Слайд 1Педагогический совет № 3:
«Успешность и качество образования как
шаг к Новой
школе...»
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная
школа № 15
2009 – 2010 учебный год
Слайд 2Цель:
Определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности для МОУ – СОШ
№ 15
Слайд 3Задачи (повестка):
На основе анализа психолого-методической литературы рассмотреть труд учителя как трехмерное
взаимосвязанное пространство.
Определить факторы, влияющие на успешность работы учителя (влияющие на успешность работы школы, влияющие на динамику КО).
Приобщить учителей к самоанализу и самодиагностике.
Проанализировать итоги УВР работы в 1 четверти с точки зрения успешности работы учителя (успешности школы).
Решения, направленные на повышение успешности работы учителя, МОУ – СОШ № 15, повышение качества образования, приближающие ОУ к «Новой школе».
Слайд 4Обоснование выбора темы:
«Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только
в этом случае он обретает право учить…»
Лизинский В.М.
Слайд 5Обоснование выбора темы:
Из национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА»:
«…Именно сейчас от
того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений…»
Слайд 6Обоснование выбора темы:
Из национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА»:
«…главным результатом школьного
образования должно стать его соответствие целям опережающего развития…
Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению.
Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности…
Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны…»
Слайд 7Обоснование выбора темы:
Из национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА»:
«…Важной задачей является
усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.
Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы…
Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях…»
Слайд 8Обоснование выбора темы:
Из национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА»:
Ключевые направления развития
общего образования.
Обновление образовательных стандартов.
Система поддержки талантливых детей.
Развитие учительского потенциала.
Современная школьная инфраструктура.
Здоровье школьников.
Слайд 9Обоснование выбора темы:
Результатами работы любого учителя являются:
Знания, умения и навыки, полученные
учащимися.
Воспитанность учащихся.
Здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.
Слайд 10Обоснование выбора темы:
Критерии, определяющие успешность работы учителя:
педагогические;
психологические;
личностные.
Слайд 12Педагогические критерии успешности учителя:
Первый критерий — это уровень обученности и воспитанности
учащихся.
Конечными результатами ОП в ОУ являются:
обученность (соответствие стандартам) и обучаемость (способность к усвоению знаний),
воспитанность и воспитуемость,
развитость и развиваемость,
самообучаемость, саморазвитость, самовоспитуемость.
Слайд 13Педагогические критерии успешности учителя:
Первый критерий — это уровень обученности и воспитанности
учащихся.
Диаграмма: «Качество выполнения стандартов образования
на конец 1 четверти 2009 – 2010 учебного года»
Слайд 14Педагогические критерии успешности учителя:
Первый критерий — это уровень обученности и воспитанности
учащихся.
Сравнительная диаграмма: «Качество образования в МОУ – СОШ № 15»
2009 – 2010 учебный год в %.
Слайд 15Педагогические критерии успешности учителя:
Первый критерий — это уровень обученности и воспитанности
учащихся.
Диаграмма: «Потенциал к повышению качества образования»
1 четверть 2009 – 2010 учебный год
Слайд 16Педагогические критерии успешности учителя:
Воспитанность - свойство личности, характеризующееся совокупностью сформированных социально
значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям, к самому себе.
Шилова М.И.
Слайд 17Педагогические критерии успешности учителя:
Слайд 18Педагогические критерии успешности учителя:
Сравнительная диаграмма:
«Средний показатель уровня воспитанности учащихся МОУ
– СОШ № 15»
Слайд 19Педагогические критерии успешности учителя:
Слайд 21Педагогические критерии успешности учителя:
Диаграмма: «Средние показатели выполнения требований по ведению школьных
дневников учащимися
МОУ-СОШ № 15» в %
Слайд 22Педагогические критерии успешности учителя:
Второй критерий
Слайд 23Педагогические критерии успешности учителя:
Третий критерий — образование педагогов и повышение квалификации.
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ»:
Качество кадрового обеспечения:
а) Степень укомплектованности школы педагогическими кадрами: 100%
б) Стабильность кадрового состава педагогического коллектива: коллектив стабилен.
в) Общее количество педагогов: 23 (100%)
- штатные работники: 21 (91%) из них:
* директор: 1,
* заместители директора (учителя): 4,
* учителя: 15,
* библиотекарь: 1.
- совместители: 2 (9%).
Слайд 24Педагогические критерии успешности учителя:
Третий критерий — образование педагогов и повышение квалификации.
Диаграмма:
«Распределение педагогического коллектива по должностям» в %
Слайд 25Педагогические критерии успешности учителя:
Третий критерий — образование педагогов и повышение квалификации.
Диаграмма:
«Распределение педагогического коллектива по квалификационным категориям» в %
Слайд 26Педагогические критерии успешности учителя:
Четвертый критерий — инновационная деятельность.
Инновация (от анг.
innovaition) – нововведение.
Инновационная (от анг. Innovvate – вводить новшества, производить перемены) – связанная с внедрением нового, произведением перемен.
Слайд 27Педагогические критерии успешности учителя:
Четвертый критерий — инновационная деятельность.
информационно-коммуникационные технологии,
здоровьесберегающие технологии
(индивидуализация и дифференциация обучения, личностно – ориентированное обучение…),
индивидуализация обучения (метод проектов, технология «Портфолио», адаптивная система обучения…)
компетентностей подход в обучении
интегрированный подход в обучении…
Слайд 28Педагогические критерии успешности учителя:
Пятый критерий: способность к самоанализу, рефлексии.
Слайд 29Педагогические критерии успешности учителя:
Шестой критерий — состояние исследовательской работы, и работы
по самообразованию.
«Учитель — это человек,
который учится всю жизнь…»
Лизинский В.М.
«Уча других, также учишься…»
Н. Гоголь (русский писатель)
Слайд 30Психологические критерии успешности учителя:
«Настоящее образование— это такое образование, которое заставляет определить
свое отношение ко всему окружающему».
Добролюбов
«Недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность».
К. Ушинский
Слайд 31Психологические критерии успешности учителя:
Первый критерий
Мотивация:
Мотив – побудительная причина, повод к какому-нибудь
действию.
С.И. Ожегов
Мотив (от латинского moveo - двигаю) – материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, ради которого они осуществляются.
Мотивация – наличие причинно-следственной связи между какими-нибудь действиями, явлениями, поступками.
«Толковый словарь иноязычных слов»
Л.П. Крысин
Интерес:
-1. внимание, возбуждаемое чем-нибудь значительным, привлекательным;
-2. занимательность, значительность.
С.И. Ожегов
В социологии: реальная причина социальных действий, лежащая в основе мотивов, идей и т.п.
«Новейший словарь
иностранных слов и выражений»
Познавательный интерес – значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника.
Слайд 32Психологические критерии успешности учителя:
Слайд 33Психологические критерии успешности учителя:
Диаграмма: «Результаты изучения мотивационной сферы учащихся 2 –
4 классов», %
Слайд 34Психологические критерии успешности учителя:
Диаграмма: «Средние результаты в 5 – 7 классах
по определению уровня школьной мотивации к учению» (в %)
Слайд 35Психологические критерии успешности учителя:
Диаграмма: «Уровень мотивации в 8 – 11 классах
МОУ – СОШ №15»
0 – 3 – критический уровень,
3 – 5 – средний уровень.
5 – 7 – достаточный уровень,
7 – 9 – высокий уровень.
Слайд 36Психологические критерии успешности учителя:
Диаграмма: «Мотивационная сфера учащихся в 8 – 11
классах
МОУ – СОШ №15»
0 – 3 – критический уровень,
3 – 5 – средний уровень.
5 – 7 – достаточный уровень,
7 – 9 – высокий уровень.
Слайд 37Психологические критерии успешности учителя:
Второй критерий — сознательное обучение.
Принцип сознательного обучения
включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться.
Необходимо чтобы ученик не «отбывал» обучение, а «проживал» его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.
«Науку — писал Герцен, — надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее».
Слайд 38Психологические критерии успешности учителя:
Третий критерий
Слайд 39Личностные критерии успешности учителя:
Диаграмма: «Проверка дневников учащихся родителями.
Организация обратной связи
с семьей» в %
Третий критерий
Слайд 40Психологические критерии успешности учителя:
Четвертый критерий — учет индивидуальных особенностей ученика.
Учитель
не должен спрашивать учеников — поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:
как на уроке создана установка быть внимательным;
как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.);
как организована смена видов деятельности на уроке:
как учитываются возрастные особенности внимания школьников;
как организована активность учащихся на уроке;
как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.
Слайд 41Психологические критерии успешности учителя:
Индивидуальный подход — это:
подход личный, свойственный для данного
индивида;
подход, относящийся в отдельности к каждому;
подход, находящийся в единоличном пользовании.
Индивидуальный подход — это:
1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
2) ориентация на индивидуальные особенности ребёнка в общении с ним;
3) учёт индивидуальных особенностей ребёнка в процессе обучения;
4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и каждого ребёнка.
Индивидуализация обучения — это:
1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;
2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Слайд 42Личностные критерии успешности учителя:
1. Эмоциональность:
В состав этого качества входит:
интенсивность эмоций, их
устойчивость, глубина чувств;
адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
уверенность в своих педагогических мыслях и действиях;
удовлетворенность от результата своего труда.
Слайд 43Личностные критерии успешности учителя:
2. Выразительность речи
Слайд 44Личностные критерии успешности учителя:
Для обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О»:
2.
Выразительность речи
Общение —
с хорошей литературой, искусством, природой
Общение —
с интересными людьми, любовь, дружба.
Общение —
с самим собой — саморазвитие — время печали, творчества, размышлений.
Слайд 45Личностные критерии успешности учителя:
3. Творческое начало личности:
Я и творить,
и натворить
умею.
Слайд 46Личностные критерии успешности учителя:
4. Организаторские способности:
Я горы вмиг с ребятами
сверну (еще бы знать зачем).
Планировать могу, могу и делать.
Слайд 47Личностные критерии успешности учителя:
5. Чувство юмора:
В. А.Сухомлинский утверждал:
«Отсутствие у учителя
чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя.
Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение — то состояние, из которого учитель часто не находит выхода».
Мне юмор в детстве подмешали в молоко
Слайд 48Личностные критерии успешности учителя:
6. Настойчивость, дисциплинированность:
Качества, характеризующие развитие воли учителя
Настойчивость
—
способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца.
Дисциплинированность
— это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.
Слайд 49Диаграмма: «Успешность труда учителя → успешность МОУ – СОШ № 15»
Критерий
– педагогическая деятельность.
УО и КО – уровень обученности и качество образования, ОУУН – общеучебные умения и навыки,
ИР – инновационная работа,
СО - самообразование,
К - квалификация,
СА – самоанализ.
0 – 2 балла – критический уровень,
3 – 5 балла – средний уровень,
6 – 8 баллов - достаточный уровень,
9 – 10 баллов – оптимальный уровень.
Слайд 50Диаграмма: «Успешность труда учителя → успешность МОУ – СОШ № 15»
Критерий
– личность учителя.
Э – эмоциональность,
ВР – выразительность речи,
Т – творчество,
ОС – организаторские способности,
ЧЮ – чувство юмора,
Д – дисциплинированность.
0 – 2 балла – критический уровень,
3 – 5 балла – средний уровень,
6 – 8 баллов - достаточный уровень,
9 – 10 баллов – оптимальный уровень.
Слайд 51Диаграмма: «Успешность труда учителя → успешность МОУ – СОШ № 15»
Критерий
– психолога – педагогическое общение.
М – мотивация,
СО – сознательное обучение,
У-У-Р – «учитель – ученик - родитель»,
УИО – учет индивидуальных особенностей.
0 – 2 балла – критический уровень,
3 – 5 балла – средний уровень,
6 – 8 баллов - достаточный уровень,
9 – 10 баллов – оптимальный уровень.