация обучающихся, итоговая государственная аттестация выпускников):
- Ситуационные задания на основе кейс-метода;
- Компетентно-ориентировочные тесты;
- Тесты практических умений;
-Портфолио;
- Иные оценочные средства (в соответствии с профессиональной спецификой программы подготовки);
План воспитательной работы со студентами и другие материалы, обеспечивающие формирование компетенций;
*-данный перечень может быть также использован при формировании учебно-методического комплекса.
Слайд 11Компетентностный подход при разработке учебного плана
Составление шаблона матрицы компетенций на основе
ФГОС направления подготовки (н/п), ответственный - УМУ;
Составление шаблона учебного плана в части базовых дисциплин – ответственный УМУ;
Наполнение дисциплинами матрицы и РУП (на основе рабочих программ), ответственный –кафедра-разработчик;
Составление рабочего учебного плана (РУП) в соответствии с ФГОС, ответственный – кафедра –разработчик при поддержке УМУ;
Согласование РУП с кафедрами, привлекаемыми к реализации образовательной программы, ответственный – кафедра-разработчик;
Обсуждение РУП на Научно-методическом совете;
Утверждение РУП на Ученом Совете СГЭУ.
Слайд 12Матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств
Слайд 14ТРУДОЕМКОСТЬ ООП
Мерой трудоемкости при компетентностном подходе ООП ВПО, является
зачетная
единица (36 часов).
В терминологии ФГОС
1 зачетная единица соответствует 1 кредит ECTS –Европейская система переноса и накопления кредитов (European Credit Transfer System)
Слайд 15Распределение трудоемкости освоения учебных циклов и разделов ООП бакалавриата по направлению
«Менеджмент»
Слайд 16 Между академическими часами, отводимыми на изучение отдельных элементов образовательной программы, и
зачетными единицами существует определенная зависимость, но не всегда прямо пропорциональная.
Например, трудоемкость учебного цикла
Б.4 «Физическая культура» составляют
2 зачетные единицы.
Слайд 17Методика расчета трудоемкости
ООП ВПО в зачетных единицах
Информационное письмо Министерства образования
России от 28.11.2002 года (№ 14-52-98 ин/13)
Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам).
Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, т.е. 1,5 зачетные единицы.
Расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам. Зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых проектов (работ) входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.
Одна неделя практики выражается 1,5 зачетными единицами.
Один семестровый экзамен выражается 1 зачетной единицей (3 дня подготовки и 1 день экзамен).
Трудоемкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель: 1 неделя соответствует 1,5 зачетным единицам.
Слайд 18Трудоемкость дисциплин
В соответствии с требованиями ФГОС общая трудоемкость учебной дисциплины не
может быть менее 2 зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся).
При этом по дисциплинам, трудоемкость которых составляет 3 и более зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).
Слайд 19Пример расчета трудоемкости дисциплины
1) Дисциплина 4 ЗЕД -144 часа, форма контроля –
экзамен
Изучается в 1 семестре
4 ЗЕД – 36×4=144 часа – в т.ч. экзамен 1 ЗЕД – 36 часов, т.е.
остается 108 часов
(бакалавриат)
54 часа 54 часа
(аудиторная (самостоятельная работа)
нагрузка)
Раньше по ГОС – 144 часа
72 аудиторных
72 самостоятельная работа
Слайд 20 2) Дисциплина 360 часов – 10 ЗЕД
изучается 4 семестра, форма контроля
– зачет
экзамен – 1ЗЕД
зачет
экзамен 1 – ЗЕД
10 ЗЕД (360 часов) в т. ч. 2 ЗЕД экзамен (72 часа), т. е. остается
288 часов
144 аудиторных часа 144 самостоятельная работа
на 4 семестра
Слайд 21Формы организации занятий
Обоснованию и выбору форм организации занятий и технологий обучения,
направленных на формирование компетенций и интеграции их в целостную функциональную систему должно быть уделено особое внимание.
Слайд 22В образовательном процессе необходимо использовать активные, интерактивные и другие инновационные образовательные
технологии, проблемно-ориентированную самостоятельную работу обучающихся
Слайд 23Контрольно-оценочные средства качества в образовании
Должны быть предусмотрены формы, технологии и процедуры,
обеспечивающие гарантии качества подготовки обучающихся на всех этапах образовательного процесса.
Компетентностный подход предполагает перестройку контрольно-оценочной составляющей образовательного процесса. Сущность перестройки состоит в переходе от оценки знаний к оценке компетенций как результатов образования.
Слайд 24
Например, оценочные средства, включающие задания, способствующие выявлению сформированности компетенций и позволяющие
получить достоверную информацию о качестве подготовки:
ситуационные задания на основе кейс-метода;
компетентностно-ориентированные тесты;
тесты практических умений;
Портфолио;
другие оценочные средства, учитывающие профессиональную специфику образовательной программы.
Слайд 25Карта/матрица компетенций по образовательной программе, формируемых при освоении магистерской программы по
направлению подготовки…
Описание основных признаков проявления каждой компетенции (в соответствии с принятой структурой компетенции: знать, уметь, владеть), которые должен продемонстрировать обучающийся на разных этапах освоения ООП, и названия учебных дисциплин, курсов, модулей, практик, научно-исследовательской работы, направленных на формирование данной компетенции
Слайд 27Детализация содержательной структуры ООП магистерской программы «Менеджмент в связях с общественностью
и рекламе»
Слайд 28Ответственный – кафедра-разработчик
Слайд 29Структура программы по направлению подготовки на примере магистерской программы «Менеджмент»
Слайд 30
Ответственный – кафедра-разработчик
Слайд 31
Бюджет времени, в неделях
Ответственный – кафедра-разработчик
Слайд 33
НАЧАЛО РАБОТЫ
Оптимальный вариант
На основе утвержденных ФГОС ПООП
Возможный вариант
На основе проектов
ФГОС
Зависит от их появления
Зависит от преподавателя
Слайд 34
ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ
По разработке РУП
до 31 декабря 2010 г.
(оптимистический вариант)
По разработке учебных
и учебно-методических материалов
до 1 февраля 2011 г.
ЧЕМ ОБУСЛОВЛЕНЫ СРОКИ ОКОНЧАНИЯ ?
Обязательством для ВУЗов объявления приема на основе размещенных на сайте СГЭУ материалов для подготовки по конкретным ООП
Слайд 35ЧТО ОЖИДАЕТ НАС?
появятся ФГОС ВПО и ПООП,
Чем позже
Чем позже
сжатые сроки для
разработки учебных планов, учебных и учебно-методических материалов
начнем работу,
Тем более
НАС ОЖИДАЕТ
БОЛЬШАЯ ДРУЖНАЯ РАБОТА,
НО