Слайд 1Педагогическая поддержка ребенка в процессе обучения
Выступление на педагогическом совете подготовила С.П.
Яровая
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
ПП
ОБЩЕНИЕ
ЗДОРОВЬЕ
УЧЕНИЕ
ОБРАЗ ЖИЗНИ
ДОСУГ
Слайд 3Воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических
принципов. Следует воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.
Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.
Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
Доверяя — не проверяй!
Признавай право на ошибку и не суди за нее.
Умей признать свою ошибку.
Защищая ребенка, учи его защищаться
Слайд 4Нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя).
К ним она относит:
любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.
Слайд 5Педагогическая поддержка
Вся деятельность по организации педагогической поддержки в школе строится
поэтапно и включена в следующую структуру, которая имеет свое назначение, содержание и последовательность действий:
1. Диагностический этап, который направлен на выявление потенциала ребенка как основы разрешения его социально – педагогических проблем. Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности педагога по оказанию поддержки.
2. На реализационном этапе происходит включение ребенка в различные виды деятельности, организуется совместная работа по преодолению проблем. Непрерывный рост различных проявлений в поведении, ставят перед социальным педагогом, в качестве основной задачи, поиск новых форм, методов и технологий работы с детьми и подростками группы риска.
3. На итоговом этапе осуществляется анализ и оценка результата практической деятельности. Эффективность социально – педагогической деятельности во многом зависит от деятельности социального педагога по оценке, анализу и современной коррекции педагогической деятельности на всем ее протяжении
Слайд 6
Профессиональные способности классного руководителя можно разделить на три основные группы:
1. Рефлексивно
– аналитические. Это способность анализировать собственную деятельность, ошибки и удачи, понять свои сильные и слабые стороны для самосовершенствования и рационального планирования работы; умение предвидеть последствия и результаты деятельности (ставить педагогический диагноз). С другой стороны, классный руководитель путем наблюдения и анализа должен оценивать уровень индивидуального развития школьника и условия семейного воспитания, влияния товарищеской внешкольной среды на ученика; учить отдельных детей и класс в целом анализировать свою жизнь и работу.
2. Организаторские. Предполагают умение ставить перед собой и перед детьми цели, которые дадут ожидаемый результат; умение планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; способность создать положительную установку на предстоящую деятельность; обеспечивать бытовые условия и эстетическую сферу, на фоне которых проходит жизнь ребенка в семье и школе.
3. Коммуникативные. Во-первых, должны быть направлены на установление контакта и взаимопонимания с каждым отдельным ребенком. Во-вторых, требуется умение корректировать межличностные отношения между детьми; выступать справедливым арбитром в решении конфликтов; помогать взаимопониманию учителей – предметников с учащимися класса; устанавливать дружеские отношения детей своего класса с другими – параллельными, младшими и старшими классами; достигать взаимопонимания с родителями.
Слайд 7Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой
на наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, публичной проработке, вызов родителей, манипулирование мнением друзей ребёнка, требование беспрекословного повиновения.
Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, публичной проработке, вызов родителей, манипулирование мнением друзей ребёнка, требование беспрекословного повиновения.
Слайд 8
Педагогическая поддержка
особенно необходима тогда, когда надо прийти на
помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая, либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельного противостояния злу.
Слайд 9Педагогическая поддержка – особая сфера педагогической деятельности
По утверждению
О.С. Газмана, это оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребёнка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением.
Слайд 10Условия успешности педагогической поддержки
-Если ребенка подбадривают, он учится быть
благодарным.
-Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
-Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
-Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
-Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.
-Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым
-Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Слайд 11Нормы педагогической поддержки
1. Любовь к ребёнку и принятие его как
личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, а также сопереживание, милосердие, терпение, умение прощать.
2. Диалоговые формы общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески (без «сюсюканья» и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать.
3. Уважение достоинства и доверия, вера в предназначение каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.
4. Готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.
Слайд 12
5. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его
сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребёнка в решении собственной проблемы.
6. Умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен.
7. Собственный самоанализ и постоянный самоконтроль
Слайд 13Позиция воспитанника
-Полагаться на собственное «Я сам..» (тренирую волю, умею распределить
время, решить трудную задачу, отстоять свое мнение..)
-Учиться думать. Не только над решением школьных задач, но и над решением житейско-обыденных ситуаций, совершенными ошибками, своим поведением и жизненной позицией…
Слайд 14Позиция воспитанника
Учиться выбирать. Не только сладости и развлечения, друзей
и любимых, предпочитаемые учебные предметы и занятия после уроков. Но и выбирать и отдавать предпочтение жизненным ценностям, оцениваемым с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ.
Слайд 15
Педагогика поддержки — это педагогика общения, где
встречаются не учитель и ученик, не воспитатель и воспитанник, а два равных человека (маленький и большой), которым есть что сказать друг другу. Суть общения состоит в том, чтобы стимулировать ребёнка по поводу ситуации, в которой он и обретает своё новое «Я», и изменяет свои взгляды. При таком человеческом общении и взрослый начинает видеть ситуацию и себя в ней как бы в другом измерении (отчасти «здесь и теперь», но одновременно «вчера и завтра»).
Слайд 16
Оказывая поддержку, представь себя на месте ребёнка, не
делай и не говори того, что не понравилось бы тебе - ребёнку.