Слайд 1«Особенности организации преподавания предмета
в современных условиях работы школы»
Жебровская О.О., к.п.н.,
доцент СПбГУ
olga.zhebrovskaya@gmail.com
Слайд 2План вебинара
Информационная основа для составления рабочей программы. Шаблоны и компьютерные продукты.
Работа над программами в приложении Microsoft Office Excel 2007. Конструктор рабочих программ «СОНАТА-ПРО».
Рабочая программа по учебному предмету и модульное обучение
Девять шагов на пути к рабочей программе на модульной основе.
Формирующее оценивание в структуре рабочей программы
Особенности формирующего оценивания.
Проектная деятельность школьников: что изменилось
Проекты подлинные и мнимые.
Итоги и планы
Слайд 3Рабочая программа
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе
Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
Слайд 6Использование табличного
процессора Microsoft Excel
Полезные ссылки:
http://kolomna-school7-ict.narod.ru/st40201.htm
http://ru.wikibooks.org/wiki/Microsoft_Excel
Microsoft Excel — одна из программ
пакета Microsoft Office, программируемый табличный калькулятор.
Слайд 10Ресурсы:
Для ознакомления: вебинар издательства «Учитель» http://my.comdi.com/record/116981/?i=8263261120c31a376be4cbc5a90e46f9
Слайд 17Основные операции
Вставка записей из справочника в документ
Использование фильтра
Экспорт, импорт разделов справочника
Импорт
в другой справочник
Импорт в справочник СОНАТА-ПРО
Создание своего справочника
Создание, редактирование папок и записей
Перемещение папок и записей
Удаление папок и записей
Быстрая вставка папок и записей
Другие функции
Источник: www.protema.ru – сайт разработчиков.
Соната-справочник
Слайд 18СОНАТА-СПР – это универсальный инструмент для заполнения учебной документации формулировками,
соответствующими
ФГОС
Слайд 19Полезные ссылки
www.protema.ru – сайт разработчиков
www.protema.ru/go/spr – бесплатные справочники для скачивания
www.protema.ru/go/pro –
Конструктор рабочих программ СОНАТА-ПРО
www.protema.ru/go/proall – рабочие программы по разным предметам
Слайд 20Рабочая программа по учебному предмету и
модульное обучение
Создание рабочих программ
и, самое главное, их реализация, будут более эффективными, если мы вспомним о модульном подходе к образовательному процессу.
Модульный подход в образовании – это способ проектирования образовательного процесса, при котором обучающиеся учатся самостоятельно, взаимодействуя с учителем в условиях гибкой модульной программы. Часто и эффективно модульный подход сочетается с рейтингово-накопительной системой оценивания.
Ресурсы:
1. Курс на основе модульного обучения: теория и практика.
http://do.gendocs.ru/docs/index-204843.html
2. Современные образовательные технологии:
учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. — 2-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2011.
Слайд 21Модуль
модуль как единица государственного учебного плана;
- модуль как организационно-методическая междисциплинарная структура,
которая представляет набор тем (разделов) из разных учебных дисциплин и обеспечивает междисциплинарные связи учебного процесса;
- модуль как организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины.
Автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленная с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля.
http://do.gendocs.ru/docs/index-204843.html
Слайд 23Девять шагов на пути
к рабочей программе на модульной основе
Шаг 1.
Сформулировать
цели и задачи обучения (с учетом требований ФГОС и ФКГОС). Для этого можно использовать «Соната-справочник», образовательную программу ОУ и учебный план ОУ, примерную программу по предмету. Довести до сведения обучающихся.
Шаг 2.
Определить требования к обучающимся (планируемые результаты обучения дисциплине), нормы оценки. Довести до сведения обучающихся.
Слайд 24целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
психолого-педагогические особенности обучающихся;
уровень их способностей;
характер учебной мотивации;
качество учебных достижений;
образовательные потребности;
возможности педагога;
состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
....
Пояснительная записка
Слайд 25Основные требования к уровню знаний
и умений обучающихся
по _________________ к
концу _________ класса
Обучающиеся должны знать…
Обучающиеся должны уметь…
Обучающиеся научатся…
Обучающиеся получат возможность научиться…
Слайд 26Контроль уровня обучения
Объем и содержание основных видов контроля;
КИМы (контрольно-измерительные материалы);
График контроля
Перечень
терминов, объектов, формул…
…
Слайд 27Критерии и нормы оценки
знаний, умений, навыков
Классификация ошибок и недочетов, влияющих
на оценку.
Шкалы оценивания с учетом специфики отдельных видов работ.
…
Слайд 28Девять шагов на пути
к рабочей программе на модульной основе
Шаг 3.
Определить
особенности итогового контроля за освоением учебного материала для достижения планируемых результатов обучения: примерные сроки, содержание контрольно-измерительных материалов, организационные особенности контроля, требования к обучающимся, подготовить раздаточные материалы, формы для проверки. Примеры контрольно-измерительных материалов, критерии оценивания довести до сведения обучающихся.
Слайд 31Девять шагов на пути
к рабочей программе на модульной основе
Шаг 4.
Спроектировать
учебный материал, позволяющий обучающимся достичь планируемые результаты обучения: личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные . Определить содержание программы, особенности тематического плана, примерные сроки освоения (календарно-тематический план).
Разделить на логически завершенные единицы на основе целей и задач, содержания, видов деятельности и организационных особенностей (например, разделов и тем, практических, лабораторных занятий, деловых игр, экскурсий, информационных образовательных технологий и пр.
Слайд 32Календарно-тематическое планирование
Слайд 36Девять шагов на пути
к рабочей программе на модульной основе
Шаг 6.
Для
каждого модуля (в рабочей программе их может быть около 4 – 8) определить учебные элементы (на основе целей и задач, содержания, видов деятельности, организационных особенностей), разработать систему входного, текущего и итогового контроля (так, как было предложено выше), ресурсное обеспечение. Определить общую трудоемкость изучения элемента (например, по трех- или пятибалльной шкале, по примерным затратам времени школьника или иначе).
Слайд 43Девять шагов на пути
к рабочей программе на модульной основе
Шаг 7.
Разработать
УМК для изучения каждого учебного элемента в модуле:
информационные ресурсы: содержание учебника, ЭОР, тексты, видео-, аудиоматериалы, ссылки и пр.
выбор образовательных технологий, задания для самостоятельной, проектной, исследовательской деятельности, методических материалов в электронном виде (презентаций и т.д.) и на печатной основе, инструкций, требований и пр.
примерные варианты контрольно-измерительных материалов с учетом необходимости формирующего оценивания.
дополнительные материалы: сложные задания, интересные вопросы и пр.
Слайд 44Ресурсное обеспечение
литература для учителя (основная и дополнительная);
литература для обучающихся (основная и
дополнительная);
материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы (хотя бы http://fcior.edu.ru/http://fcior.edu.ru/ и httphttp://fcior.edu.ru/ и http://http://fcior.edu.ru/ и http://schoolhttp://fcior.edu.ru/ и http://school-http://fcior.edu.ru/ и http://school-collectionhttp://fcior.edu.ru/ и http://school-collection.http://fcior.edu.ru/ и http://school-collection.eduhttp://fcior.edu.ru/ и http://school-collection.edu.http://fcior.edu.ru/ и http://school-collection.edu.ruhttp://fcior.edu.ru/ и http://school-collection.edu.ru/
учебные мультимедийные пособия,
презентации, подготовленные учителем
информационно – техническая оснащенность учебного кабинета.
…
Слайд 45Девять шагов на пути
к рабочей программе на модульной основе
Шаг 8
а (по желанию учителя)
Разработать технологические карты для отдельных учебных элементов (форма и объем карты – на усмотрение учителя).
Слайд 47Девять шагов на пути
к рабочей программе на модульной основе
Шаг 8
б. (исключительно по желанию учителя и по согласованию с методическим советом).
Разработать рейтингово-накопительную систему для конкретной дисциплины и класса (если есть необходимость, то и для каждого класса в параллели).
Слайд 48Рейтингово-накопительная система (ГБОУ гимназия № 505 Кировского района)
Работа на уроке.
1. Активность
в ответах на вопросы - до 14 баллов
а) ученик называет факт, имя, событие - 1
б) ученик даёт определение - 2
в) ученик использует дополнительный источник - 2
г) ученик высказывает и объясняет свою точку зрения,
называет причины события - 4
д) ученик сопоставляет изученный материал с ранее
изученным, делает правильный вывод - 5
2. Составление таблицы по теме, работа с текстом учебника и другими
источниками (иллюстрациями, документами и т.д.) - до 5 баллов
Учитываются: активность,
скорость,
умение выделять главное, делать обобщение, сравнивать
умение правильно формулировать свои мысли
3. Работа с исторической картой, схемой - до 4 баллов
4. Формулировка вопросов по одной из рубрик - до 3 баллов
5. Посещаемость - 1 балл.
Слайд 49По окончании урока можно подсчитать набранные баллы и поставить ученику оценку
в графу «за работу на уроке»
Оценка «5» -
если ученик набрал 20 баллов и более.
Оценка «4» -
если ученик набрал 15 – 19 баллов.
Оценка «3» -
если ученик набрал 8 – 14 баллов.
Слайд 50Домашнее задание
а) подготовка сообщения с использованием дополнительных источников
до 7 баллов
б) подготовка сообщения с использованием Интернета - 3-4 балла
в) устный рассказ у доски на основе таблицы, плана, опорных слов –
до 3 баллов
г) написание контрольной работы - до 10 баллов
д) составление развёрнутого плана - до 5 баллов
е) написание творческой работы - до 5 баллов
ж) устный рассказ у доски и ответ на дополнительные вопросы –
до 7 баллов
После проверки домашнего задания можно подсчитать набранные баллы и поставить ученику соответствующую оценку в графу «домашнее задание»:
«5» - если ученик набрал 5 и более баллов (за контрольную работу не
менее 9-10 баллов);
«4» - если ученик набрал 4 балла (за контрольную работу – 7-8 баллов;
«3» - если ученик набрал 3 балла ( за контрольную работу – 5-6 баллов).
Слайд 51Девять шагов на пути
к рабочей программе на модульной основе
Шаг 9.
Проверить эффективность работы с обучающимися по разработанным материалам.
Слайд 52Дидактические условия
Качественная разработка модулей, отбор и конструирование содержания учебного материала, учитывающие
потребности, интересы и особенности обучающихся. Последовательная реализация модулей, которые позволяют интенсифицировать учебную деятельность на всех ее этапах.
Разработка и предъявление модулей позволяют сочетать изучение теории и формировать практические умения и навыки.
Варьирование проблемных и творческих задач и заданий с типовыми, требующими репродуктивной деятельности обучающихся.
Применение наряду с основными дидактическими материалами дополнительных источников информации
Сочетание контроля с самоконтролем обучающихся, который сравнительно легко достигается на основе модульного обучения.
Слайд 53Формирующее оценивание в структуре рабочей программы
Оценивание – процесс сбора и анализа
информации об успехах учеников для совершенствования процесса обучения и учения.
Механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса (информация о системе оценивания записана в уставе ОУ).
Слайд 54Степень совпадения между собственной оценкой и оценкой, которую поставил им учитель
у хорошо успевающих школьников бывает в 46% случаев;
у слабо успевающих - в 11% случаев.
По данным исследований, совпадение между учительской и собственной ученической оценкой происходит в 50% случаев.
Проведите свой эксперимент!
Инструкция по технике безопасного оценивания
https://spreadsheets.google.com/ccc?key=0Aqmx19bnKQcddEdqcnJ2dTE4YkpaaFQ4aXVncDVwcXc&hl=ru&authkey=CK7Ps8MD
Слайд 55Ключевые компетентности: оценочная компетентность
Внутренняя (формирующая) оценка
использует индивидуализированные задания, не стандартизированные по
содержанию, процедуре и способам проверки (результаты ученика в сравнении с его же предыдущими результатами)
Внешняя (суммирующая) оценка
основана на единой системе требований к учащимся по уровням сформированности ключевых компетентностей (результаты ученика в сравнении с эталоном)
Слайд 56
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и
не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Слайд 57Оцениваться может только работа учащегося, а не его личность;
Работа учащегося сравнивается
с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников;
Эталон известен учащимся заранее;
Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
Оцениваться может только то, чему учат, поэтому критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей;
Общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося.
… Дата: …
Учитель:
Предмет: Тема
Слайд 60Проектная деятельность
школьников: что изменилось
2.1. Программа развития универсальных учебных действий на
ступени основного
общего образования
Слайд 61Универсальные
учебные действия
Личностные универсальные учебные действия:
— на личностное самоопределение;
— на развитие Я-концепции;
— на смыслообразование;
— на
мотивацию;
— на нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— на учёт позиции партнёра;
— на организацию и осуществление сотрудничества;
— на передачу информации и отображению предметного содержания;
— тренинги коммуникативных навыков;
— ролевые игры;
— групповые игры.
Слайд 62Универсальные
учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:
— задачи и проекты на выстраивание стратегии
поиска решения задач;
— задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
— задачи на смысловое чтение.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— на планирование;
— на рефлексию;
— на ориентировку в ситуации;
— на прогнозирование;
— на целеполагание;
— на оценивание;
— на принятие решения;
— на самоконтроль;
— на коррекцию.
Слайд 63Специфические черты проектной и
учебно-исследовательской деятельности
Слайд 64Специфика проекта
Проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся,
совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Слайд 65Типология форм проектной деятельности
по разным основаниям:
• видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский,
творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
• содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
• количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
• длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта;
• дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
Слайд 66Проекты подлинные и мнимые
— тема проекта должна быть на самом деле интересна
для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;
— необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть работы, иначе весь ход создания продукта будет бессмысленным, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;
— организация хода работы над проектом должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи, на взаимодействии;
— работа над проектом в первую очередь должна приносить пользу ученику, а уже потом науке, школе, обществу.
Слайд 67Итоги и планы
Разработать рабочие программы для работы в новом учебном году.
Создать
годовой план реализации рабочих программ на основе диаграммы Ганта.
Диаграммы Ганта — это популярный тип столбчатых диаграмм, который используется для иллюстрации графика работ, либо плана какого-либо проекта, и является графическим отображением распределения человеческих или технических ресурсов в процессе производства.
(http://dreamworkpro.ru/blog/dlya-biznesa/diagrammyi-ganta.html)
(ссылка на видеосеминар по созданию диаграммы в приложении Microsoft Office Excel 2007 http://www.youtube.com/watch?v=1UISGNLYFpU)
Слайд 71Полезные ссылки
Соната ПРО http://www.protema.ru/multimedia/sonata-pro/item/19-a0#.UZkX0V-Rnh4
Справочники http://www.protema.ru/multimedia/sonata-spr/item/39-about-rpdirectory?event=submit#form
Сайт издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=29030
ФГОС http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400
http://edu-lib.net/drugoe-2/yutsyavichene-p-teoriya-i-praktika-moduln
Юцявичене П.А. Основы
модульного обучения. – Вильнюс, 1989,
Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М., 1996.
Шамова Т.И. Основы технологии модульного обучения. М.,1995.
Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М., 2005.
Решу ЕГЭ (Мы решили весь ЕГЭ) http://geo.reshuege.ru/test?id=14710&nt=True&pub=False