Открытый презентация

тема: "Симметрия в чувашских узорах"

Слайд 1Открытый
интегрированный
у р о к


Слайд 2тема:
"Симметрия в чувашских узорах"


Слайд 3Цель урока:
Повторить тему «Осевая симметрия» при решении задач и открыть для

себя геометрию симметрии в чувашских узорах.

2. Ознакомить учащихся класса с историей симметрии в чувашских узорах.

3. Выработать навыки и умения при решении упражнений применять
свойства осевой симметрии в различных геометрических фигурах, а также в чувашских узорах.


Слайд 4Ребята! Перед вами вырезанный из бумаги прямоугольник. Требуется указать оси симметрии

этой фигуры.

«Слово симметрия издавна употреблялось в значении гармония, красота. Человек использовал симметрию в строительстве жилищ, в создании предметов быта, в украшении одежды. С древних времен у чувашей распространялась резьба по дереву и вышивка. То и другое отличается богатством узоров, которые создаются с помощью симметрии.»

Повторение

1. Что называется осевой симметрий?
Сколько осей симметрии имеет прямоугольник?
(ромб, квадрат, окружность, параллелограмм, отрезок.)


Слайд 5Задание 2:
На рисунке воспроизведен чувашский узор. Требуется найти и показать все

его оси симметрии.

Слово имеет учитель-
ница родного языка и
литературы Енейкина
Галина Леонидовна


Слайд 6В с е о в ы ш и в

к е.

20 êмẻрте чǎваш тẻрри-эрешне аталантарасси ǎслǎлǎх шайне çитет.Чẻмпẻрти учительсем хатẻрлекен шкулти тẻрẻçẻсем ǎна çẻнẻ
формǎсемпе пуянлатрẻç. Вẻсем тẻрленẻ пит шǎллисем, сẻтел çи- вẻттисем тата ытти япаласем паянхи кун та илемẻпе тыткǎнлаççẻ. Яковлевпа мǎшǎрẻ тǎрǎшнине пула культурǎллǎ хẻрачасем, хẻра-
рǎмсем вǎл шкултан тẻрẻ ẻçне алла илсе вẻренсе тухса халǎх хушшинче çак ẻçе сарнǎ.
Тẻрре пẻтẻм тẻнчипе кǎларас ẻçре Алькешри «Паха тẻрẻ»фабрика пысǎк
вырǎн йышǎнать. Паянхи кун унта ẻçлекен 360 тẻрẻçе 150 тẻрлẻ тавар çẻлет,тẻрлет, наци тẻррине сарать.Ĕлẻкхи тẻрêсемпе анлǎ усǎ курнипе
пêрлех çêнêрен- çêнê ǎслайсем шухǎшласа кǎлараççẻ вẻсем. Кẻпе тумсене тẻрленисẻр пуçне вẻсем тата нумай япаласене илем кỷреççẻ.Республикǎри учрежденисен пулẻмẻсене чǎваш наци интерьерẻпе капǎрлатнǎ, уйрǎмах фабрикǎра тẻрленẻ чурече каррисем тыткǎнлаççẻ.
Тẻрẻ халẻ те халǎх искусствин чи вǎйлǎ аталаннǎ енẻ шутланать. Республикǎра тẻрẻ тẻрлемен ял та çук пулẻ. Пит шǎллисем,
чурече каррисем, тẻрлẻ çиттисем- çак япалсене чǎваш çынни тẻрẻсẻр курма хǎнǎхман. Хǎш-пẻр тẻрẻçẻсем тури чǎвашсен традицисене малал-
ла аталантараççẻ. Хǎйсен япалисене çурчẻсене тẻрẻпе илемлетеççẻ.


Слайд 7Вышивка школы Яковлевых


Слайд 8Альгешевская вышивка


Слайд 9Альгешевская промышленная вышивка


Слайд 10Вышивка в Яльчикском районе


Слайд 11Симметрия вокруг нас.


Слайд 13С У В Е Н И Р Ы


Слайд 14Задание3:
На доске изображается ломаная АВС и прямая m (см .рис.)

Требуется построить ломаную, симметричную ломаной АВС относительно оси m .

Слайд 15Задание 4:
Нарисуйте от руки фигуру, симметричную одной из данных относительно вертикальной

оси(см. рис.)

I команда

II команда


Слайд 16О швах чувашской вышивки.

Ĕлẻк çипсене тẻс кẻртме тẻрлẻрен курǎкпа, çулçǎпа, йывǎç

хуппипе усǎ курнǎ. Ытларах тẻксẻм хẻрлẻ, хǎмǎртарах çипсемпе тẻрленẻ. Час- часах
эреш хура тẻслẻ çиппе тẻрлесе çавǎрнẻ. Тẻрленẻ чухне чǎваш тẻрẻ ǎс-
тисем 30 ытла çẻвẻпе, 40-е яхǎн çẻвẻ тẻсẻсемпе усǎ курнǎ.
Чǎваш тẻррин уйрǎмлǎхẻ вǎл- çип шутласа тẻрлени. Чǎваш тẻррине тẻрлеме йывǎр, кǎткǎс ẻç вǎл. Тẻрẻçсем тẻрлẻ çẻвẻпе усǎ курса тẻрленẻ. Чǎваш тẻрри çыруллǎ пулнǎ. Чǎваш тẻррин çẻввисем хушшинче арман çунатти те, сысна ури те, майрака та, хур карти те, шапа пẻççи те пур,
асамат кẻперẻ, çиçẻм, тẻмескесем, çивẻт, тỷпе юписем, тусем, кǎвакалẻ те, шевле те, курак ури, салакайǎк ури, кимẻ, чечек те , шыв юххи те, автанẻ те, така та вырǎн тупнǎ. Чǎваш тẻррисенче çǎлтǎр, хẻвел, вут, çẻр,
уй-хир, йывǎç-курǎк. шыв, çынсен, чẻр чунсен, кайǎксен, тỷпен, çуртсен, карапсен паллисем йышлǎ.
Сав ǎсталǎха пир çине ỷкересси çǎмǎл ẻç пулман паллах. Анчах пирẻн асанне –кукамайсем пурнǎçри илеме тẻрẻ çине хǎварма хǎнǎхнǎ, каялла чакман. Эпир вара, паянхи шкул ачисем, çак вǎртǎнлǎха ǎнланса, тẻрẻ ẻçне малалла тǎсакансем пулмалла, çак ẻçре сире ǎнǎçу сунас килет.

Слайд 19Л е г е н д а
о древе жизни.
« Создал Бог

Солнце, Воздух и Небо. А земля оказалась под водой.
Послал Бог за землей селезня. Три раза нырял селезень, но не смог достать землю. Увидел это сатана и послал утку. Только в третий раз сумела утка ухватить клювом кусок земли. Как только она вынырнула- земля в клюве начала расти. Выплюнула утка землю, и выросла земля до огромных размеров. А в середине этой земли начало расти до небес древо, корни которого дошли до мира Сатаны. На ветках дерева жизни поселилась утка и селезень- это мужчина и женщина. И пока существует древо жизни, будет жить и чувашский народ.»

Слайд 21Задание 5:
« Каждый учащийся класса получает карточку, сделанную из клетчатой бумаги.

На ней изображена часть узора и проведены две оси симметрии(на рис.)
Требуется восстановить весь узор.

Слайд 22
«Чувашия- страна ста тысяч слов, ста тысяч песен, ста тысяч узоров.»

И. Я. Яковлев.

Слайд 23Д е в и з:
«Симметрия- это идея, с помощью которой человек

веками пытался объяснять и создать порядок, красоту, совершенство»
Г.Вейль

Слайд 24О гербе и флаге.

Герб представляет собой щит с изображением древа жизни,

окаймленный лентой с надписью «ЧǍВАШ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА» заканчивающийся изображением листьев хмеля и увенчанный древней чувашской эмблемой «Три солнца».



Слайд 25
Герб и Флаг Чувашской Республики.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика