Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников на соответствие требованиям ГОС презентация

Содержание

Оценка качества подготовки при государственной аккредитации образовательных учреждений (из Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций ( Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 №522)) П.11 «Государственная аккредитация образовательного учреждения

Слайд 1Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников на соответствие требованиям ГОС
Масленников Александр

Степанович

Начальник отдела педагогических измерений Росаккредагентства

Москва, апрель 2010

Слайд 2Оценка качества подготовки при государственной аккредитации образовательных учреждений (из Положения о государственной

аккредитации образовательных учреждений и научных организаций ( Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 №522))

П.11 «Государственная аккредитация образовательного учреждения … включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений … федеральным государственным образовательным стандартам…»


Слайд 3Масштабы процедуры государственной аккредитации
Из Закона РФ «Об образовании» п.18 «Имеющие государственную

аккредитацию образовательные учреждения … не реже, чем один раз в пять лет проходят государственную аккредитацию»
В России порядка 1400 вузов и около 2100 филиалов вузов
Следовательно, ежегодно государственную аккредитацию должны проходить не менее 700 образовательных учреждений
Из отчета Росаккредагентства за 2009 г: процедуру ГА прошли 1181 вуз и филиал


Слайд 4Нормативные документы
1992 г. Закон РФ «Об образовании»: лицензирование, аттестация, аккредитация

1995 г.

ГОС-1: содержание дисциплин, требования общие и дисциплинарные

2000 г. ГОС-2: содержание дисциплин, требования общие


2007 г. Закон РФ «Об образовании»: лицензирование, аккредитация

Технологии оценки качества подготовки:

Экспертные методы


Экспертные методы. Локальное использование тестовых материалов


Экспертные методы. Формирование единой тестовой базы, с 2004 г. – результаты компьютерного тестирования в аналитических материалах АК.

Экспертные методы. Компьютерное тестирование с использованием единого банка АПИМ

Развитие тестовой технологии при экспертизе качества подготовки


Слайд 5Условия реализации тестовой технологии оценки качества подготовки
Оценка обязательного содержания дисциплин по

ГОС только на базовом (минимальном) уровне освоения
Обработка результатов для формирования заключения о качества освоения студентами ООП программного материала в соответствии с требованиями ГОС
Тестирование студентов ООП любых курсов обучения, завершивших изучение дисциплины не позднее 1 года до процедуры экспертизы, используя выборочный метод
Опора на компьютерное тестирование и Интернет-технологии передачи информации
Формирование банков тестовых материалов на основе унификации содержания дисциплин для групп ООП


Слайд 6 УТВЕРЖДЕНО
Заместителем руководителя
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
16

октября 2007 г.


Методика
проведения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования оценки качества освоения студентами программного материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Общие положения

Настоящая методика разработана в целях регламентации организации и проведения в рамках экспертизы соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственного образовательного стандарта оценки качества усвоения студентами вузов и филиалов (далее - вузы) программного материала.

Организационно-технологическое сопровождение тестирования осуществляется Росаккредагентством в рамках информационно-методического сопровождения процедуры государственной аккредитации вузов.

При тестировании используется банк контрольных тестовых материалов, являющийся частью Центрального банка данных по вузам России, который формируется и сопровождается Росаккредагентством.

Слайд 7Информационно-методическое обеспечение: сайт att.nica.ru


Слайд 8Принципы формирования банков АПИМ
Дисциплинарный подход
Принципы структурирования содержания АПИМ по дисциплине:
Уровень «Дидактическая

единица»
Инварианты содержания (перечень ДЕ по ГОС для групп ООП)
Инварианты объема часов по ГОС для инварианта содержания (установление уровня сложности заданий)
Уровень «Тема»
Группа тем, раскрывающих содержание ДЕ
Перечень контролируемых учебных элементов по теме (знать (понятия, законы и т.п.), уметь (выделять, соотносить, вычислять…) )
Наборы заданий тестовой формы по каждой теме (педагогически эквивалентные задания)

Слайд 9Состав банков АПИМ
Всего
87
ВПО
70
СПО
17
ГСЭ
10
ЕН
9
ОПД
51
ГСЭ
7
ЕН
3
ОПД
7
6 аграрный
6 педагогический
4 строительный
12 технический
13 экономический
10 юридический
4 медицинский

3 педагогический
1

технический
2 экономический
1 юридический


Слайд 10Оценка выполнения требований ГОС


Слайд 11Показатели освоения дисциплин по результатам тестирования для ООП вуза





Слайд 12Структура аттестационного педагогического измерительного материала по дисциплине
Критерий освоения дидактической единицы:
50

% правильно выполненных заданий


Дисциплина


Дидактическая

единица №1


Дидактическая

единица №2

...


Дидактическая

единица №k


Задание 1


Задание 2


Задание 3


Задание 4


Задание 1


Задание 2


Задание 3


Задание 4


Задание 1


Задание 2


Задание 3


Задание 4
















Название

дисциплины

Контролируемые

в

АПИМ

дидактические

единицы

дисциплины

Задания

АПИМ


Слайд 13Полный рейтинг-лист результатов тестирования
Выполнение заданий по каждой теме














Слайд 14Рейтинг-лист группы студентов


Самый сложный раздел


Слайд 15Результаты тестирования при государственной аккредитации в 2009 г.
Проведено тестирование в

258 вузах и 355 филиалах вузов (всего в 613 образовательных учреждениях ВПО)

Слайд 16Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования


Слайд 17Основные цели Интернет-экзамена
диагностика состояния базовой подготовки студентов на соответствие требованиям ГОС
помощь

образовательным учреждениям в создании систем управления качеством подготовки на основе внешней независимой оценки
апробация банков АПИМ для тестирования при государственной аккредитации

Слайд 18Основные принципы ФЭПО
Добровольность участия вузов
Полное доверие в организации проведения тестирования
Конфиденциальность

получаемой информации
Единое время проведения
Единые измерители для группы образовательных программ
Единые методики обработки и представления информации

Слайд 19Европейские стандарты и руководящие принципы Болонского процесса
Поставщики высшего образования несут основную

ответственность за качество и его гарантию
Должно поощряться развитие культуры качества в вузах
Должны разрабатываться процессы, с помощью которых вузы смогли бы продемонстрировать свою отчетность, …
Гарантия качества с целью отчетности полностью равна по значимости гарантии качества с целью совершенствования учебного процесса
Учебные заведения должны демонстрировать качество своей деятельности как в стране, так и на международной арене

(г. Берген, 19-20 мая 2005 г.)


Слайд 20Динамика участия в ФЭПО образовательных учреждений


Слайд 21Динамика количества результатов


Слайд 22Процент студентов, освоивших все дидактические единицы дисциплины


Слайд 23Учет результатов ФЭПО при государственной аккредитации
Условия учета по ООП:
Участие 3-4

раза за 2 года до экспертизы
Участие не менее 50% студентов, обучающихся на курсе
Не менее половины положительных результатов
Статистика 2009 г.:
Результаты ФЭПО учтены для 794 ООП из 3160, выходивших на государственную аккредитацию (25%), т.е. в 139 образовательных учреждениях ВПО из 613.

Слайд 24Совершенствование модели оценки освоения дисциплины


Слайд 25Модели оценки освоения дисциплины


Слайд 26Методы расчета коэффициента освоения ДЕ
Существующий метод:
Шаг 1: Для каждого студента сравнение

числа верно выполненных заданий по ДЕ с критерием (не менее 2-х заданий из 4-х)
Шаг 2: вычисление доли студентов, освоивших ДЕ
Nосв
Косв=-----------
Nстуд

Предлагаемый метод:
Доля верно выполненных заданий от числа предъявленных группе студентов заданий по ДЕ
Мвыполн.
Косв=---------------
Мпредъявл.
Mпредъявл.=(Nстуд*Mзад.ДЕ)


Слайд 27 Представление результатов тестирования по модели освоения ДЕ
Заключение:
Освоено 4 ДЕ

из 5

Слайд 28Выбор критерия освоения ДЕ
Модель согласования с прежними решениями:
различные критерии по дисциплинам
единый

критерий по всем дисциплинам (50%)
Модель критерия на основе требований к уровню подготовки

В таблице приведен расчет по группам тестируемых


Слайд 29Перспективы развития банков тестовых материалов


Слайд 30Направления совершенствования имеющихся банков АПИМ
Модификация структур АПИМ, кодификаторов и заданий на

основе результатов экспертизы УМО (НМС)

Модификация структур АПИМ, кодификаторов и заданий с учетом профиля подготовки

Разработка АПИМ по новым дисциплинам (рекомендации УМО)

Слайд 31Тестовые материалы для нового поколения стандартов
Цель тестирования по ФГОС – оценка

степени сформированности компетенций (ОК и ПК) на пороговом и продвинутом уровнях
Основа для разработки оценочных материалов:
Результаты обучения по дисциплине
Результаты обучения по модулю
одной дисциплины
группы дисциплин


Слайд 32Изменение предмета оценки:
ГОС-2:
результативность учебного процесса в соответствии с требованиями к содержанию

и базовому уровню подготовки
ФГОС-3:
выявление степени сформированности компетенций (уровней освоения материала)

Слайд 33Изменение подходов к конструированию заданий в АПИМ
«Дифференциация»
предмета контроля (для ГОС-2)
Цикл дисциплин
Дисциплина
Раздел

(ДЕ)
Тема
Учебное элемент – адекватное тестовое задание

«Интеграция» предмета контроля (для ФГОС)
Полидисциплинарное задание
Задание по нескольким разделам (ДЕ) в дисциплине
Задание по группе тем в разделе (ДЕ)
Задание по нескольким учебным элементам в теме




Слайд 34Направления модернизации банка АПИМ для оценки освоения требований ФГОС
Введение обобщенных видов

деятельности (результатов обучения) по дисциплинам
Разработка и апробация полидисциплинарных (комплексных) групп заданий для цикла ОПД на основе объекта профессиональной деятельности

Слайд 35Инженерная графика
РЕДУКТОР ЦУ-160
Пример комплексного задания
Теоретическая механика
Сопротивление материалов
Взаимозаменяемость
и стандартизация
Теория механизмов и машин
Детали

машин

Слайд 36Проведение тестирования при государственной аккредитации и развитие ФЭПО инициировало:
На федеральном уровне:


Построение измерителей для оценки выполнения требований ГОС на основе инвариантов содержания дисциплин для групп образовательных программ

Согласование образовательным сообществом уровня требований ГОС для оценки базовой подготовки студентов

Выработку рекомендаций для совершенствования ГОС на основе инвариантов содержания дисциплин

Развитие современных информационных технологий для оценки подготовки студентов

Возможность учета результатов многократного участия вуза в ФЭПО в рамках процедуры государственной аккредитации


Слайд 37На вузовском уровне:
«Настройку» вузов на внешние требования при оценке качества подготовки

для целей государственной аккредитации

Использование внешней оценки результатов обучения как элемента системы обеспечения качества в вузах

Использование оценки базового уровня подготовки студентов для рейтинговых систем оценки подготовки студентов

Развитие современных информационных технологий для оценки подготовки студентов

Активизацию внимания вузовской общественности к качеству подготовки студентов и методам ее оценивания

Проведение тестирования при государственной аккредитации и развитие ФЭПО инициировало:


Слайд 38


Спасибо за внимание!

Контактная информация:
Тел. (8362) 41-61-94, 64-19-86, 91-90-02
e-mail: mas@nica.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика