Особенности коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи презентация

Содержание

«Правильное произношение каждого звука и хорошо развитый фонематический слух – вот главные предпосылки для правильного правописания». К. Д. Ушинский

Слайд 1Особенности коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной

речи

Выполнила
учитель-логопед
общеобразовательных школ
Сергеева О. Р.


Слайд 2«Правильное произношение каждого звука и хорошо развитый фонематический слух – вот

главные предпосылки для правильного правописания».
К. Д. Ушинский

Слайд 3Актуальность темы
По последним исследованиям нарушения устной и письменной речи имеют:
в общеобразовательных

школах – 10% учащихся;
в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи – 20% учащихся;
в школах для детей с ЗПР – 20% учащихся;
во вспомогательных школах – 50% учащихся.


Слайд 4Письмо и чтение – сложные формы речевой деятельности, многоуровневые процессы, в

которых принимают участие разные анализаторы:
речеслуховой;
речедвигательный;
зрительный;
общедвигательный.


Слайд 5Последовательность работы анализаторов во время акта письма
Речеслуховой анализатор – фиксирует звучащие

фрагменты, разбивает их на речевые единицы: предложение – слово - слог – звук;
Речедвигательный анализатор – трансформирует фонему в артикулему;
Зрительный анализатор – отвечает за выбор графических символов;
Общедвигательный анализатор – переводит графему в кинему.

Слайд 7Дисграфия и дислексия – это частичные нарушения процесса письма и чтения,

проявляющиеся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (ВПФ), участвующих в процессах письма и чтения.

Слайд 8Знаменитые дислексики и дисграфики
Не заметить этого дислексика просто невозможно. Он может

сказать «шаготворческие» вместо «миротворческие» и путает слова «тактильное» и «тактическое» и может назвать «барьеры» «терьерами». Это, конечно, Джордж Буш – наш неиссякаемый источник радости. Врачи считают, что вылечить дислексию можно, но в Америке таких деток, также как и левшей, обычно просто оставляют в покое.
Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.


Слайд 9Многих талантливых людей из-за этой особенности в детстве считали дураками. Изобретатель

электрической лампочки Томас Эдисон и знаменитый английский физик Майкл Фарадей были одновременно и дислексиками, и дисграфиками. Эдисон был настолько безграмотен, что в 12 лет его… исключили из школы. Впрочем, даже самого автора теории относительности Альберта Эйнштейна, величайшего физика, перевернувшего представления человечества о строении мироздания, тоже считали в школе непроходимым тупицей. А все потому же — он из рук вон плохо читал и писал…

Черчилль

Форд

Дисней

Дастин Хоффман


Слайд 10Проблемные вопросы дисграфии и дислексии
Ухудшение здоровья современных младших школьников.
Недостаточность или неравномерность

развития ВПФ, обеспечивающих готовность к овладению устной и письменной речью.
Разнообразие этиопатогенетических
механизмов и наличие симптомокомплексов у ребёнка (ММД, психический инфантилизм, церебрастения, школьная дезадаптация).


Слайд 11Виды дисграфии
Акустическая
На почве истерии
На почве нарушения
языкового анализа
и синтеза
Оптическая

Артикуляторно –
акустическая
Аграмматическая


Слайд 12Характеристика специфических ошибок при дисграфии и дислексии
Ошибки на уровне буквы и

слога:
пропуск букв и слогов;
замена букв;
смешение букв;
перестановка букв и слогов;
вставка гласных букв.
Ошибки на уровне слова:
отдельное написание частей слова;
написание вместе двух самостоятельных слов;
ошибки на уровне морфологического анализа и синтеза.
Ошибки на уровне словосочетания и предложения:
отсутствие обозначений между предложениями;
несогласование членов предложения в роде, числе и падеже;
трудности в употреблении предлогов.

Слайд 13Основные этапы работы
I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны

речи.
II этап – восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.
III этап – восполнение пробелов в формировании связной речи.


Слайд 14Ошибки на уровне буквы и слова.
Ошибки звукового анализа – дети

не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза.
Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов.
Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки (барабан – «брбн»).
Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»).
Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»).
Добавление лишней буквы, чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»).
Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.


Слайд 15Ошибки фонематического слуха – в основе лежат трудности различения на слух

акустически близких звуков (фонем).
Проявление: замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки.
Дети часто путают парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»);
гласные о – у, ё - ю;
заднеязычные согласные г – к – х (сухой – «сугой»);
соноры л – р, й – л, м –н;
свистящ. и шипящ. звуки м/д собой: с – ш, з – ж, с(мягк.) – щ;
аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т(мягк.); ц – с.
Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.



Слайд 16Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают

буквы, имеющие сходные элементы в написании.
Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов.
Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве, а также развивать зрительный анализатор.


Слайд 17Упражнения, которые помогут ребенку справиться с дисграфией и дислексией:
Ежедневно в течение

5 минут (не больше) зачеркивать или обводить заданные буквы.
Каждый день писать короткие диктанты карандашом.
Выполнять упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Слайд 18Основные правила во время занятий с учащимися
Режим благоприятствования
Отказ от проверок на

скорость чтения
Отказ от упражнений, в которых текст написан с ошибками, подлежащими исправлению
Подход «больше читать и писать» успеха не принесет
Не показывать свою эмоциональную вовлеченность


Слайд 19Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика